Состояние, проблемы и перспективы подготовки резерва руководящих кадров в ОВД (психологический аспект)
(Бородулин В. В., Портнягина Н. Ю.) («Российский следователь», 2007, N 10)
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В ОВД (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В. В. БОРОДУЛИН, Н. Ю. ПОРТНЯГИНА
Бородулин В. В., начальник ОФ ВИПК МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.
Портнягина Н. Ю., старший научный сотрудник ОФ ВИПК МВД РФ, подполковник милиции.
Одной из задач проведения административной реформы Министерства внутренних дел является улучшение качественного состава руководящих кадров, совершенствование стиля и методов их деятельности <1>. ——————————— <1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации на 2006 — 2008 годы и план мероприятий по ее проведению».
Существенную роль в решении этой задачи играет институт резерва руководящих кадров органов внутренних дел (ОВД) <2>. Так, на совещании руководителей кадровых аппаратов министр внутренних дел России генерал армии Р. Г. Нургалиев отметил: «Вопрос совершенствования кадрового обеспечения управленческой вертикали остается сегодня во многом нерешенным в системе Министерства. Например, проведенные проверки в ряде подразделений ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области показали, что резерв руководящего состава кадров не создавался, руководители своевременно не вносили и не изменяли состав резерва в связи с недобросовестным исполнением функциональных обязанностей своими подчиненными, и, как результат, на вышестоящие должности назначались сотрудники с низкими морально-деловыми качествами, из назначенных половина руководителей ГРОВД не имеют управленческого опыта» <3>. ——————————— <2> Приказ МВД России от 2 апреля 1999 г. N 191 «Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним»; Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. N 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел». <3> Учебно-методические сборы руководителей кадровых и воспитательных аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, образовательных учреждений, военно-врачебных комиссий, центров психодиагностики ОВД Центрального и Северо-Западного федеральных округов. М., 23 — 26 мая 2006 г.
В интервью газете «Щит и меч» начальник департамента кадрового обеспечения генерал-лейтенант В. Я. Кикоть подчеркнул во исполнение указания министра МВД России: «Задача кадровых, воспитательных аппаратов — своевременно выявлять проблемных руководителей. Одним — помочь приобрести необходимую управленческую и педагогическую компетентность, другим — порекомендовать другую сферу деятельности. Но в любом случае нужно принимать решительные меры по нормализации социально-психологического климата в коллективе» <4>. ——————————— <4> Интервью В. Я. Кикотя // Щит и меч. 2006. 27 фев.
Статистические данные МВД РФ свидетельствуют о том, что сменяемость за последний год начальников горрайлинорганов — ведущего управленческого звена в системе министерства — составила около 11%. При этом на нижестоящие должности перемещено 9,7% руководителей (от общего числа перемещенных), 4,4% руководителей проработали в одной должности менее одного года <5>. ——————————— <5> Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2005 год. М.: МВД РФ, 2006. С. 11.
Как показали результаты анкетирования руководящего состава ГУВД г. Москвы, в части состояния психологической подготовки в период нахождения сотрудников в резерве на выдвижение из 121 руководителя только 23% считали, что в период нахождения в резерве с ними проводилась необходимая психологическая подготовка. Из дальнейшего собеседования выяснилось, что психологическая работа с ними проводилась лишь в форме лекций по психологии управления, о других формах работы они даже не знали. 25% респондентов сочли уровень своего потенциала в период вхождения в должность достаточным, до 40% руководителей, придя в новый коллектив, испытали трудности психологического порядка <6>. ——————————— <6> Выборочное исследование проводилось на базе Академии управления МВД РФ, 2005 г.
В системе МВД России можно назвать лишь несколько региональных центров, внесших весомый вклад в научную и практическую разработку проблем психологического обеспечения работы с резервом кадров на выдвижение. Так, в Академии управления МВД России с 1990 г. проводится «входное» психологическое тестирования кандидатов на учебу (все они состоят в резерве на выдвижение) <7>. В УВД Архангельской области разработана экспериментальная программа психологического обеспечения работы с резервом кадров на выдвижение. В рамках данной программы психологами было обследовано 230 сотрудников ОВД, из них 23% были рекомендованы для рассмотрения на вышестоящую должность и 53% из рекомендованных были назначены в течение первого года на вышестоящие должности <8>. ——————————— <7> Котенев И. О. Состояние и актуальные проблемы профессионального психологического отбора в ОВД РФ. Материалы выступлений участников. М.: МУ СТ МВД России, 2003. С. 22. <8> Там же.
