Правовая безопасность в системе национальной безопасности
(Осипов В. А.) («Российская юстиция», 2008, N 11)
ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В. А. ОСИПОВ
Осипов В. А., заместитель директора Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.
По утверждениям отечественных ученых, безопасность — это одна из первейших потребностей человека в защищенности от экономических, социальных, политических, духовно-нравственных, экологических, военных и других опасностей, угрожающих его жизни и здоровью, имуществу, фундаментальным гражданским ценностям — демократическим свободам и правам человека <1>. ——————————— <1> Осипов Г. В., Дьяков С. В., Пономарев П. Г., Сенчагов В. К., Яновский Р. Г. Безопасность личности (граждан России) и социально-политическая ситуация в стране // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 2. Материалы научного совета при Совете безопасности Российской Федерации (октябрь 1995 г. — декабрь 1997 г.). М., 1998. С. 31.
В этом плане состояние безопасности личности в современном Российском государстве характеризуется рядом тенденций. В течение последних 10 — 15 лет в результате политических изменений исчезли или существенно ослабли опасности для граждан, исходившие от государства в виде незаконных репрессий, прежде всего за оппозиционную политическую деятельность, инакомыслие, критику властей и руководителей государства. Однако в настоящее время государственная безопасность начинает занимать первостепенное значение, но уже по отношению к иным, ненадуманным проблемам, по отношению к реально существующим угрозам. На первый план вышли опасности, порожденные угрозой терроризма, коррупции, глубокой трансформацией социально-экономических и политических отношений, издержками приватизации и экономических преобразований, дифференциацией общества на богатое меньшинство и бедное большинство, принижением социальной сферы, криминализацией бизнеса и предпринимательства (теневой экономикой). Спектр опасностей, порождаемых этими условиями, продолжает расширяться. Качественные индикаторы и количественные показатели социальных опасностей свидетельствуют о нарастании возможного ущерба от них. По данным исследования Института социально-политических исследований РАН, 90% россиян считают, что их личная безопасность не обеспечена <2>. ——————————— <2> Там же. С. 32.
В настоящий период понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику Российской Федерации только лишь в 1992 году с принятием Закона «О безопасности» <3>. До этого в теоретических работах и публицистике России это понятие определялось термином «национальная безопасность», заимствованным у США. ——————————— <3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
В общем плане под безопасностью понимается состояние, при котором отсутствует угроза и существует защищенность всех сторон жизни. Но как показывает история, такого состояния достичь ни одному отдельному человеку, ни различным обществам, ни государству, ни человечеству до сих пор не удавалось. Наоборот, стремясь защититься от опасности, люди создавали такие виды вооружений и в таком количестве, что это обернулось опасностью для всего человечества, каждого отдельного человека. В результате сформировавшийся образ жизнедеятельности человечества свидетельствует о том, что мы поставили себя на грань выживания, подвергнув серьезной опасности собственное бытие. Потому проблема безопасности становится краеугольным камнем понимания существования и жизнедеятельности человека (цивилизации), т. е. такого бытия, которое является правильным, сбалансированным и разумным и не создает угрозу его жизни и здоровью. В силу многоаспектности и многогранности проблематики, по мнению ряда теоретиков, существует несколько подходов к пониманию и определению родового понятия «безопасность». Так, например, А. А. Тер-Акопов считает, что законодательное регулирование данного термина вполне четкое и ясное, а именно: «…состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Это определение достаточно ясно обозначает объекты (предмет) безопасности и минимальное условие их защищенности. Речь идет об интересах личности, общества и государства <4>. ——————————— <4> Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998. С. 9.
По мнению С. В. Степашина, «одним из условий нормального развития человека и общества является безопасность государства, то есть защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние противоречия» <5>. ——————————— <5> Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Автореферат дис. … докт. юрид. наук. СПб., 1994. С. 10.
Б. П. Кондрашов, исходя из официального определения безопасности, пришел к выводу о том, что «безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности — личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности, от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом» <6>. ——————————— <6> Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6.
По мнению А. Р. Рахманова, в общепринятом порядке безопасность понимается как обеспечение каждому гражданину жизненно необходимого минимума благ и здоровья, а глобальная (международная) безопасность — это такое состояние отношений в обществе, прежде всего межгосударственных, которое гарантирует снижение до низшего предела вероятности возникновения конфликтных ситуаций и способствует гармоничному развитию человечества <7>. ——————————— <7> Рахманов А. Р. Международно-правовые аспекты всеобъемлющей безопасности // Государство и право. 2003. N 2. С. 67 — 74.
