О некоторых вопросах предоставления мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 5)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, УКАЗАННЫМ В ПОДПУНКТЕ «З» ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЕТЕРАНАХ», СТАВШИМ ИНВАЛИДАМИ ВСЛЕДСТВИЕ ОБЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрены права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и иных причин.

Ключевые слова: участники Великой Отечественной войны, права, льготы.

Some of the provision of social support of the Great Patriotic war, referred to in subparagraph «g» of paragraph 1, paragraph 1 of Art. 2 of the Federal law «On veterans» who have become disabled due to general disease A. V. Efremov

We consider the rights and benefits of disabled veterans in accordance with the established group of disabled veterans of the Great Patriotic War, who have become disabled due to a general medical condition, work-related injury and other reasons, are provided.

Key words: participants in the Great Patriotic War, the rights, privileges.

Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и иных причин, предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности, в том числе и по размеру ежемесячной денежной выплаты, например, если участник Великой Отечественной войны имеет инвалидность по общему заболеванию и является ветераном — участником Великой Отечественной войны по подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». К данной категории участников войны отнесены военнослужащие, уволенные в запас (отставку), которые в течение шести месяцев в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. проходили военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (ветераны последнего военного призыва). Действовавшая до 1 января 2005 г. система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом «О ветеранах», включала предоставление ветеранам войны дополнительных прав и льгот (ст. 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. В ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» федеральный законодатель определил для ветеранов — участников Великой Отечественной войны, указанных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», объем мер социальной защиты, которые меньше по объему мер социальной защиты, предусмотренных в ст. 14 для инвалидов Великой Отечественной войны, и мер, предусмотренных в ст. 15 для других категорий непосредственных участников военных событий. Вместе с тем ст. 15 названного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и иных причин, предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности. Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 г. нормативно-правовое регулирование приравнивало всех участников Великой Отечественной войны, в том числе участников, указанных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 вышеназванного Закона, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении мер социальной поддержки, перечисленных в ст. 14 Закона. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ст. 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. В рамках системы социальной поддержки часть льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам — участникам Великой Отечественной войны в натуральной форме, заменена ежемесячной денежной выплатой. По смыслу ст. ст. 13, 14, 15, 17, 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов — участников Великой Отечественной войны; по своей природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий. В связи с вышестоящим то обстоятельство, что в п. п. 9 и 10 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и ст. ст. 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах», определяющих меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не упоминается такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, и вопросы, касающиеся ее предоставления (круг лиц, имеющих право на ее получение, размер выплаты, порядок назначения), регламентируются отдельной статьей — ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», а также отсутствие в данном Федеральном законе прямого указания на размер ежемесячной денежной выплаты, полагающейся участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, включая военнослужащих, указанных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 названного Закона, не свидетельствуют о том, что тем самым Федеральный закон «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ допускает установление ежемесячной денежной выплаты данной категории участников войны без учета объема тех прав и льгот, которые были предоставлены им до 1 января 2005 г. как лицам, приравненным по правам на льготы к инвалидам войны, а с 1 января 2005 г. заменены денежной компенсацией. Следовательно, участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, включая военнослужащих, указанных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, необходимо выплачивать ежемесячную денежную выплату в размере, установленном Федеральным законом «О ветеранах» для инвалидов Великой Отечественной войны <1>. ——————————— <1> См. ответ на вопрос 12 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 г.

Данный вывод, на взгляд автора настоящей статьи, не противоречит Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О, согласно которому взаимосвязанные нормативные положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», являющихся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других уважительных причин, которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны — инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 23.1 данного Закона. Вышесказанное подтверждается и судебной правоприменительной практикой. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в Определении от 19 июня 2007 г. N 33-3061 на решение Нижегородского районного суда от 3 мая 2007 г. по делу по иску Г. к военному комиссариату Нижегородской области о признании действий незаконными, о возложении обязанности выплатить разницу в сумме дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установила следующее. Истец обратился в суд с иском к ответчику, просит суд признать незаконным размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения, выплачиваемого ему военным комиссариатом Нижегородской области по Указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 в размере 500 руб., просит обязать ответчика выплачивать ему данное обеспечение в размере 1000 руб. с момента его назначения. В обоснование иска истец указал, что является участником Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., относится к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». Является инвалидом II группы по общему заболеванию. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» он имеет право на получение единого денежного довольствия инвалида войны и получает его. Это право истца подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О. По аналогии с данным Определением Конституционного Суда Российской Федерации истец полагает, что он имеет право на получение дополнительного единовременного материального обеспечения в размере 1000 руб. как инвалид Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 3 мая 2007 г. признаны незаконными действия комиссариата Нижегородской области по выплате Г. дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 500 руб. Военный комиссариат Нижегородской области обязан в отношении Г. произвести перерасчет дополнительного ежемесячного материального обеспечения, исходя из положенных 1000 руб., осуществить выплату разницы между фактически начисленными 500 руб. и положенной суммой дополнительного ежемесячного материального обеспечения по Указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363с 1 мая 2005 г. по 1 мая 2007 г. С 1 мая 2007 г. военный комиссариат Нижегородской области обязан осуществлять выплату Г. дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1000 руб. В кассационной жалобе военный комиссариат Нижегородской области просит отменить решение суда, указывая, что судом допущено нарушение нормы материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами. Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, основанному на требованиях Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», Федерального закона «О ветеранах», с учетом разъяснений Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89, а также полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств. Из материалов дела следует, что истец имеет удостоверение ветерана — участника Великой Отечественной войны и согласно представленному удостоверению имеет права и льготы, предусмотренные ст. ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах» (л. д. 9). Кроме того, истец является инвалидом II группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно (л. д. 9). Проанализировав вышеуказанное действующее законодательство, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ежемесячное материальное обеспечение, установленное Указом Президента Российской Федерации «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» инвалидам и участникам войны, отдельным категориям граждан является новым видом материального обеспечения, имеет дополнительный характер по отношению к мерам социальной поддержки, предусмотренным Федеральным законом «О ветеранах». В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из данного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 13 названного Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает среди прочих мер выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из приведенных положений следует, что приведенный выше Указ Президента Российской Федерации относится к законодательству о ветеранах, введенное Указом дополнительное ежемесячное материальное обеспечение входит в систему мер социальной поддержки перечисленных в Указе категорий граждан. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности. Название ст. 15 указанного Закона и содержание п. 2 данной статьи допускают распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодательством к участникам Великой Отечественной войны (ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»). Следовательно, меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов войны, распространяются и на участников войны, которые перечислены в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». Данный вывод подтверждается правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 г. N 89-О, согласно которой на военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, которые получили инвалидность вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, должны распространяться меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны. Следовательно, для указанной категории граждан дополнительное ежемесячное материальное обеспечение должно предоставляться по подп. «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363, как для инвалидов войны, в размере 1000 руб. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 руб., предусмотренное подп. «б» п. 1 Указа, данной категории участников войны должно выплачиваться в случае, если они не признаны инвалидами. Как видно из материалов дела, истец является участником Великой Отечественной войны и относится к категории участников, перечисленных в подп. «з» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». Истцу установлена II группа инвалидности вследствие общего заболевания. В связи с этим и по вышеприведенным мотивам размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения, выплачиваемого истцу по Указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363, должен составлять 1000 руб. Поскольку ответчик фактически с 1 мая 2005 г. выплаты производит истцу в размере 500 руб., права истца на предоставление данной меры социальной поддержки в полном размере нарушались, в связи с этим, удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, соответствующему требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам. Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

——————————————————————