Транснациональная коррупционная деятельность должностных лиц РФ: состояние и проблемы борьбы

(Сухаренко А. Н.) («Международное публичное и частное право», 2009, N 3)

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РФ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко А. Н., старший преподаватель Приморского института государственного и муниципального управления (ПИГМУ), аспирант кафедры уголовного права ЮИ ДВГУ.

За минувшее десятилетие коррупция в России приобрела системный характер, превратившись в серьезную угрозу стабильному развитию страны. Не случайно одной из самых важных задач, изложенных в Послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию, россияне признали решительную борьбу с коррупцией <1> (59%). Для сравнения: на преодоление мирового кризиса указали 56% респондентов, развитие производства, инновационных технологий и их внедрение — 34% и укрепление рубля — 30% <2>. ——————————— <1> Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под ней понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица. <2> Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 15 — 16 ноября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 субъектах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. В 2006 г. среди наиболее важных задач, которые были названы в Послании прежнего Президента РФ В. Путина, россияне также выделили реальную борьбу с коррупцией (57%).

Озабоченность населения страны данной проблемой разделяют также эксперты авторитетной международной организации «Трансперенси Интернэшнл» и Института Всемирного банка.

Таблица 1

Динамика уровня коррупции в России <3>

——————————— <3> См.: Corruption Perception Index (CPI) Transparency International. Berlin, 2000 — 2008.

Год Оценка уровня Место Страны, коррупции по России в стоящие в ИВК 10-балльной ИВК рядом с Россией шкале

2000 2,1 83 (90) Эквадор, Албания, Боливия

2001 2,3 81 (91) Пакистан, Танзания, Эквадор

2002 2,7 74 (102) Кот-д’Ивуар, Гондурас, Индия, Танзания, Зимбабве

2003 2,7 87 (133) Румыния, Мозамбик, Алжир, Мадагаскар

2004 2,8 95 (146) Гамбия, Индия, Малави, Мозамбик, Непал, Танзания

2005 2,4 128 (159) Албания, Нигер, Сьерра-Леоне

2006 2,5 127 (163) Бенин, Гамбия, Гайана, Гондурас, Непал, Филиппины, Руанда, Свазиленд

2007 2,3 145 (180) Гамбия, Индонезия, Того

2008 2,1 143 (180) Бангладеш, Кения, Сирия

— Индекс восприятия коррупции (ИВК) ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди госслужащих и политиков. Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований коррупции, проводимых независимыми организациями и институтами. — Балл ИВК отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции). По оценкам Института Всемирного банка, высокий уровень коррупции остается одной из главных причин низкого качества госуправления в России. По сводным показателям она по-прежнему соседствует с африканскими странами и такими одиозными режимами, как Венесуэла и Иран <4>. ——————————— <4> См.: Worldwide Governance Indicators (1996 — 2007). World Bank Institute. 2007. Индексы эффективности госуправления включают в себя: учет мнения населения и подотчетность госорганов, политическую стабильность, эффективность работы правительства, качество нормативно-правового регулирования, верховенство закона и борьбу с коррупцией.

Оценки зарубежных экспертов подтверждают также результаты ежегодных прокурорских проверок соблюдения законности в сфере государственной и муниципальной службы. Так, с 2003 по 2008 г. количество правонарушений коррупционного характера в данной сфере возросло в 16 раз (с 12,9 до 209 тыс.). В результате за 2008 г. к дисциплинарной ответственности были привлечены 23 тыс. должностных лиц, а более 5 тыс. — к административной ответственности. Кроме того, за совершение коррупционных преступлений были осуждены 996 работников органов государственной власти и местного самоуправления, 248 глав муниципалитетов и 62 депутата разного уровня <5>. ——————————— <5> См.: Рогачева М. Профилактика для коррупционера // Газета. 2009. 28 янв.

За последние годы коррупционная деятельность российских чиновников приобрела транснациональный характер <6>. Многие из них предпочитают отмывать полученные доходы через офшорные банки или инвестировать в зарубежную недвижимость <7>. В результате они все чаще оказываются в поле зрения иностранных правоохранительных служб. Данное обстоятельство не только дискредитирует Россию на международной арене, но и подрывает доверие к ее правоохранительной системе как не способной противостоять разгулу коррупции в стране. ——————————— <6> Согласно ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), ратифицированной Россией в апреле 2004 г., преступление носит транснациональный характер, если: а) совершено в более чем одном государстве; б) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; г) совершено в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве. <7> По оценкам экспертов, около 80% элитной (свыше 6 млн. фунтов стерлингов) недвижимости в Лондоне было приобретено российскими госслужащими. См.: Доброхотов Р. Новые русские англичане // Новые известия. 2006. 14 нояб.

