О некоторых особенностях политики Французской Республики во второй половине XX в. в области противодействия распространению наркотиков

(Буре К. С.) («Наркоконтроль», 2008, N 4)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОТИКОВ

К. С. БУРЕ

Буре К. С. (г. Москва).

В современном мире вопросы политики государства в области незаконного оборота наркотических и психотропных веществ становятся все более актуальными — уж слишком велик размах данного рынка. Примечательно, что далеко не все государства придерживаются политики полного запрета и недопущения продажи наркотических веществ в любом виде. Популярно обращение к примеру Голландии, где, несмотря на законодательный запрет продажи наркотических веществ в любом количестве, их приобретение для личного употребления не является сложной задачей — государство здесь борется лишь с крупными поставщиками, при этом сохраняя законодательный запрет и на продажу небольших партий наркотических веществ. Не менее самобытен опыт другого европейского государства, которое также придерживается «авторского» подхода в вопросе государственной политики в области противодействия незаконной продаже наркотических и психотропных веществ, — опыт Франции. При этом особый интерес представляет не столько современная политика данного государства, сколько отношение правительства Франции к незаконному обороту наркотических веществ в прошлые десятилетия, — именно этим самобытен опыт страны. Примечательно, что до 1995 г. политика Франции в области противодействия распространению наркотических веществ стояла особняком от политики в других странах Европы. Она отличалась рядом особенностей, которые для большинства других европейских государств казались немыслимы. Так, практически никакого внимания во Франции не уделялось политике предупреждения распространения наркотических средств. Лишь изредка можно было получить информацию о задержании наркодельцов с крупной партией товара. Да и наказания за такие деяния были невелики <1>. ——————————— <1> Danzon P. M., Wang Y. R., Wang L. The impact of price regulation on the launch delay of new drugs-evidence from 25 major markets in the 1990s. Health Economics 2005; 14 (3): 269 — 92.

Особого внимания со стороны государства не было и к уменьшению объемов употребляемых гражданами Республики наркотических средств. Количество программ по пропаганде отказа от употребления наркотических веществ в средствах массовой информации было минимально. Борьба с наркотиками велась главным образом в одном направлении — в области медицинского противодействия их употреблению. При этом широко применялись методы психотерапии и психоанализа, направленные на излечение лиц, больных наркоманией. В то же время два других весьма распространенных в Европе способа работы с наркозависимыми: специализированные сообщества (речь идет о методе, при котором лица, больные наркоманией, проживают совместно в специально оборудованных учреждениях и вместе проходят лечение) и метадоновые программы — во Франции практически не применялись. В середине 80-х годов политика в области противодействия обороту наркотических веществ в Европе претерпела значительные изменения в сторону ужесточения — распространение СПИДа заставило Великобританию и Голландию, а с конца 80-х годов и Германию, Швейцарию, Испанию и в некоторых вопросах Италию пересмотреть свою политику в этом вопросе. Во Франции же все оставалось без изменений. Смена концепции борьбы с наркоманией во Франции началась лишь в 1995 г., когда против государственной линии в данном вопросе высказались представители сразу множества общественных групп, в том числе лечащие врачи, а также ученые-медики, занимающиеся проблемой СПИДа; члены общественных негосударственных организаций, занимающихся социальными и медицинскими проблемами; некоторые лица, страдающие наркоманией и осознающие опасность дальнейшего распространения данного явления; специалисты общественных наук, занимающиеся изучением политики в области противодействия распространению наркотических и психотропных веществ. Почему же во Франции не пользовались популярностью метадоновые программы? Дело в том, что здесь традиционно было принято считать, что наркомания — это в первую очередь психологическое заболевание, и если побороть психологическую зависимость, то и физическая будет легко преодолима. А лечение метадоном расценивалось как простой переход с одного вида наркотических средств на другой — в чем же здесь заключается лечение? Человек лишь начинает употреблять иной вид наркотиков. А лечение с помощью психоанализа, как полагали в Республике, способно сразу решить проблему, напрочь отбив у пациента охоту продолжать употреблять наркотические средства. Более того, сильны во Франции были традиции классической медицины, которая не признавала лечение метадоном, да и роль психоаналитиков в обществе сделала свое дело, и здесь господствующей формой лечения наркомании стали именно процедуры психоаналитиков. Распространению во Франции метадоновых программ препятствовали следующие факторы: — недопустимость с точки зрения морали использования этих программ, ибо как можно лечить наркомана, позволяя ему продолжать употреблять наркотические средства, пускай и в иной форме; — социальный фактор — введение метадонового лечения, как полагала общественность, неминуемо сделало бы часть общества зависимым от государства и ввело бы тотальный контроль сначала за теми, кто пользуется таким лечением, а затем могло бы распространиться и на других граждан, возможно подозреваемых в совершении деяний, связанных с употреблением наркотических средств <2>; ——————————— <2> Muller P. 2000. L’analyse cognitive des politiques publiques: Vers une sociologie politique de l’action publique. Revue franzaise de sciences politiques 50 (2): 189 — 207.

