Транснациональная коррупционная деятельность российских бизнесменов

(Сухаренко А.) («Внешнеторговое право», 2009, N 2)

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ

А. СУХАРЕНКО

Сухаренко А., аспирант кафедры уголовного права ЮИ ДВГУ, старший преподаватель ПИГМУ.

За минувшее десятилетие коррупция <1> в России достигла социально опасного уровня, превратившись в реальную угрозу жизнедеятельности общества. По данным ВЦИОМ, для 21% россиян отсутствие уверенности в завтрашнем дне связано с коррупцией <2>. Поэтому не случайно разработчики Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. включили ее в перечень основных угроз внутренней безопасности страны <3>. ——————————— <1> Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под ней понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица. <2> Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 7 — 8 февраля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. <3> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.».

Как показывают социологические исследования, коррупция остается одной из главных проблем российского бизнеса. Согласно опросу ВЦИОМ, 56% предпринимателей оценивают уровень коррумпированности отношений бизнеса и власти как высокий. В свою очередь, 33% респондентов считают, что она является одним из основных препятствий на пути вхождения России в число мировых лидеров. Основными причинами широкой распространенности коррупции, по мнению предпринимателей, являются: принуждение бизнеса к коррупционным действиям чиновниками (50% респондентов), высокая эффективность коррупционных действий по сравнению с законными путями решения проблем (39%), укорененность коррупции как «нормы жизни» в сознании как предпринимателей, так и населения в целом (32%), а также убежденность части предпринимателей в том, что нормы закона не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность, и, чтобы выжить, бизнес вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками (28%) <4>. ——————————— <4> См.: Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2007. 26 декабря. Опрос 1200 российских предпринимателей (владельцев и топ-менеджеров частных компаний) проведен в 40 субъектах РФ. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (по трем макроотраслям: промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны и по «крупности» предприятий (по числу занятых).

Сходные выводы содержатся и в исследовании компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC). Согласно ее докладу, 63% топ-менеджеров сталкивались с попытками взяточничества, а то, что давление властей за последние пять лет выросло, отмечают 56%. Еще 71% респондентов ожидают, что в последующие пять лет это давление будет только усиливаться. Кроме того, 45% респондентов признались, что отказывались от выхода на рынки из-за коррупционных рисков, а 42% предположили, что их конкуренты платили взятки <5>. ——————————— <5> См.: Николаева Д. Коррупция не отстает от глобализации // Коммерсант. 2008. 29 фев.

Как показало исследование аудиторской компании «Ernst&Young;», самый действенный способ получения контрактов и сохранения бизнеса в условиях кризиса — взятка (25% респондентов допускают это). В России этот показатель еще выше — 43%. По толерантному отношению к взяткам Россия стоит в одном ряду с Турцией (53%), Чехией (43%) и Испанией (38%) <6>. ——————————— <6> См.: Мельникова Е. Откат системы // Газета. 2009. 27 мая. Опрошено 2246 менеджеров крупных компаний из 22 стран Европы (включая 102 в России).

Любопытно, что если в развитых странах одним из главных рисков, связанных с коррупцией, является репутационный, то в России к репутации компании относятся с меньшим пиететом. В нашей стране обвинения в коррупции более персонифицированы, тогда как за рубежом это в первую очередь риск для самой компании. Согласно опросу международной организации «Transparency International» (TI), в списке из 22 ведущих стран-экспортеров (на них приходится 75% мирового экспорта и прямых инвестиций) Россия занимает последнее место с показателем в 5,9 балла по шкале от 0 до 10, где 10 баллов — наименьшая вероятность использования взяток для продвижения своего бизнеса за рубежом. Российские бизнесмены оказались более склонными давать взятки, чем их коллеги из других стран группы БРИК (крупнейших стран с развивающейся экономикой) — Бразилии (7,4 балла), Индии (6,8 балла) и Китая (6,5 балла). В предыдущих исследованиях «TI» российский бизнес также получал невысокие оценки: в 2002 г. — 3,2 балла (21-е место) и 2006 г. — 5,16 балла (28-е место) <7>. ——————————— <7> См.: Bribe Payers Index (BPI) Transparency International. Berlin, 2008. Основан на результатах 2742 интервью с руководителями крупных компаний.

В этой связи неудивительно, что отечественные компании активно используют коррупционные схемы для расширения своего бизнеса за рубежом. Так, в августе 2005 г. А. Яковлев, бывший сотрудник закупочный службы ООН, признался в получении взяток от иностранных компаний за содействие в получении выгодных контрактов в рамках гуманитарной программы для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». По данным следствия, среди его клиентов было несколько российских компаний <8>. ——————————— <8> См.: Шерстенина Е. Почему ООН не хочет иметь дело с российскими фирмами // Известия. 2007. 20 марта.

Любопытно, что согласно заключению Комиссии по расследованию злоупотреблений при реализации программы «Нефть в обмен на продовольствие», за период с марта 2001 г. по декабрь 2002 г. российские компании через Посольство Ирака в Москве выплатили режиму С. Хусейна более 52 млн. долл. в виде «откатов» за участие в данной программе. В результате они закупили нефти на 19,2 млрд. долл. <9>. ——————————— <9> См.: Реутов А. ООН постигла гуманитарная катастрофа // Коммерсант. 2005. 28 окт.

В июне 2008 г. Р. Кэсо, бывший помощник конгрессмена-республиканца К. Уэлдона, признался в том, что не сообщил о получении его женой 19 тыс. долл. от «International Exchange Group» (IEG). Эта ныне прекратившая свою работу некоммерческая организация занималась развитием делового обмена между США и Россией, а также вопросами нераспространения оружия массового уничтожения. Однако, по утверждению прокуратуры, IEG действовала в интересах российских компаний, собирая для них информацию и работая над созданием их благоприятного имиджа. Сам К. Уэлдон подозревается в незаконном лоббировании интересов газовой компании «Итера». По данным Минюста США, фирма его дочери заключила с «Итерой» контракт на 500 тыс. долл. на создание позитивного имиджа <10>. ——————————— <10> См.: Arms-Control Group Tied to Kremlin Paid Wife of Weldon Aide // The Wall Street Journal. 2008. 10 June.

Продолжается расследование деятельности бывшего лоббиста Дж. Абрамоффа, приговоренного в сентябре 2008 г. к четырем годам тюремного заключения за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и дачу взяток. По данным Минюста США, он также подозревается в незаконном лоббировании интересов нефтяной компании «Нафтасиб» с помощью бывшего конгрессмена-республиканца Т. Дилея <11>. ——————————— <11> См.: Abramoff Ties to Russians Probed // The Boston Globe. 2006. 23 February.

Несмотря на принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» <12>, Уголовный кодекс РФ не претерпел существенных изменений в части криминализации коррупционных деяний и усиления ответственности за их совершение. Несмотря на вышеперечисленные факты, до сих пор не отработан механизм привлечения к уголовной ответственности российских бизнесменов за подкуп иностранных должностных лиц. В отличие от стран ЕС и США в России отсутствует закон, регламентирующий лоббистскую деятельность в органах власти. ——————————— <12> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 дек.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется необходимым: — рассмотреть возможность присоединения России к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (1997 г.) и Конвенции СЕ «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (1999 г.); — рассмотреть возможность установления уголовной ответственности юридических лиц за экономические преступления; — ускорить принятие Федеральных законов «О регулировании лоббистской деятельности» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов»; — усовершенствовать механизм взаимодействия между контролирующими и правоохранительными органами; — развивать международно-правовое сотрудничество в сфере противодействия коррупции.

——————————————————————