2002 г. — прокуратура кантона Женева (Швейцария) наложила штраф в размере 175 тыс. долл. на бывшего Управделами Президента РФ П. Бородина за отмывание 29 млн. долл., полученных в качестве взятки от компании «Mercata Trading» за предоставление выгодного контракта на проведение ремонтных работ в Кремле <8>. В ноябре 2005 г. прокуратура г. Тренто (Италия) возбудила уголовное дело против его дочери — Е. Силецкой и семи россиян за отмывание 62,52 млн. долл., полученных в качестве взяток от указанной компании за подряд на проведение ремонтно-реставрационных работ в Кремле в 1996 г. Все они были объявлены в международный розыск <9>. ——————————— <8> См.: Беррес Л. Павел Бородин расплатился залогом // Коммерсантъ. 2002. 5 апр. <9> См.: Рубникович О. Итальянцы нашли кремлевские деньги // Газета. 2005. 8 нояб.

2004 г. — прокуратура г. Тренто (Италия) возбудила уголовное дело против бывшего гендиректора ФГУП «Росвооружение» Е. Ананьева за отмывание 5 из 7 млн. долл., полученных им в качестве взятки при заключении контракта на поставку ВВС Перу трех истребителей «МиГ-29» <10>. Сегодня он находится в международном розыске. ——————————— <10> См.: Фаляхов Р. По следам «Росвора» // Газета. 2004. 6 июня.

2005 г. — прокуратура Западного округа Пенсильвании (США) возбудила уголовное дело против бывшего главы Минатома России Е. Адамова за хищение и отмывание 9 млн. долл., выделенных США на повышение безопасности российских АЭС. Однако им не удалось привлечь его к уголовной ответственности. В апреле 2008 г. Мосгорсуд признал Е. Адамова виновным в мошенничестве на сумму более 30 млн. долл., злоупотреблении и превышении должностных полномочий, повлекших ущерб в размере 113 млн. долл., и приговорил его к 5,6 года лишения свободы условно с лишением права занимать госдолжности в течение трех лет <11>. ——————————— <11> См.: Буторина Е. Нереальный срок // Время новостей. 2008. 18 апр.

2007 г. — Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка (США) признал виновным бывшего председателя Административно-бюджетного комитета Генассамблеи ООН В. Кузнецова в отмывании более 300 тыс. долл., полученных в качестве взяток сотрудником закупочного отдела ООН А. Яковлевым, и приговорил к 51 месяцу тюремного заключения и штрафу в размере 73,6 тыс. долл. В ноябре 2008 г. на основании Конвенции СЕ о передаче осужденных лиц (1983 г.) он был передан России для дальнейшего отбывания наказания <12>. ——————————— <12> См.: Фильченко Н. Дипломата выслали из тюрьмы на Родину // Коммерсантъ. 2008. 20 нояб.

Обоснованные подозрения в причастности к совершению экономических преступлений имеются и в отношении других российских должностных лиц <13>. Однако отсутствие должного содействия со стороны Генеральной прокуратуры России, конституционный запрет на выдачу российских граждан и процессуальный иммунитет препятствуют привлечению их к уголовной ответственности. ——————————— <13> См.: Симпсон Г. Соединенным Штатам сообщили о «доказательствах» по делу российского министра // The Financial Times. 2007. 16 November; Кобо Х. Жандармы ждали Резника на Майорке // Независимая газета. 2008. 21 окт.

В сложившихся условиях представляется необходимым: — криминализировать такие деяния, как: предоставление взятки должностному лицу в виде нематериальных ценностей; обещание или предложение дать взятку; вымогательство взятки, которое не привело к ее даче; дачу взятки не самому должностному лицу, а третьим лицам, в деятельности которых оно заинтересовано; незаконное обогащение, а также восстановить конфискацию имущества в качестве вида наказания. Эти требования содержатся в Конвенциях ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и коррупции (2003 г.) и Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.); — принять Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности», Кодексы поведения государственных (муниципальных) служащих и иных должностных лиц; — обеспечить надлежащий контроль за доходами государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц и членов их семей; — усилить контроль за целевым расходованием бюджетных средств; — использовать все имеющиеся возможности для выявления фактов легализации (отмывания) доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений; — развивать и укреплять международное сотрудничество, прежде всего по вопросам выдачи, розыска, конфискации и возврата преступных доходов <14>. ——————————— <14> В связи с этим России надлежит присоединиться к совместной инициативе Всемирного банка и Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью по обеспечению возврата похищенных активов (StAR) от 17 сентября 2007 г.

——————————————————————