Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий
(Хрусталева Т. А., Рожков А. А.) («Юридическая психология», 2013, N 4)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Т. А. ХРУСТАЛЕВА, А. А. РОЖКОВ
Хрусталева Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент.
Рожков Антон Алексеевич, кандидат педагогических наук.
В статье обоснована необходимость формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий. Представлены результаты опроса руководителей подразделений органов внутренних дел по оценке психологической готовности личного состава. Предложено авторское определение психологической готовности, сформулированы основные подходы к ее формированию. Разработана и раскрыта методика, которая позволяет сформировать у сотрудников органов внутренних дел алгоритм правового анализа ситуаций, связанных с пресечением противоправных действий.
Ключевые слова: психологическая готовность, сотрудники органов внутренних дел, пресечение противоправных действий, формирование, методика, средства обучения, практические ситуации.
Formation of psychological readiness of employees of agencies of internal affairs to suppression of illegal actions T. A. Khrustaleva, A. A. Rozhkov
The article substantiates necessity of formation of psychological readiness of employees of agencies of internal affairs to prevention of illegal actions; presents results of interviewing of heads of subdivisions of agencies of internal affairs with regard to evaluation of psychological readiness of workforce; proposes the author’s definition of psychological readiness, formulates fundamental approaches to formation thereof; works out and reveals the methods which allow the employees of agencies of internal affairs to form the algorithm of legal analysis of situations related to suppression of illegal actions.
Key words: psychological readiness, employees of agencies of internal affairs, suppression of illegal actions, formation, methods, means of education, practice situations.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел направлена на предупреждение и пресечение противоправных действий со стороны правонарушителя. Для решения этой сложной задачи сотрудники органов внутренних дел наделены властными полномочиями, которые предоставляют им право применять физическую силу и специальные средства к правонарушителю. Применение данных мер пресечения требует от сотрудников не только хорошей физической и функциональной подготовленности, но и умения юридически грамотно анализировать ситуации. В ситуациях физического противоборства с правонарушителем задача по применению мер пресечения значительно усложняется, т. к. ситуация требует от сотрудника принятия быстрого, оптимального и юридически грамотного решения при полной мобилизации физических и функциональных усилий. Проведенный нами анализ служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что далеко не все их ошибочные действия при пресечении противоправных действий есть результат слабой профессиональной подготовленности. От 50 до 70% ошибочных действий сотрудников органов внутренних дел в качестве своей причины имеют психологическую природу. Это, прежде всего, выявляется в экстремальных ситуациях, особенно в начальный период служебной деятельности, когда еще отсутствует профессиональный опыт. Выявленная проблема ставит вопрос о необходимости изучения содержания психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий. Изучение проблемы готовности к деятельности стало актуальным в 50-е годы XX столетия в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам трудовой деятельности. Изучением и разработкой данного направления в науке занимались такие отечественные ученые, как: В. А. Алаторцев, А. В. Алексеев, В. В. Вахнина, В. А. Ганзен, А. Д. Ганюшкин, М. И. Дьяченко, Ю. М. Забродин, Н. Д. Завьялова, О. А. Конопкин, Л. А. Кандыбович, А. Г. Караяни, Я. Л. Коломинский, П. А. Корчемный, М. А. Котик, В. И. Левитов, Б. Ф. Ломов, Л. С. Несерсян, А. Ц. Пуни, К. К. Платонов, П. А. Рудик, Р. Д. Санжаева, И. В. Сыромятников, В. П. Трубочкин, А. А. Ухтомский и др. Значительное внимание в психологической научной литературе уделено конкретным формам готовности и смежным психологическим явлениям, таким как: установка (Д. Н. Узнадзе и др.); готовность личности к трудовой деятельности (В. А Крутецкий, Н. Д. Левитов, К. К. Платонов и др.); предстартовое состояние (готовность) в спорте (Ф. Генов, А. Ц. Пуни и др.); готовность к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко, А. М. Столяренко и др.); психологическая готовность сотрудников полиции к деятельности (А. В. Буданов, И. О. Котенев, М. И. Марьин, В. М. Поздняков, В. Н. Смирнов, А. М. Столяренко). Проведенный нами анализ различных подходов к изучению явления «готовности» позволяет сделать вывод, что явление готовности, несмотря на отмечаемые авторами различия в содержательном плане и структуре, рассматривается учеными-психологами как определенное состояние или уровень развития качеств личности, позволяющие выполнять конкретный вид деятельности оптимальным способом или на уровне заданных характеристик. Таким образом, готовность представляет собой многоуровневую систему. Ее элементы находятся в определенной иерархии, связи между ними подвижны, что позволяет каждому из элементов в конкретных условиях стать ведущим. При выполнении конкретной задачи в определенных условиях используется весь спектр личностных и операциональных характеристик, обеспечивающих выполнение