Правила применения оружия и боевой техники в ходе контртеррористической операции

(Кочешев С. П.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 3)

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И БОЕВОЙ ТЕХНИКИ В ХОДЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

С. П. КОЧЕШЕВ

Кочешев С. П., помощник главнокомандующего Сухопутными войсками по правовой работе — начальник юридической службы, полковник юстиции.

Несмотря на продвижение человечества по пути цивилизации, вооруженные конфликты отличаются растущей жестокостью. В отношении межгосударственных конфликтов это объясняется использованием достижений науки и техники. Что же касается конфликтов немеждународных, то особая их ожесточенность обычно связана с применением варварских способов ведения военных действий, игнорированием элементарных правил защиты жертв войны. «Терроризм», «террористы», «террористическая деятельность» — эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. «К сожалению, реальность такова, что бандитские группировки способны не только наносить отдельные точечные удары, но и вести полномасштабные боевые действия. При этом им абсолютно чужды не только законы, но и элементарные соображения гуманности. Такая ситуация очень остро ставит вопрос: как в рамках антитеррористических мероприятий применять международное гуманитарное право? Еще раз подчеркну: применять его в борьбе с теми, кто вообще никакого права не признает» <1>. ——————————— <1> Путин В. В. Из выступления на конференции, посвященной 140-летию Санкт-Петербургской декларации о запрещении разрывных и зажигательных пуль. СПб., 2007.