Очевидно, что безопасность может быть адекватно понята и обеспечена только с учетом многообразия общественной и государственной деятельности. Поэтому ряд ученых считают необходимым различать общественную и государственную безопасность. Общественная безопасность обеспечивается гражданами, общественными и иными организациями и объединениями собственными ресурсами и силами воздействия. Эти институты обладают необходимыми правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с Федеральными законами «Об общественных объединениях» <8>, «О гражданской обороне» <9>, «О безопасности» и т. д. ——————————— <8> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <9> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799.
В отраслевой юридической литературе «к сфере общественной безопасности обычно относят те общественные отношения, которые связаны с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном использовании их» <10>. ——————————— <10> Рушайло В. Б. Общественная безопасность как объект специального режимного регулирования // Право и политика. 2004. N 3. С. 3.
В сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения, правил производства строительных работ в общественных местах, правил противопожарной безопасности, правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему, и др. По мнению Л. М. Розина, «общественная безопасность представляет систему отношений, складывающихся в соответствии с правовыми нормами при использовании объектов, представляющих повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами <11>. Но данным определением охвачены не все элементы общественной безопасности. ——————————— <11> Розин Л. М. Вопросы юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Административное право / Под ред. Л. Л. Попова. М., 1983. С. 80.
По нашему мнению, в структуру общественной безопасности входят не столько общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности (так как безопасность — это информационная система, а вот ее обеспечение — это деятельность), сколько общественная идеология и социальные нормы различного характера и не только право, но и политические, нравственные, духовные ценности и установки, направленные на защиту и жизнеобеспечение общества, и многое др. И правовая безопасность в системе общественной безопасности является составным ее элементом. Так, Г. А. Туманов и В. И. Фризко дают более широкое определение общественной безопасности. Это «совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде» <12>. По нашему мнению, данное определение, сформулированное в конце 80-х годов XX века, не отражает современных реалий в их системном видении сферы безопасности. ——————————— <12> Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 5. С. 21.
В достаточной мере полезным является определение, данное Б. П. Кондрашовым, который общественную безопасность рассматривает как «разновидность социальной безопасности, под которой понимается система общественных отношений, урегулированная правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств» <13>. Но и это определение не до конца определяет сферу общественной безопасности, так как игнорирует иные компоненты данной комплексной сферы жизнедеятельности. ——————————— <13> Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 8.
Еще более глубокий подход к пониманию проблемы общественной безопасности в контексте уголовно-процессуальной безопасности участников процесса отстаивает А. Ю. Епихин, который обращает внимание на основу научного исследования данной проблематики, исходя из общего положения, выдвинутого современным философом К. Поппером о том, что рост знаний и информации — это то, что «всегда начинается с проблем и всегда заканчивается проблемами — проблемами возрастающей глубины — и характеризуется растущей способностью к выдвижению новых проблем» <14>. Этот вывод, по мнению А. Ю. Епихина, содержит важнейшую методологическую установку, согласно которой «умение видеть проблему, ее масштаб и значимость является основным критерием, определяющим научный уровень исследования и исследователя» <15>. ——————————— <14> Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост научного знания. М., 2004. С. 371. <15> Епихин А. Ю. Общая характеристика проблемы безопасности: постановка проблемы содержания концепции. Обеспечение прав личности и интересов государства в современном обществе: Сб. тезисов Всероссийской науч.-практ. конф. (Муром, 17 — 18 декабря 2004 г.) / Отв. ред. Н. В. Чайковская. Муром: Изд. «Полиграфический центр МИ ВлГУ», 2004. С. 264.
Как видим, первоначально исследователи обращались к проблемам защиты отдельных категорий лиц и сфер деятельности, а затем рост количества публикаций привел к открытию новых неизвестных проблем, свидетельствующих о расширении исходной проблемы безопасности личности в плоскость всеобщей безопасности человека, государства и цивилизации. Поэтому понимание безопасности, в частности отраслевой (уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминальной и т. д.), должно строиться на общей государственной концепции безопасности личности и государства, где эти разновидности займут свое положенное место <16>. ——————————— <16> Там же. С. 264 — 265.