деятельности, которые объединены понятием готовности. В то же время достаточное развитие этих характеристик не всегда позволяет решить задачу в новых условиях. Обнаруживается рассогласование между отдельными элементами готовности, что приводит к ошибкам в деятельности или отказу от выполнения со стороны человека. Именно поэтому многие авторы стали выделять самостоятельный, ведущий элемент в структуре готовности к деятельности — психологическую готовность. Проведенный нами анализ личностного и функционального подходов в психологической науке к изучению проблемы «психологической готовности к деятельности» и изучение содержания деятельности сотрудников органов внутренних дел по пресечению противоправных действий правонарушителя позволили предложить собственное определение психологической готовности для решения поставленной исследовательской задачи ее формирования и обозначить основные подходы к ее формированию. Под психологической готовностью сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий мы будем понимать психическое состояние мобилизации физических и психических ресурсов сотрудника, необходимых для пресечения противоправных действий правонарушителя, состояние, которое определяет эффективность такой деятельности. При научном анализе материалов, полученных нами в ходе исследования правоохранительной деятельности с помощью изучения документальных источников, опроса, наблюдения, были выделены факторы, вызывающие напряженность в деятельности сотрудников при применении ими мер пресечения и влияющие на принятие решения о необходимости применения мер пресечения: 1. Особая государственная значимость возложенных на сотрудников органов внутренних дел задач, связанных с охраной общественного порядка, обеспечением общественной безопасности, защитой жизни, здоровья граждан от противоправных посягательств. 2. Сложность, динамичность и противоречивость оперативной обстановки. 3. Непосредственный контакт с гражданами, негативно оценивающими деятельность органов внутренних дел и оказывающими психологическое воздействие на сотрудников. 4. Негативная оценка некоторыми представителями средств массовой информации деятельности сотрудников органов внутренних дел. 5. Дефицит времени на юридическую оценку сложившихся условий и действий других лиц. 6. Неопределенность в сложившихся условиях правомерности применения физической силы и специальных средств. 7. Очевидная и непосредственная объективная опасность ситуации для жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и других граждан. 8. Длительный физический дискомфорт при участии сотрудника в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Воздействие этих факторов может приводить к тому, что у некоторых сотрудников, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности, развивается недостаточно адекватное отражение действительности. Характерными проявлениями этого являются: утрата способности ориентироваться в обстановке; неосознанные беспорядочные, хаотичные действия; потеря навыков применения физической силы и специальных средств; утрата профессиональных качеств; негативные личностные переживания. Учитывая положения деятельностного подхода, разработанного в психологической науке, и результаты проведенного нами анализа, можно сделать вывод, что формирование психологической готовности к любому виду деятельности должно осуществляться через выполнение субъектом конкретных операций, входящих в состав этой деятельности. Четко организованная деятельность, полная и правильная ориентировка в ее содержании формирует не только операциональный (процессуальный) компонент этой деятельности, но и психологический компонент — психологическую готовность человека к ее осуществлению. Таким образом, авторская позиция заключается в необходимости формирования психологического компонента деятельности по пресечению противоправных действий (психологической готовности к ее осуществлению) через деятельность, в процессе выполнения этой деятельности. Проведенный нами опрос руководителей подразделений органов внутренних дел показал, что, оценивая психологическую готовность личного состава, они главным образом ориентированы на способность сотрудников решить поставленные задачи. В качестве оценочных критериев ими используются такие высказывания, как: «действовал умело, быстро», «с поставленной задачей справился на «отлично», «проявил инициативу», «был решительным, видно было, что уверен в своих действиях», «проявил смелость и настойчивость», «был последовательным и не допускал ошибок» и др. Опрос же сотрудников органов внутренних дел, выполняющих оперативно-служебные задачи, показал, что свою психологическую готовность они оценивают с помощью таких критериев, как: «чувство внутренней мобилизованности сил», «уверенность в своих действиях», «высокая собранность», «отсутствие проявлений беспокойства», «отсутствие тревоги», «безошибочность действий и уверенность в себе». Учитывая положения оценки критериев психологической готовности к деятельности и результаты собственных исследований, мы предлагаем использовать следующие показатели психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий: — умение юридически грамотно анализировать ситуации и не допускать ошибок в оценивании; — уверенность в правильности своих действий при пресечении противоправных действий, в том числе при применении физической силы и специальных средств; — умение юридически грамотно аргументировать принятое решение и выполненные действия. Определение