Правовые аспекты организации деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия

(Белоконь А. В.) («Административное право и процесс», 2006, N 2)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ОБОРОТА ОРУЖИЯ

А. В. БЕЛОКОНЬ

Белоконь А. В., старший инспектор УЛРР ГУВД Краснодарского края, старший лейтенант милиции.

Правовой режим самым общим образом можно определить как порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 278.

Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «Об оружии», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами, которыми формируются административно-правовые режимы различных стадий оборота оружия. Оружие относится к той категории предметов, свободный, неконтролируемый оборот которых недопустим из-за повышенной общественной опасности их бесконтрольного использования. Поэтому построение нормативно-правового материала, регулирующего оборот оружия и его стадии возможно только в виде административно-правовых режимов, позволяющих добиться неотвратимого достижения поставленной законотворческим органом цели — обеспечения общественной безопасности в сфере оборота оружия. Оборот оружия в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» состоит из следующих стадий: — приобретение оружия; — хранение оружия; — использование оружия; — продажа оружия; — ввоз на территорию Российской Федерации оружия; — вывоз из Российской Федерации оружия. Огромное количество оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, находится в личном пользовании у граждан. Поэтому особенно важным является образование эффективных юридических конструкций административно-правовых режимов, регулирующих порядок приобретения, хранения, использования оружия, а также устанавливающих систему контроля за указанными стадиями оборота оружия. Действующим законодательством контрольные и надзорные функции за оборотом оружия отнесены к компетенции органов внутренних дел, что делает наиболее актуальным вопрос образования эффективных административно-правовых режимов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. В системе органов внутренних дел контрольные функции по соблюдению правил оборота оружия возложены прежде всего на подразделения лицензионно-разрешительной работы, а также службу участковых уполномоченных милиции, паспортно-визовые подразделения, информационные центры и другие службы. В этой связи важное значение приобретает обеспечение согласованных действий указанных служб в осуществлении контроля за оружием, а также нормативно-правовое обеспечение их деятельности. В целях реализации Федерального закона «Об оружии» издано Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», а Министерством внутренних дел Российской Федерации издан Приказ от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814», которые устанавливают режимные правила в сфере оборота оружия, в том числе находящегося во владении у граждан. В структуре юридической конструкции административно-правовых режимов особое место занимают правовые, организационные, материально-технические гарантии, которые при помощи различных правовых средств обеспечивают возможность реализации режимов, создание таких правовых условий, при которых неисполнение режимных правил неотвратимо влечет за собой невозможность осуществления оборота оружия и взрывчатых веществ, их изъятие, привлечение виновных должностных лиц к соответствующей ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) <*>. ——————————— <*> Долгополов А. А. Правовые аспекты построения юридических конструкций административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2005. N 11. С. 47.

Одно из важнейших мест среди юридических и организационных гарантий функционирования административно-правовых режимов оборота оружия занимают контрольные функции органов внутренних дел. В качестве инструмента контроля за оборотом оружия законодательством на органы внутренних дел возложены следующие функции: — выдача лицензий на приобретение соответствующих видов оружия; — регистрация и учет приобретаемого оружия; — проверка условий хранения приобретенного оружия; — изъятие оружия; — аннулирование лицензий и разрешений. Контрольные функции органов внутренних дел в сфере оборота оружия как реализация юридических гарантий функционирования административно-правовых режимов являются совокупностью их прав и обязанностей, а также деятельностью по установлению соответствия реального положения дел на подконтрольном объекте режимным правилам, устанавливаемым административно-правовым режимом, и охватывают собой средства выявления, предупреждения правонарушений, меры пресечения правонарушений, меры защиты от правонарушений. Как организационные гарантии функционирования административно-правовых режимов контрольные функции органов внутренних дел включают в себя управленческую деятельность, систему и порядок наделения соответствующих должностных лиц необходимыми полномочиями, обязанностями, систему информационного обеспечения, кадровое ресурсное обеспечение, необходимое для осуществления контрольных функций. В структуре юридических гарантий функционирования административно-правовых режимов важное место занимает реализация контрольных функций органов внутренних дел в сфере оборота оружия, тем не менее в системе праворегуляции оборота оружия существуют некоторые проблемы, не позволяющие эффективно осуществлять контроль за оборотом оружия. Так, к примеру, ст. 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается ответственность за нарушение гражданином сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении его постоянного места жительства. Вместе с тем в Федеральном законе «Об оружии», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», в Приказе МВД Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814» отсутствуют какие-либо сроки постановки оружия на учет в органе внутренних дел в случае изменения гражданином постоянного места жительства, а также норма права, устанавливающая порядок уведомления органов внутренних дел в случае переезда владельца оружия на другое место жительства. Таким образом, в существующей юридической конструкции административно-правового режима, регулирующего порядок постановки оружия на учет в органах внутренних дел в случае переезда гражданина на иное место жительства, отсутствуют юридические и организационные гарантии функционирования указанного административно-правового режима, несмотря на то что санкция за нарушение указанных гарантий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Очевидно, что для обеспечения функционирования административно-правового режима учета оборота оружия необходимо установить требования к владельцам оружия, обязывающие их уведомлять орган внутренних дел о переезде на новое место жительства и после чего в определенный срок (на наш взгляд, двухнедельный) ставить оружие на учет в органе внутренних дел по новому месту жительства. В целях реализации контрольных функций органами внутренних дел необходимо урегулировать порядок взаимодействия лицензионно-разрешительных подразделений с паспортно-визовыми службами в части передачи паспортно-визовыми службами информации об изменении места жительства лиц, имеющих в личном владении гражданское оружие, зарегистрированное в органах внутренних дел. Так, к примеру, это можно осуществить, объединив информационную базу данных паспортно-визовых служб, содержащую данные о лицах, проживающих на территории определенного административного деления, и базу данных лицензионно-разрешительных подразделений, содержащую информацию о владельцах оружия, состоящих на учете, что даст возможность паспортно-визовым службам контролировать возможное перемещение лиц, имеющих в личном пользовании оружие. В соответствии с п. 38 Инструкции к Приказу МВД Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814» гражданин Российской Федерации при регистрации оружия в органах внутренних дел обязан представить приобретенное оружие для осмотра сотрудником лицензионно-разрешительной работы на основании требований к техническому состоянию оружия и патронов, обеспечивающих их безопасное использование. В указанном административно-правовом режиме учета оружия, одним из важных этапов которого является осмотр оружия, отсутствуют организационные, юридические и ресурсные гарантии функционирования данного режима, отсутствуют требования к техническому состоянию оружия и патронов, на основании которых сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы должен осуществлять проверку, также существует проблема кадрового обеспечения этой функции, так как лица, осуществляющие данную проверку, должны обладать специальными техническими знаниями. Для решения данной проблемы необходимо установить требования к техническому состоянию оружия и патронов, порядок и место проведения осмотра оружия эксплуатируемого гражданами, а нормативно-правовыми документами МВД России установить перечень должностных лиц, имеющих допуск к проведению данных проверок, квалификационные требования к ним. На основании изложенного можно сделать вывод, что без создания четкой юридической конструкции административно-правовых режимов деятельности органов внутренних дел в сфере оборота оружия, включающей в себя прежде всего административно-правовой статус субъектов и объектов правоотношений, правовые средства, юридические, организационные, материально-технические гарантии функционирования административно-правового режима, невозможно добиться эффективной деятельности по обеспечению общественной безопасности в сфере оборота оружия.

——————————————————————