Кому выгодна коррупция в бизнес-среде?

(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 20)

КОМУ ВЫГОДНА КОРРУПЦИЯ В БИЗНЕС-СРЕДЕ?

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности», г. Владивосток.

По последним международным исследованиям, российский бизнес — один из самых коррумпированных в мире. Принимаемые антикоррупционные законы практически не исполняются. Офшорные зоны превратились в черные дыры отечественной экономики, став удобным инструментом для ухода от налогов и отмывания «грязных денег». Наиболее эффективными способами минимизации коррупции остаются создание благоприятного инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности отечественной экономики.

Несмотря на громкие заявления властей о снижении административного давления <1> на бизнес, деловой климат в стране по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. Согласно опросу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 55% бизнесменов боятся потерять свою собственность. Число тех, кто регулярно испытывает давление власти, с 2006 по 2011 год выросло с 5 до 19%, а доля единичных случаев — с 22 до 36%. Удельный вес тех, кто не сталкивался с административным давлением, снизился с 61 до 48%. Причем проблемы, по мнению бизнесменов, кроются отнюдь не в законах, а в правоприменении. Особенно тяжелым произвол чиновников становится в условиях экономической нестабильности, когда уверенность в будущем падает <2>. ——————————— <1> Знаковым событием для бизнеса стало принятие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основной новацией стало возложение на прокуроров функции по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В результате при формировании плана на 2010 год было отклонено каждое второе предложение контролеров о проведении проверок. <2> Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей «О состоянии предпринимательского климата в 2006 — 2011 гг.».

Страх бизнесменов за свою собственность увеличивает отток капитала из страны. Так, в 2011 году из России было выведено 84,2 млрд. долл., которые просто необходимы экономике даже не для инноваций, а хотя бы для того, чтобы модернизировать изношенные на 80% производственные мощности. Для сравнения, за кризисный 2009 год этот показатель составил 56,9 млрд. Больший отток капитала был зафиксирован лишь в 2008-м — 133,9 млрд. (рис. 1) <3>. Кроме этого, бизнесмены регистрируют компании в офшорных зонах, что позволяет им вести необходимые судебные разбирательства в другой юрисдикции. Наиболее популярными из офшоров являются Кипр, Британские Виргинские острова, Панама, Джерси, Мэн, Бермуды и Новая Зеландия. ——————————— <3> Данные Банка России за 2008 — 2011 годы.

/ / / / — Россия — Мир

72% / / / / / / / / / / / / / / / Неопределенность и нестабильность экономического роста 80%

66% / / / / / / / / / / / / / / Нехватка ключевых специалистов

53%

62% / / / / / / / / / / / / / Изменение поведения и расходования средств потребителей 50%

59% / / / / / / / / / / / / Увеличение налогового бремени

55%

58% / / / / / / / / / / / / Взяточничество и коррупция

34%

56% / / / / / / / / / / / Нестабильность рынков капитала

64%

56% / / / / / / / / / / / Волатильность обменного курса

58%

Рис. 1. Что волнует руководителей компаний больше всего

В январе 2012 года аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила в Давосе результаты своего ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (всего свыше 1500). У респондентов спрашивали, какие возможности и риски они видят для своего бизнеса в будущем. В результате оказалось, что в перечне опасений российских бизнесменов коррупции отводится более высокое место, чем в среднем по миру (рис. 1) <4>. ——————————— <4> PwC 15th Annual Global CEO Survey. 2012.

В мае 2012 года американский институт общественного мнения GallupWorld опубликовал рейтинг стран по восприятию коррупции в бизнесе. Рейтинг создан на основе соцопроса, проведенного в 2011 году в 140 странах, в каждой из которых опросили по одной тысяче человек. Согласно исследованию, 79% россиян считают, что коррупция в бизнесе распространена, 6% — что не распространена, 15% затруднились ответить, 1% отказались отвечать. Для сравнения, уровень восприятия коррупции в Молдове — 87%, Украине — 81%, Кыргызстане — 77%, Армении — 76%, Азербайджане — 65%, Казахстане — 57%, Таджикистане — 48%, Республике Беларусь — 38%, Грузии — 28%. Между тем в США и ЕС этот показатель составил 60% и 63% соответственно <5>. ——————————— <5> http://www. infomarket. md/ru