МВД Удмуртской Республики совместно с Академией управления МВД России разработана программа подготовки руководителей органов предварительного следствия при УВД, ОВД городов и районов субъекта Российской Федерации для использования при организации отбора и подготовки сотрудников, включаемых в резерв для выдвижения на должности начальников органов предварительного следствия при ОВД, а также стажировки вновь назначенных начальников органов предварительного следствия <9>. ——————————— <9> Программа подготовки руководителей органов предварительного следствия при УВД, ОВД городов и районов субъекта Российской Федерации. М.: Академия управления МВД России, 2006. 72 с.
В результате выборочного опроса руководителей служб психологического обеспечения УВД, ГУВД, МВД субъектов Российской Федерации 21 региона о состоянии работы с резервом кадров на выдвижение установлено, что семь регионов имеют собственные разработанные программы психологической подготовки резерва к управленческой деятельности, в 10 регионах психологической подготовкой резерва на выдвижение занимаются только в рамках диагностики и индивидуальных консультаций, в четырех регионах такой подготовки не проводится вообще <10>. Все вышеприведенные положительные примеры психологической работы с сотрудниками, зачисленными в резерв на выдвижение, свидетельствуют об отсутствии единой нормативно утвержденной программы психологической подготовки резервистов в системе МВД России. ——————————— <10> ВАК руководителей служб психологического обеспечения МВД, УВД субъектов Российской Федерации, 2006 г.
В качестве методологического подхода к проблеме работы с управленческим резервом представим данный процесс в виде единой, целостной технологии, конечной целью которой является качественная подготовка сотрудников ОВД в соответствии с заданными заказчиком целями, которые можно представить в виде структурной модели. Эта «модель» включает в себя решение следующих задач: 1) каких целей должен достичь обучающийся; 2) что он должен знать; 3) что он должен уметь. Фактически речь идет о наборе личностных и профессиональных качеств, заданных целью подготовки. Следовательно, цель программы психологической подготовки выступает главным системообразующим фактором в выборе тех или иных профессиональных тренингов. Например, при подготовке к вхождению в новую управленческую должность для «сильных» резервистов необходимы одни тренинги (публичные выступления, формирование управленческой команды, ведение переговоров, представление коллективу и проч.), при подготовке «слабых» резервистов — иные, более продолжительные по времени. Поскольку содержание психологической подготовки сотрудников, состоящих в резерве, определяется ее спецификой, то вполне обоснованно полагать, что программа подготовки должна опираться на: концепцию личности руководителя ОВД в рамках организационно-деятельностного подхода; теоретические и методические подходы к проведению профессионального тренинга, способствующие эффективному вхождению в управленческую должность сотрудников ОВД; валидные и надежные средства психодиагностики эффективности профессионального тренинга. Для управления процессом вхождения в должность у психолога ОВД должна быть разработана методика ввода в коллектив нового руководителя, в которую следует включать ответы на ряд вопросов: какую информацию о новом руководителе сообщить коллективу; как избежать опережения официальной информации о назначении недоброжелательными слухами; как представлять коллективу нового его члена (процедура и ритуал); каким образом целесообразно вести себя на новом месте; как установить контакты с людьми и т. д. Таким образом, специализированная программа психологической подготовки поможет будущему руководителю сконцентрировать усилия на самых важных, принципиальных вопросах построения своей служебной карьеры, определить наиболее эффективный персонифицированный способ обучения, выбрать тот или иной блок профессионального тренинга, определить показатели роста по тому или иному направлению. В результате ее прохождения могут быть достигнуты основные цели психологической подготовки сотрудников ОВД, состоящих в руководящем резерве, — развитие их психологического потенциала до уровня, достаточного для занятия планируемой вышестоящей должности, разработка оптимальных стратегий поведения при вхождении в новую должность с учетом социально-психологического климата в подразделении, выработка умения принимать психологически обоснованные управленческие решения по соответствующим направлениям деятельности органов внутренних дел.
——————————————————————