— научная обоснованность лечения с помощью психоанализа как самого эффективного, о чем писали психоаналитики и к чьему мнению в обществе прислушивались. Во Франции традиционные превентивные меры борьбы с распространением наркотических средств считались второстепенными — с середины 70-х годов, когда проблема стала весьма актуальна, на первый план вышли медицинские меры, которые сразу заняли лидирующую позицию и стали главным способом противодействия наркомании в Республике. Более того, в то время очень сильны были позиции психоаналитиков в обществе — мнения отдельных ученых и профессиональных сообществ представителей данного направления в медицине могли играть значительную роль при формировании политики в той или иной сфере, прямо или косвенно затрагивающей компетенцию психоаналитиков. Самому психоанализу и его возможностям при лечении различных недугов придавалось огромное значение. Имела место здесь еще одна, не столь очевидная причина, по которой общество само не хотело введения более радикальных мер борьбы с распространением наркотических средств. Либерально-демократическая Франция усматривала в этом возможный повод для углубления социального контроля со стороны властей и в иных сферах общественной жизни, что казалось простым гражданам абсолютно недопустимым <3>. Заметим, что во Франции широкое распространение имела и имеет по сей день либертарная концепция правопонимания, главной ценностью для которой является свобода индивида <4>. ——————————— <3> Setbon M. 1993. Pouvoirs contre sida, De la transfusion sanguine au dkpistage: decisions et pratiques en France, Grande-Bretagne et Suede. Paris, Le Seuil. <4> Подробнее см.: Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: НОРМА, 2006.

Итак, в 70-е годы в противостоянии между психоаналитиками и представителями других направлений победили первые, убедив правительство в действительной эффективности предлагаемых ими методов противодействия наркомании. К тому же руководитель Министерства здравоохранения Франции в тот период оказывал им активную поддержку, также будучи уверенным, что психоанализ — самый действенный способ побороть наркоманию в Республике <5>. ——————————— <5> Bergeron H. 1999. Croyances et changement: Le refus franqais de la methadone. In Les Drogues en France: Politiques, marches, usages, edited by C. Faugeron, 224 — 33. Geneva, Switzerland: Georg.

Во Франции считали, что наркомания — это сугубо личная проблема индивида и побороть ее можно одной лишь профессиональной работой с больным; до осознания наркомании как общественно опасного явления, представляющего угрозу для всего общества, в тот период было еще далеко. Кроме того, употребление наркотических средств гражданами Республики в рассматриваемый период в основном носило умеренный характер <6> и, соответственно, о массовых деградациях общества говорить еще было рано. Также напомним, что проблема ВИЧ тогда еще только начинала обретать популярность, поэтому не так сильно интересовала французское правительство. ——————————— <6> Bergeron H. 1998. Comment soigner les toxicomanes? Socie’tal (June-July): Р. 45.

Заметим, что лица, разрабатывающие политику в области противодействия распространению наркотических средств, редко могли столкнуться с наркоманами, находящимися в состоянии полнейшей деградации и чье состояние здоровья могло бы вызывать опасения, — политики редко опускались до уровня общения с рядовыми гражданами, поэтому не имели четкой картины масштабов явления. Более того, политика во Франции вырабатывалась внутри так называемой политической сети <7>, которая часто не учитывала реальной действительности, опираясь лишь на мнения отдельных экспертов или сообществ, которые казались правительству наиболее рациональными <8>. ——————————— <7> Hall P. 1993. Policy paradigms, social learning, and the state: The case of economic policymaking in Britain. Comparative Politics 25 (3): Р. 275. <8> Hall P. 1997. The role of interests, institutions, and ideas in the comparative political economy of the industrialized nations. In Comparative politics, edited by M. Lichbach and A. Zuckerman, 174 — 207. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

