Коррупционные преступления по законодательству стран — участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС

(Есаян А. К.) («Безопасность бизнеса», 2010, N 4)

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН — УЧАСТНИЦ СНГ, ЕВРАЗЭС, ШОС

А. К. ЕСАЯН

Есаян А. К., кандидат юридических наук.

Исследованию различных аспектов квалификации коррупционных деяний, которые являются уголовно наказуемыми, установления ответственности за коррупционные деяния посвящен обширный пласт работ специалистов по уголовному праву. Изложение проблематики этих исследований содержится в научных работах Г. В. Журавлевой, А. В. Куракина, С. П. Кушнеренко, С. В. Максимова, И. Б. Малиновского, И. М. Мацкевича, Р. Б. Осокина, В. Д. Пристанскова, В. Е. Эминова <1>. ——————————— <1> См.: Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2001; Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы (административно-правовой аспект). М., 2002; Кушнеренко С. П., Пристансков В. Д. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики: Практическое пособие. СПб., 2004. С. 3; Эминов В. Е., Максимов С. В., Мацкевич И. М. Коррупционная преступность и борьба с ней. М.: Издательская группа «Юрист», 2001. С. 23; Малиновский И. Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих. М.: Московский университет МВД России, 2004. С. 5; Журавлева Г. В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 12; Осокин Р. Б. Квалификация служебного подлога и иных преступлений, способом совершения которых является подлог документов // Развитие уголовного законодательства: юридическая наука и практика: Материалы общерос. научно-практ. конференции / Отв. ред. В. М. Пучнин. Тамбов, 2005; Осокин Р. Б. Актуальные направления совершенствования уголовно-правовой нормы о служебном подлоге // Раскрытие и расследование преступлений в современных условиях: проблемы, тенденции, перспективы: Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции 10 марта 2006 г. Липецк: ЛГТУ, 2006; Осокин Р. Б. О значении признака «официальный документ» в составах преступлений против государственной власти // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сб. науч. статей. Тамбов: Издательство «Интеграция», 2006; Осокин Р. Б. Официальный документ как предмет служебного подлога // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. М.: ТК «Велби», Проспект, 2007.

Ответственность за коррупционные преступления установлена в главах о должностных преступлениях уголовных кодексов азиатских государств — членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС: гл. 23 «Преступления против интересов государственной службы» УК Республики Туркменистан, гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы», гл. 13 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» и др. Вместе с тем уголовное и иное законодательство некоторых азиатских государств — членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС (Республик Таджикистан и Туркменистан), перечисляя составы государственно-служебных преступлений, не раскрывает национальное понятие коррупции. В этой связи отнесение тех или иных должностных преступлений к коррупционным в этих государствах не основано на законе, а является результатом теоретических изысканий криминалистов в этой области. УК Республики Казахстан, поместив в гл. 13 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» составы преступлений, не дифференцирует их внутри главы, в связи с чем отграничить коррупционные преступления от иных преступлений не представляется возможным. Уголовный кодекс Кыргызстана в главе «Должностные преступления» содержит ст. 303, которая называется «Коррупция» <2>. Уголовно наказуемой по ч. 1 ст. 303 УК КР является «коррупция — умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства», что наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные в интересах организованной группы, преступного сообщества или повлекшие иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 2 ст. 303). ——————————— <2> См.: Уголовный кодекс КР от 1 октября 1997 года N 68 (с посл. изм. и доп.) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1998. N 7. Ст. 229.

В Государственной стратегии борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике указывается, что ст. 303 УК КР не соответствует нормам международного права и противоречит критериям борьбы с коррупцией <3>. Специалисты высказывают мнение о необходимости исключения этой статьи из УК Кыргызской Республики. Однако она до сих пор из УК Кыргызской Республики не исключена <4>. ——————————— <3> Утверждена указом И. о. Президента КР от 21 июня 2005 г. N 251. <4> Редкоус В. М. Правовое регулирование противодействия коррупции в государствах — участниках СНГ в контексте обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2008. N 5(41). С. 87 — 93.

По сравнению с рядом азиатских государств — членов СНГ, ЕврАзЭс, ШОС в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь закреплены понятие и виды коррупционных преступлений. Российский Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимает «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица» <5>. ——————————— <5> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» для повышения результативности борьбы с коррупционными преступлениями совместным Постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. N 17/94/11 утвержден их перечень <6>. К коррупционным преступлениям относятся: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК); контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК); легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК); финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290 УК); злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК); бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК); превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК); служебный подлог (ст. 427 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК); получение взятки (ст. 430 УК); дача взятки (ст. 431 УК); посредничество во взятке (ст. 432 УК); получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433); злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК). ——————————— <6> Постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. N 17/94/11. URL: http:// www. region. grodno. by/ ru/ ed/ ed_ den_ inf.

С учетом изложенного азиатским государствам — членам СНГ, ЕврАзЭс, ШОС целесообразно учесть положительный опыт России и Беларуси в части правового регулирования установления ответственности за коррупционные преступления.

——————————————————————