показателей психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий позволяет перейти к вопросу ее формирования. Деятельностный подход в формировании любого вида деятельности указывает на необходимость поиска первичного элемента этой деятельности, который лежит в основе ее формирования, а также необходимость выявления психолого-педагогических условий. Рассматривая проблему формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению мер пресечения, необходимо учитывать, что отправным элементом в ее формировании должны являться правовые знания, которые входят в состав этой деятельности. Они отражаются в сознании сотрудника и являются предпосылкой правомерного поведения, а их полное и точное усвоение формирует у сотрудника органов внутренних дел уверенность в правильности своих действий. Психологическая наука на современном этапе утверждает, что развитие отражения окружающего мира человеком осуществляется по мере активного взаимодействия его с этим миром (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе). Это означает, что знания, накопленные человечеством и представленные в виде научных понятий, определений и законов, не могут быть усвоены путем их простого переноса в сознание человека в момент отражения. Совершенно очевидно, что существует процесс, который преобразует, переводит материальное в идеальное. Таким процессом является осмысленная человеческая деятельность. Опираясь на учение А. Н. Леонтьева о психологической структуре деятельности, правовую норму можно представить как продукт, содержащий в себе свернутую и обобщенную деятельность по получению и использованию этого продукта, т. е. нормы, выступающей эталоном для других типовых деятельностей <1>. Поэтому важно именно процессуальное прочтение нормы, как для понимания процесса включения нормы в сознание человека, так и для организации деятельности по ее изучению <2>. ——————————— <1> Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с. <2> Борисенко Н. В. Психологические условия повышения эффективности правовой подготовки офицеров внутренних войск МВД России (на основе использования компьютерных средств обучения): Дис. … канд. педагог. наук. М.: Академия Вооруженных Сил, 1994. С. 25 — 26.
Как средство раскрытия механизма усвоения правовых норм может выступить теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Анализируя психологические положения относительно усвоения новых знаний и формирования умения применять их в правоохранительной деятельности, мы выявили следующие психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволит существенно повысить эффективность усвоения сотрудниками органов внутренних дел правовых знаний. Первое условие связано с выделением и организацией такого действия, в процессе совершения которого сотрудник усваивает правовые знания и приобретает умение применять их в практической деятельности. Таким действием является действие по юридическому анализу ситуации и принятию решения в соответствии с требованиями нормативных актов. Второе условие вытекает по своему содержанию из первого и состоит в одновременности формирования знаний и умений, составляющих содержание деятельности. Третье условие связано с переходом с одного уровня усвоения к другому, которого можно добиться сокращением самого действия, сокращением контролируемым и управляемым. Четвертое условие предполагает самостоятельность выполнения сотрудниками всех элементов деятельности. Естественно, что эта самостоятельность организована и упорядочена специалистом. Пятое условие характеризует формируемое действие со стороны формы, которая претерпевает объективно необходимые изменения. Неукоснительно соблюдая требования этого условия и преднамеренно меняя форму действия, которая обеспечивает усвоение, мы тем самым наблюдаем за процессом усвоения знаний и формированием умений, оперативно вносим коррективы при нежелательном отклонении, т. е. осуществляем контроль за этим процессом до получения желаемого результата. Выдвигая эти научно обоснованные психолого-педагогические условия в качестве основных, мы подготовили средства обучения и разработали методику, которые позволяют сформировать у сотрудников органов внутренних дел алгоритм правового анализа ситуаций, связанных с пресечением противоправных действий. Такими учебными средствами явились: учебные карты и блоки, которые представляют собой схему ориентировочной основы деятельности по юридическому анализу ситуаций; набор практических задач, содержанием которых является описание ситуаций из служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по пресечению противоправных действий; юридический словарь; оперативная схема выполнения действий при решении практической ситуации. Методика формирования психологической готовности у сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий предполагает проведение аудиторных занятий и практических занятий. Задачей аудиторных занятий является научить сотрудников органов внутренних дел юридически грамотно анализировать ситуации, направленные на пресечение противоправных действий, связанные с применением физической силы и специальных средств. Занятия проводятся с использованием разработанных нами учебных средств. Задачей практических занятий является обучение сотрудников органов внутренних дел применению мер пресечения к правонарушителю и формирование у них психологической готовности к активным действиям в ситуациях пресечения противоправных действий. Практические занятия проводятся в спортивном зале