В середине 90-х годов наметилась резкая смена политического курса в вопросе регулирования в области незаконного оборота и потребления наркотических и психотропных веществ. Если ранее наркомания воспринималась как проблема отдельных индивидов, решить которую можно работой психоаналитика с данным конкретным индивидом, то теперь стала очевидна угроза для всего общества, стало понятно, что употребление наркотиков группой лиц из данного общества есть угроза для общества в целом. Заметим, что митинги и демонстрации, призывающие к смене курса по данному вопросу, активно начали проводиться с 1992 г. В них принимали участие врачи, осознающие угрозу, которую представляет наркомания для здоровья общества; представители соответствующих некоммерческих организаций; представители обществ борьбы со СПИДом; сторонники традиционных методов лечения наркозависимости; сами наркоманы. Однако правительство не сразу решило пойти на уступки демонстрантам, и лишь с 1995 г. начались преобразования в данной сфере — наметился переход от осознания наркомании как болезни одного человека к пониманию наркомании как общественно опасного явления, представляющего угрозу для всего общества; активно начали применяться метадоновые программы. В этот же период во Франции все большую актуальность приобрела проблема СПИДа, что побудило правительство форсировать введение политики принятия превентивных мер в вопросе распространения наркотических средств <9>. ——————————— <9> San Marco J. L., Jouglard J., Thirion X. et al., 1996. Observation ofillicit or misused psychotropic drugs (OPPIDUM): five years of surveillance of products consumed by drug addicts at Marseille. Therapie 51, 586 — 598.

Активную борьбу за смену политического курса начали и средства массовой информации, которые не только говорили о недостатках политического курса в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и указывали на его неэффективность, но еще и позволяли себе заметить, что Франция является единственным государством Европы, ведущим столь бездейственную политику в данной сфере. Они обратили внимание граждан на то, что политика Республики является отклонением от общеевропейского курса, что вызвало шквал негодования со стороны рядовых граждан. Новый министр здравоохранения в тот период начал активно высказываться о преимуществах метадоновых программ <10>, которые, помимо ряда недостатков, обладали одним неоспоримым преимуществом, коим не мог похвастаться ни один другой метод лечения наркомании: они не сильно меняли привычный уклад жизни наркомана, позволяя ему избежать сильных психологических потрясений, что было очень важно для наркоманов, ибо они уже представляли собой психологически весьма неустойчивых людей. Политика метадонового лечения, по мнению многих, могла быть эффективной мерой в деле противодействия распространению СПИДа в Республике <11>. ——————————— <10> Mossialos E., Oliver. An overview of pharmaceutical policy in four countries: France, Germany, the Netherlands and the United Kingdom. International Journal of Health Planning and Management 2005; 20: 291 — 306. <11> Apolone G., Joppi R., Bertel’e V., Garattini S. Ten years of marketing approvals of anticancer drugs in Europe: regulatory policy and guidance documents need to find a balance between different pressures. British Journal of Cancer 2005; 93: 504-9.

Таким образом, во Франции были введены традиционные для Европы средства противодействия распространению наркотических и психотропных веществ: метадоновое лечение, пропаганда через средства массовой информации, активная борьба с помощью правоохранительных органов, суровые наказания для лиц, задержанных за распространение наркотических средств. Франция совершила движения в сторону ужесточения контроля в области незаконного оборота наркотиков, и это несмотря на то, что в нынешнюю эпоху все чаще слышны призывы к смягчению отношения государства к некоторым видам наркотических средств. В ряде государств регулярно проходят демонстрации и митинги, участники которых с завидным упорством отстаивают идею легализации так называемых легких <12> наркотиков. На фоне подобных мероприятий смена политического курса в сторону ужесточения отношения к столь пагубному для общества явлению со стороны государств нечаста. ——————————— <12> Заметим, что согласно российскому законодательству деление на легкие и тяжелые наркотики отсутствует.

Каковы же итоги смены курса? Пример Франции является наглядной иллюстрацией для подтверждения следующего тезиса: используемый этой страной набор мер малоэффективен. Число лиц, употребляющих наркотические средства, во Франции с 1995 г., т. е. с того времени, когда правительство сменило курс на более жесткую борьбу с наркоманией, никак не сократилось. Наоборот, к сожалению, динамика изменения числа наркоманов в данном государстве имеет тенденцию к росту. Каким же образом можно бороться с наркоманией сегодня? Увы, дать ответ на этот вопрос мы не можем. Однако позволим себе заметить следующее: современное общество требует современных форм борьбы со своими негативными проявлениями. Современных — значит инновационных. Ведь как показал опыт Франции, никакие традиционные, даже весьма радикальные меры в этом вопросе помочь бессильны. Пожалуй, трудно спорить с утверждением о том, что история употребления наркотических средств людьми ведет начало с момента возникновения первых цивилизаций. Вещества, вызывающие психические изменения в том или ином виде, были известны человечеству еще за долгие годы до того, как оно начало задумываться о необходимости регулирования рынка наркотических препаратов. Сегодня уже можно смело констатировать, что человечество прошло различные этапы распространения наркотиков и вступило в эпоху эпидемии наркомании <13>: уж слишком велики масштабы данного явления в современном мире, и требуется поиск новых путей противодействия этому негативному социальному явлению, разрушающему как здоровье отдельных людей, так и само общество. ——————————— <13> Do European Drugs Policies Matter? // Aloys Prinz // Economic Policy. Vol. 12. No. 25 (Oct., 1997). PP. 371.

——————————————————————