Так или иначе, но в общем плане как отечественная наука, так и практика российского общества накопила богатый опыт в обеспечении безопасности государства и понимании того, что безопасность — это сфера контроля и постоянного совершенствования жизнедеятельности на основе знаний при условии признания всех обстоятельств действительности. Изучение государственного контроля и того же надзора является составной частью познания и укрепления безопасности государства <17>, которые позволяют с учетом положительного и отрицательного исторического опыта выработать комплекс мер и стратегию обеспечения развития, совершенствования и поддержания жизнеспособности общества. ——————————— <17> Прокудин И. И. Основные этапы становления и развития государственного контроля и его роль в укреплении безопасности Российского государства: исторический аспект // Россия: перспективы развития: Научные труды ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. Выпуск 2007. М. С. 161.
Несмотря на то что общественная и государственная безопасность различаются и по субъекту, и по объектам, тем не менее они друг другу не противоречат, а, более того, где-то дополняют. В подтверждение этого в Указе Президента от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» под национальной безопасностью понимается «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» <18>. Исходя из этого следует, что государственная и общественная безопасность в совокупности составляют национальную безопасность как составные ее части. В свою очередь, правовая безопасность есть разновидность общественной безопасности, наряду с экономической, политической, социальной и духовной безопасностью, что означает в общем плане ее вхождение в национальную как составной части. ——————————— <18> Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.).
В современных условиях безопасность обеспечивается в основном государством, его специальными органами. Именно оно является основным субъектом, осуществляющим функцию безопасности через органы законодательной, судебной, а самое главное, исполнительной власти. В отличие от государственной безопасности, которая осуществляется в основном спецслужбами силовой направленности, та же правовая безопасность осуществляется в основном специальными правовыми учреждениями: органами правосудия (судами), Министерством юстиции, службой судебных приставов, учреждениями исполнения наказания (пенитенциарной и ювенальной юстицией), нотариатом, адвокатурой, прокуратурой и т. д. Другие органы так или иначе тоже участвуют в поддержании правовой безопасности общества, но имеют собственную специализацию. Государство в этом плане обеспечивает безопасность каждого гражданина на всей территории страны, а находящимся за ее пределами гарантирует защиту и покровительство в соответствии с национальным и международным правом (законодательством). В этой связи государство обеспечивает правовую и социальную защиту физическим и юридическим лицам, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Итак, национальная безопасность включает в себя такие категории, как государственная безопасность и общественная безопасность, различающиеся как по субъекту, так и по объектам. Это состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности, то есть общественными объединениями, организациями, органами местного самоуправления и государством в лице уполномоченных органов, от внутренних и внешних угроз и рисков. Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов определенной сферы, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства; а под рисками безопасности подразумевают возможность нежелательных последствий какого-либо процесса, явления или факта, измеряемую вероятной величиной потерь <19>. ——————————— <19> Сосунова И., Бабакаев С., Круглова И., Ряжская Т., Чепуров В. Социальная сфера жизнедеятельности государства и стратегические риски. Среда безопасности. Безопасность Евразии // Журнал личной, национальной и коллективной безопасности. 2003. N 1 (11). С. 336.
Соответственно, национальная безопасность — это не только меры и средства защиты интересов общества и государства, но и такое их состояние, при котором они могут обеспечиваться в процессе жизнедеятельности в различных сферах. В этой связи государственная безопасность, по сути, представляет собой соответствующее спокойное состояние социально значимых видов безопасности и стратегических подсистем общества — военной, политической, информационной, идеологической и др., при котором происходит их правовое опосредование с помощью правовой системы. Таким образом, на наш взгляд, подход к пониманию теоретических и практических проблем национальной и общественной безопасности личности и государства должен включать в себя следующие аспекты: 1) необходимость философского (объективно-научного) понимания безопасности; 2) определение сфер общественных отношений, в которые устремлена деятельность государства по обеспечению безопасности, т. е. объектно-предметное содержание сферы; 3) выяснение сущности безопасности государства; 4) раскрытие ее социального назначения и цели в обществе; 5) определение законодательной платформы (принятие ряда концептуальных актов), на основе которой должна осуществляться деятельность государства в сфере безопасности; 6) определение того субъектного состава безопасности, который входит в систему мер осуществления и поддержания безопасности; 7) выработка объективной и реалистичной концепции безопасности с учетом последних научных идеологических и технических разработок. Эти компоненты относятся как к государственной, общественной, так и к национальной безопасности.
——————————————————————