Почти половина отечественных бизнесменов заявили об усилении административного влияния, а с коррупционными проявлениями сталкивались почти треть из них. Таковы результаты опроса международной организации Grant Thornton Int. среди 275 топ-менеджеров компаний с персоналом до 500 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В среднем 44,5% респондентов заявили об усилении влияния со стороны госорганов, в то время как в 2010 году таких насчитывалось 34,8%. Любопытно, что региональные бизнесмены относятся к этому процессу более толерантно, чем столичные. Большая часть бизнесменов в Екатеринбурге (65,5%), Нижнем Новгороде (64,3%) и Новосибирске (54,7%) считают вмешательство госорганов оправданным в условиях финансового кризиса. В Москве такое вмешательство оправдывают только 43,6% (40% не считают кризис оправданием), а в Санкт-Петербурге — 36,4% и 52,7% соответственно. Наибольшая коррупционная составляющая оказалась в Нижнем Новгороде — 55,3%. В Москве — 30,9%, Санкт-Петербурге — 27,3%, Екатеринбурге — 25,5%, а наименьшая — в Новосибирске (22,7%). Средний показатель коррупции по пяти городам составил 32,5% — столько бизнесменов заявили о более или менее значительном коррупционном воздействии <6>. ——————————— <6> http://www. gtrus. com

По результатам опроса 250 бизнесменов, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), наиболее обременительными являются проверки таких контрольно-надзорных органов, как Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роструд. При этом наиболее взяткоемкими были признаны органы Госпожнадзора и Россельхознадзора (рис. 2).

(% компаний) Контрольный Проверено Выявлено Давали орган предприятий нарушений взятки

Налоговая 42,1 42,6 1,4

Пожарный надзор 80,1 76,6 5,4

Роспотребнадзор (СЭС) 50,2 63,5 2,9

Роструд 23,8 55,3 2,4

Росприроднадзор 26,1 58,3 4,4

Ростехнадзор 28,2 48,3 0

Росздравнадзор 11,7 22,7 0

Россельхознадзор 7,3 85,7 7,1

МВД 26,8 34,5 1,7

Иные лицензирующие органы 18,7 35,5 0

Региональные органы власти 16,6 38,5 3,7

Муниципальные органы власти 16,1 46,2 0

Рис. 2. Итоги проверок малого бизнеса в 2010 году

Как показало исследование аудиторской компании Ernst&Young;, 39% российских бизнесменов готовы дать взятку наличными, чтобы выиграть тендер или «уладить дела». В свою очередь, 26% респондентов готовы в аналогичных целях расплатиться дорогими подарками, а 25% — предоставить отдых и развлечения <7>. Напомним, что согласно ГК РФ денежный лимит подарка чиновнику составляет всего 3 тыс. руб. Наиболее распространенные в Европе формы взяток представлены на рисунке 3. ——————————— <7> http://www. ey. com. В опросе приняли участие 2,3 тыс. человек из 25 европейских стран.

Великобритания Германия Испания Россия Турция Чехия

Деньги *18* 13 10 23 39 36 23 17

*24* Подарки 16 10 20 26 32 26 18

Развле — чения *21* или 22 13 21 25 11 26 вече — 16 ринки

** % руководитель высшего звена % рядовых сотрудников

Рис. 3. Формы взяток, распространенные в Европе

Средний размер взятки — главный фактор, влияющий на динамику рынка деловой коррупции (в отношениях между бизнесом и властью). По оценкам Фонда «ИНДЕМ», за период с 2001 по 2005 г. рынок деловой коррупции вырос в абсолютном исчислении в 13 раз. В последующие пять лет рост продолжился, но уже не такими темпами, в частности из-за мирового финансового кризиса. По сравнению с 2001 годом рынок деловой коррупции в 2010 году вырос более чем в 19 раз. Еще одним важным параметром является отношение объема рынка деловой коррупции к ВВП — тем самым коррупционная динамика соотносится с темпами роста или падения всей экономики в целом. В 2001 году отношение объема рынка деловой коррупции к ВВП составляло 6,3%, в 2005-м — 30,8%, а в 2010-м — уже 42%. В абсолютном выражении это превышает 462 млрд. долл. <8>. ——————————— <8> Ильичев Г. Доить с утра и до вечера // Новое время. 2011. N 5.

Принимая во внимание изложенное, не вызывает удивления изменение приоритетов отечественного бизнеса. По данным НИСИПП, за 2005 — 2009 годы количество предприятий малого бизнеса, осуществляющих неформальные выплаты криминальным «крышам», сократилось на 10%. С учетом фактического оборота сектора размер неформальных выплат чиновникам от малого бизнеса в 2008 году по экономике в целом составил (в пересчете на среднее значение официального курса доллара ЦБ) около 40,2 млрд. долл., а криминальным «крышам» — лишь 18,6 млрд. <9> (рис. 4). ——————————— <9> Буев В. «Крыши» растут с оборотом // Российская газета. 20.04.2010.