Проблема борьбы с терроризмом остается на сегодняшний день наиболее актуальной. Подтверждением этому могут служить широко известные трагические события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и 23 — 26 октября 2002 г. в Москве на мюзикле «Норд-Ост». Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта — это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире. Всеми этими причинами обусловлена крайняя необходимость повышения эффективности мер борьбы с терроризмом — как внутригосударственным, так и международным. И в нашей стране данной проблеме уделяется немаловажное значение. Шестого июня 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» утверждены: — Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта; — Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта. Основной причиной появления данного документа послужила необходимость исключения нарушений командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации норм права при подготовке и в ходе ведения боевых действий путем закрепления в законодательном порядке перечня конкретных мероприятий, направленных на пресечение террористических акций, применяемых в зависимости от ситуации. Ведь порой одно неправильное противоправное действие даже военнослужащего самого низшего армейского звена может перечеркнуть ход достаточно успешной операции. Так, например, значительное количество специалистов признают правомерность применения вооруженной силы при ведении боевых действий в Чеченской Республике — и в рамках восстановления конституционного порядка, и в рамках контртеррористической операции. Однако решения Европейского суда по правам человека принимаются не в пользу России из-за отсутствия четких указаний на применение оружия. При ведении боевых действий в Чеченской Республике имели место случаи, когда ни один из документов, действовавших на время проведения указанных мероприятий, не предусматривал необходимых приказов и распоряжений на применение оружия в той или иной ситуации в рамках восстановления конституционного порядка и в рамках контртеррористической операции. В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства соответствующие дополнения внесены и в проект Наставления по применению норм международного гуманитарного права в ВС РФ. В проекте Наставления положения о применении оружия, боевой техники и специальных средств ВС РФ в рамках противодействия терроризму трансформируются в два раздела соответствующих глав: — в главу 2 «Учет норм МГП при подготовке и ведении боевых действий» включен раздел 4 «Правила применения оружия, боевой техники и специальных средств в ходе контртеррористической операции»; — в главу 3 «Особенности применения норм МГП при ведении боевых действий силами авиации и флота» включен раздел 4 «Особенности применения оружия и боевой техники силами авиации и флота для устранения угрозы или пресечения террористического акта». В основе раздела, касающегося применения оружия, боевой техники и специальных средств в ходе контртеррористической операции, естественно лежат требования самого Положения. Вместе с тем новый раздел реализует и не раскрытые в нем положения, в частности, раскрывает смысл п. 3 о том, что командиры подразделений, воинских частей и соединений ВС РФ, входящих в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, отдают соответствующие приказы, распоряжения, команды и сигналы на применение оружия, боевой техники и специальных средств в ходе непосредственного управления возглавляемыми ими подразделениями, воинскими частями и соединениями. В соответствии с материалом, разработанным рабочей группой, командующий (командир), отдавая приказ (распоряжение) на применение оружия и боевой техники в контртеррористической операции, обязан указать: 1. Общую задачу соединения (части, подразделения) со степенью детализации, обеспечивающей сохранение государственной тайны. Включение данного положения обусловлено необходимостью правового обоснования законности применения оружия, боевой техники и специальных средств. Добавление положений о необходимости детализации, обеспечивающей сохранение государственной тайны, продиктовано случаями отстаивания интересов государства и вооруженных сил при открытом судопроизводстве, в том числе и на международном уровне. 2. Противника (лица и объекты, по которым возможно применение оружия, боевой техники и специальных средств без ограничения). С одной стороны, данное положение основано на основном принципе международного гуманитарного права (МГП) — противник является законной целью нападения, т. е. по нему не только разрешено, но и необходимо применять оружие в целях выполнения боевой задачи. С другой стороны, данное положение защищает командира, который определяет своим подчиненным, против кого разрешено применять оружие. 3. Общие принципы применения оружия, боевой техники и специальных средств, соответствующие общепринятым принципам МГП. Данное положение служит напоминанием основных гуманитарных принципов, требующих всегда проводить различие между противником и гражданскими лицами, гражданскими и военными объектами, не причинять большего ущерба, чем требуется для выполнения боевой задачи, щадить лиц, которые перестают участвовать в боевых действиях. 4. Краткие выводы из оценки обстановки в части, касающейся возможности нарушения основных принципов и норм МГП со стороны противника, нахождение на направлении действий соединения (воинской части, подразделения) гражданского населения, объектов, не используемых для террористической деятельности, а также культурных ценностей, медицинских учреждений, объектов, содержащих опасные силы и необходимых для выживания гражданского населения. Первая часть направлена на обеспечение морально-психологической готовности командиров и военнослужащих к применению оружия и боевой техники против противника, неправомерно использующего гуманитарную составляющую района выполнения боевых задач. Вторая часть ориентирует командиров о возможном положении на направлении действий лиц и объектов, находящихся под международной правовой защитой. В приказной части определяются следующие вопросы. Порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств в целях непосредственного выполнения боевой задачи (против лиц, причастных к террористической деятельности, и объектов, используемых в ее целях) с указанием, какое оружие (вооружение, специальное средство, тип боеприпаса или способ действий), в каком объеме и в каком порядке может применяться, а именно: — в каких случаях командир, военнослужащий имеет право применить любое оружие для выполнения боевой задачи против противника; — какие типы вооружений, боеприпасов применяются с разрешения старшего командира; — порядок применения оружия и боевой техники с предупреждением (с указанием последовательности действий) или без предупреждения; — особенности применения оружия и боевой техники с учетом «гуманитарной» составляющей; — ограничения, накладываемые на применение конкретных образцов оружия (вооружения, боеприпасов, специальных средств) законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами. В данном пункте указываются ограничения и запрещения на применение оружия и боевой техники, содержащиеся в законодательных актах, например против беременных женщин, лиц, желающих сдаться, медицинского персонала и т. д.; — порядок реализации принципа военной необходимости (объем и порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств при враждебных действиях со стороны гражданского населения, незаконного использования гражданских объектов в случаях, ставящих под угрозу выполнение боевой задачи). Данный пункт направлен на обеспечение права подразделения, военнослужащего на самооборону, так как в целом определяет порядок применения силы против лиц и объектов, находившихся под международной правовой защитой, но утративших свой защитный статус; — меры по контролю за применением оружия, боевой техники и специальных средств; этот пункт обеспечивает надлежащий контроль за правомерностью использования оружия и боевой техники в ходе контртеррористической операции. Таким образом, в проекте Наставления по применению норм МГП в ВС РФ реализованы требования Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму», касающиеся правил применения силы.

——————————————————————