Организационно-правовые проблемы применения специальных средств органами полиции Монголии
(Насанжаргалын Ганбадрал) («Административное и муниципальное право», 2011, N 5)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ
НАСАНЖАРГАЛЫН ГАНБАДРАЛ
Насанжаргалын Ганбадрал, адъюнкт Московского университета МВД России, майор полиции Монголии.
Организационно-правовые проблемы, возникающие при применении специальных средств, необходимо решать комплексно. Во-первых создав эффективную нормативно-правовую базу; во-вторых, улучшив индивидуальную подготовленность сотрудников полиции. Введением в учебный процесс новой программы, как нам представляется, значительно улучшится подготовленность сотрудников полиции к применению специальных средств, к обеспечению при этом личной безопасности и соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: спецсредства, Монголия, оружие, наручники, ответственность, применение, полиция, положение, академия, принуждение.
Organizational and legal problems of application of special features by police authorities of Mongolia Nasanzhargalyn Ganbadral
There is a certain need in a complex solution of organizational and legal problems arising during application of special features. Firstly, it is necessary to create an effective legal framework; secondly, it is important to improve training ofpolice officers. Based on the author, introduction of a new program into training would significantly improve skills ofpolice officers in application of special features, ensuring ofpersonal safety and observing rights and freedoms of a person and citizen.
Key words: special features, Mongolia, weapon, wristbands, responsibility, application, police, status, academy, enforcement.
В полицейско-правовой литературе Монголии дана классификация специальных средств, по которой они делятся на: 1) специальные средства группового воздействия; 2) специальные средства индивидуального воздействия; 3) иные специальные средства <1>. ——————————— <1> См.: Ж. Долгорсурэн, Г. Буянхишиг. Административное право Монголии. УБ., 2008. С. 193.
К специальным средствам группового воздействия, по мнению Ж. Долгорсурэна, Г. Буянхишига, относятся: — средства удушающего, слезоточивого действия, предназначенные для поражения групп людей; — водометы; — дымовая завеса. К специальным средствам индивидуального воздействия, по их мнению, относятся: — наручники; — усмирительная рубашка и подручные средства связывания; — резиновые палки; — электрошоковые устройства; — пистолет и распылитель со слезоточивым и удушающим зарядом; — пистолет с пластиковым и резиновым зарядом. К иным специальным средствам относятся: — специальные средства для принудительной остановки транспортных средств; — специальные средства защиты; — служебные собаки. Проведенный анализ показывает, что нормативно-правовые источники Монголии не содержат нормативного определения понятия «специальные средства», только дает разъяснения дефиниции некоторых видов средств таких, как «специальные средства группового воздействия», «специальные средства индивидуального воздействия» и «специальные средства для принудительной остановки транспортных средств». Кроме того, не обнаружены ни нормативные определения, ни дефиниции в отношении таких специальных средств, как специальные средства защиты, приемы самозащиты без оружия, служебные собаки. На наш взгляд, монгольские полицеисты употребляют не очень точный термин «приемы самообороны без оружия» <2>, не раскрывая при этом суть данного понятия. В связи с этим следует обратить внимание на то, что Федеральный закон РФ «О полиции» применяет термин «физическая сила», одной из разновидностей которой являются «боевые приемы борьбы». ——————————— <2> См.: Там же.
Проведенный нами анализ действующего законодательства Монголии, особенно норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов по применению специальных средств, в его динамике высвечивает немало проблем, которые представляются актуальными и нуждающимися в квалифицированном решении. Несовершенство, равно как и отсутствие нормативно-правового регулирования применения правоохранительными органами, в частности органами полиции, специальных средств, как мы полагаем, приводит, в конечном итоге, к неэффективности и небезопасности применения и использования этих средств в деле охраны общественного порядка. Анализ также выявил, что в практике нередки случаи неприменения сотрудниками полиции оружия и специальных средств, когда для этого имелись законные основания. Проведенный нами опрос сотрудников полиции показывает следующие причины, которые удерживают сотрудников полиции от применения оружия и специальных средств при наличии законных оснований: — боязнь уголовной ответственности за последствия применения оружия и специальных средств (45,6% опрошенных указывает боязнь предвзятой оценки со стороны прокуратуры); — психологическая неподготовленность к применению оружия; — отсутствие опыта и тренировок по применению оружия, специальных средств в сложных ситуациях (72,3% респондентов указывают на отсутствие специальных норм, устанавливающих общие условия правомерности применения оружия, специальных средств и относящихся к защите сотрудников от общественно опасного посягательства). Закон Монголии «Об органах полиции», устанавливая перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции, в то же время в ст. 45 указанного Закона закрепляет, что: 45.1. Правила применения всех видов огнестрельного оружия и специальных средств утверждаются Начальником центрального органа полиции по согласованию с Генеральным прокурором; 45.2. Перечень специальных средств защиты устанавливается Начальником центрального органа полиции. Из этого следует, что казавшийся исчерпывающим перечень специальных средств, содержащийся в Законе «Об органах полиции», таковым на самом деле не является и может быть дополнен подзаконными актами. Так, в Положении о применении специальных средств индивидуального воздействия (код N 235) указаны специальные окрашивающие средства, которые не были предусмотрены законом. В свою очередь, и установление правил применения специальных средств центральным органом полиции на деле может означать не вполне легитимную корректировку оснований и порядка их использования полицией в ущерб правам граждан, которые имеют право знать все случаи применения специальных средств против них. В связи с вышеизложенным необходимо обратить внимание на тот факт, что уже начато обучение сотрудников полиции применению некоторых специальных средств, состоящих на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран, при этом непредусмотренных нашим законодательством, таких, как «тайзер» <3>, «флэшбол» <4>, пейнтбольное оружие <5> и другие, вопрос о допустимости использования которых в условиях нашей действительности должен был бы решаться на законодательном уровне. ——————————— <3> Тайзер — устройство, вызывающее паралич посредством электрического тока, подаваемого тонкими стрелами, соединенными с ним проводами. <4> Флэшбол — устройство для стрельбы снарядами большой величины. <5> Пейнтбольное оружие — желатиновые шарики с несмываемым красителем, отстреливаемые с помощью пневматического оружия.