Неформальные платежи «Неформальные налоги» или чиновникам или госорганам «неформальные прибыли крышам»

> 8,5 ****** * 8,6 8 ******** 8,2 ******** 7,8 *** ** * 7,9 > 7,0 vvvvvv v 6,6 6 vvvvvvvv 5,9 vvvvvvvv 5,6 vvvvvv v 5,5 4,9 ******** 5,0 ******** 4,7 4 ******** 4,3 ****** * 4,0 <

3,2 vvvvvvvv 3,0 vvvvvvvv 2,5 2 vvvvvvvv 2,1 vvvvvvvv 1,9 <

для типичного предприятия в целом по экономике

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 4. Неформальные выплаты чиновникам и криминальным «крышам» (в процентах)

В последнее время был принят ряд мер, направленных на ослабление административного давления на малый и средний бизнес. Однако многое не было доведено до логического завершения, а в ходе применения некоторых законов выявилась их недостаточность. Так, несмотря на прогрессивный характер Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», до сих пор не внесены изменения в более чем 70 федеральных законов, регулирующих порядок контроля в отдельных сферах деятельности. Несмотря на принятые поправки, коррупционно емким остается Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По оценкам Контрольного управления Президента РФ, объемы хищений (откатов) в данной сфере составляют 1 трлн. руб. (или пятую часть суммарного оборота госзаказов) <10>. ——————————— <10> http://lenta. ru

Возникает вопрос: чем вредны откаты? Во-первых, затраты на подношения включаются в себестоимость товаров, работ и услуг, становятся частью механизма ценообразования. Во-вторых, снижение эффективности и прибыльности компании. У компании, которая закупает товар с откатом (например, технику, канцтовары и т. д.), растут затраты на ведение бизнеса и падает прибыль. Если по откатной схеме закупается сырье для дальнейшего производства, то возрастает цена и на конечную продукцию, что делает ее неконкурентоспособной. Не исключено, что компании придется продавать данную продукцию, мотивируя покупателя посредством обмана. Кроме того, закупка товаров и услуг по коррупционным схемам означает, что откатчик выбрал не самый качественный товар, а самый выгодный для своего кошелька. Остается надеяться, что обуздать аппетиты чиновников позволит Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ужесточивший наказание за воспрепятствование предпринимательской деятельности. Теперь в соответствии с ч. 1 ст. 169 УК РФ чиновнику грозит штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 часов. То же деяние, совершенное в нарушение судебного решения или причинившее крупный ущерб, наказывается лишением права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до 250 тыс. руб., либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет <11>. ——————————— <11> Российская газета. 08.12.2011. Согласно примечанию, крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей 1,5 млн. руб., а особо крупным — 6 млн. руб.

Наряду с этим нельзя не упомянуть Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», который увеличивает размеры штрафов за взяточничество и посредничество во взяточничестве до стократной суммы взятки (но не более 500 млн. руб.). При этом обязательным является лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет. Лишение свободы в данном случае остается альтернативным видом наказания наряду со штрафом <12>. ——————————— <12> Российская газета. 06.05.2011.

Что же касается самих бизнесменов, то для них был принят Федеральный закон от 01.02.2012 N 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». Принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года Конвенция сегодня объединяет 38 стран, и присоединение к ней является одним из условий вступления в ОЭСР. Согласно Конвенции каждая из стран-участниц в соответствии с внутренним законодательством принимает необходимые меры для признания в качестве уголовно наказуемых деяний умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в связи с осуществлением международной коммерческой сделки. Каждое из присоединившихся к Конвенции государств обязывается принимать меры к установлению того, что соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица, является уголовно наказуемым деянием. Документ устанавливает ответственность юридических лиц, а также юрисдикцию, правоприменение и сроки давности в отношении подкупа иностранного должностного лица <13>. ——————————— <13> Российская газета. 03.02.2012.

Как справедливо заметили эксперты GallupWorld, коррупция является одним из самых серьезных препятствий в социально-экономическом развитии страны. Предприниматели ищут стабильную среду для открытия компаний, а коррупция мешает определить реальные риски, связанные с созданием дела. Для эффективной борьбы с коррупцией необходима политическая воля, совершенствование законодательной базы, повышение транспарентности принимаемых решений.

——————————————————————