в рамках следующих тем: «Атакующие и защитные действия с резиновой палкой», «Пресечение действий вооруженного противника», «Способы взаимопомощи», «Способы наружного осмотра и связывания», «Пресечение активного и пассивного неповиновения правонарушителей», «Самозащита» и др. Сотрудники органов внутренних дел делятся на рабочие группы (по два, три, четыре, восемь человек), получают «вводную» с описанием ситуации из служебной практики, в которой им предлагается действовать. После применения мер пресечения преподаватели (инструкторы) оценивают правомерность и безошибочность действий обучаемых и просят обосновать принятое решение в соответствии с законом. После группового обсуждения правомерности действий отдельных сотрудников при применении ими физической силы и специальных средств и правильности обоснования своих действий, преподаватель (инструктор) показывает один из правомерных способов действий по решению практической задачи и определяет время на его отработку. Сотрудники отрабатывают его в течение отведенного времени, меняясь ролями. Затем дается следующая «вводная». На занятиях необходимо отработать следующие практические ситуации. 1. Нападение на гражданина при условиях: — нападение совершается с использованием пистолета, ножа, деревянной палки (биты) или без их использования; — нападение совершает одно лицо или группа лиц (два, три человека); — нападение совершается малолетними, несовершеннолетними, совершеннолетними; — нападение совершает лицо женского или мужского пола; — нападение совершает лицо с признаками инвалидности; — нападающий размахивает оружием или предметами, используемыми в качестве оружия, и сопровождает свои действия словесной угрозой их применения; — нападающий демонстрирует оружие или предметы, используемые в качестве оружия (удержание пистолета, ножа в руке; вращение ножа в руке; перекладывание ножа, палки из руки в руку), при этом не высказывает намерения их применения; — сообщение нападающим о наличии у него холодного или огнестрельного оружия и о готовности причинить вред жизни или здоровью гражданина без демонстрации оружия. 2. Нападение на сотрудника органов внутренних дел при условиях: — нападение совершает одно лицо или группа лиц (два, три человека); — нападение совершается с использованием пистолета, ножа, деревянной палки (биты) или без их использования; — нападение совершается с целью завладения оружием или из хулиганских побуждений; — нападение совершается малолетними, несовершеннолетними, совершеннолетними; — нападение совершает лицо женского или мужского пола; — нападение совершает лицо с признаками инвалидности; — нападающий размахивает оружием или предметами, используемыми в качестве оружия, и сопровождает свои действия словесной угрозой их применения; — нападающий демонстрирует оружие или предметы, используемые в качестве оружия (удержание пистолета, ножа в руке; вращение ножа в руке; перекладывание ножа, палки из руки в руку), при этом не высказывает намерения их применения; — сообщение нападающим о наличии у него холодного или огнестрельного оружия и о готовности причинить вред жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел без демонстрации оружия. 3. Оказание сотруднику органов внутренних дел сопротивления при условиях: — гражданин отказывается предъявить документы; — гражданин отказывается проследовать в ОВД (лицо совершило преступление или административное правонарушение, в качестве понятого, лицо обязано явиться в ОВД по повестке, лицо подходит по приметам ориентировок разыскиваемых за совершение преступлений различной степени тяжести); — сотрудник частного охранного предприятия отказывает в обеспечении свободного доступа в охраняемое им помещение; — сопротивление оказывает лицо мужского, женского пола; — сопротивление оказывает малолетний, несовершеннолетний, совершеннолетний; — сопротивление оказывает женщина с видимыми признаками беременности, лицо с явными признаками инвалидности; — сопротивление носит характер нападения; — лицо оказывает пассивное сопротивление (пытается уйти от захвата; берется за неподвижные предметы; садится, ложится на землю); — пассивное сопротивление сопровождается угрозой написать жалобу в контролирующие органы. 4. Групповые противоправные действия граждан при условиях: — нарушают работу транспорта, связи, организаций; — незаконные собрания, митинги, демонстрации, не нарушающие работу транспорта, связи, организаций. 5. Задержание при условиях: — лицо совершило преступление небольшой, средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление и пытается скрыться; — лицо совершило административное правонарушение и пытается скрыться; — лицо застигнуто на месте совершения преступления и пытается скрыться; — лицо при виде сотрудника органов внутренних дел начинает убегать. Таким образом, знания и умения, усвоенные сотрудниками органов внутренних дел в рамках аудиторных занятий, получают свое дальнейшее закрепление. Сотрудники отрабатывают правомерные способы применения физической силы и специальных средств, что формирует у них уверенность в своих действиях и психологическую готовность к пресечению противоправных действий.
Литература
1. Борисенко Н. В. Психологические условия повышения эффективности правовой подготовки офицеров внутренних войск МВД России (на основе использования компьютерных средств обучения): Дис. … канд. педагог. наук. М.: Академия Вооруженных Сил, 1994. 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004.
——————————————————————