Юридическая фиксация факта применения специальных средств должна предусматриваться установленными формами правоприменительных актов. Однако выясняется, что по некоторым видам специальных средств не требуется документальное отражение применения. Так, Положение о применении специальных средств индивидуального воздействия (код N 235) и Положение о применении специальных средств группового воздействия (код N 236) не предусматривают обязательное документальное отражение применения данных средств. В то время такие нормативные акты, как Положение о применении огнестрельного оружия (код N 234), Положение о применении специальных средств для принудительной остановки транспорта (код N 237), Положение о применении приемов самообороны без оружия (код N 238) предусматривают документальное отражение факта применения. Юридическое оформление необходимо, хотя на практике во многих случаях применения, например, наручников при конвоировании, задержании и доставлении в автомобиле, пешим порядком такие документы не составляются. Отсутствие нормативного регулирования процесса фиксации мы считаем недопустимым, поскольку бесконтрольное применение специальных средств, тем более индивидуального и группового воздействия, приведет как к нарушению прав человека, так и к правовой незащищенности сотрудников, применивших эти средства. Структуру и соотношение видов специальных средств, применяемых при осуществлении органами полиции мер административного пресечения, наглядно показаны на диаграмме N 1 <6> (см. ниже). ——————————— <6> Статистические данные Главного управления полиции Монголии. УБ. 2010. С. 5.
Представленные данные демонстрируют проблемы использования правоохранительными органами специальных средств при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков. Кроме того, высокий процент использования средств индивидуального характера определяет необходимость изучения сотрудниками органов полиции способов и приемов проведения операций, основой которых является одиночная и групповая подготовка личного состава органов полиции к действиям с применением специальных средств. Качественная подготовка и переподготовка полицейских кадров, наличие в составе подразделений полиции сотрудников надлежащей квалификации, включая необходимое базовое образование и знание основных положений права, в частности административного и полицейского прав, методико-тактических основ спецтехники, безусловно, являются важными составляющими в институте применения специальных средств в борьбе с правонарушениями. Подтверждают такую необходимость и недавние массовые беспорядки в г. Улаанбаатаре <7>. Так, в ходе столкновений сил полиции с участниками этих акций были ранены 176 сотрудников столичной полиции, выведены из строя, повреждены или уничтожены бесчинщиками 487 наручников, 673 резиновых палок, 75 электрошоковых устройств, 5 усмирительных рубашек, 25 касок, 55 щитов, 28 защитных жилетов от холодных оружий, 4 бронежилетов, 178 ручных станций, 3 стационарных и 25 мобильных станций, 8 видеокамер и др. <8>. ——————————— <7> Массовые беспорядки в г. Улаанбаатаре, 1 июля 2008 г. <8> Рапорт о проведении операции по пресечению массовых беспорядков. УБ., 2008. С. 5.
В этой связи, прежде всего, необходимо охарактеризовать положение с подготовкой специалистов для подразделений полиции в Академии полиции Монголии. В Академии полиции по линии применения специальных средств изучаются следующие дисциплины: — «Специальная тактика» — 3 кредит часа <9>; ——————————— <9> 1 кредит час — это 16 часов лекционных; 32 часов семинарских; 48 часов лабораторных занятий.
— «Специальные средства полиции» — 1 кредит час; — «Специальная техника полиции» — 1 кредит час; — «Огневая подготовка» — 2 кредит часа; — «Приемы самообороны без оружия» — 2 кредит часа; — «Первая медицинская помощь» — 1 кредит час. Исходя из приведенного перечня дисциплин и малого количества времени, отводимого на их изучение, можно сделать очевидный вывод о том, что говорить о достаточной подготовке можно лишь условно. При этом в процессе учебы не уделяется должного внимания обучению курсантов умению применять специальные средства в кризисных ситуациях, в том числе в чрезвычайных условиях. Проведенный автором анализ подготовки сотрудников в учебном центре Академии полиции показал, что в учебном процессе применяются преимущественно стандартные методики обучения (лекция, семинар) и далеко не в полной мере применяются отработка смоделированных ситуаций, закрепление полученных знаний на практике. Обучению методике применения специальных средств в рамках дисциплины «Специальные средства полиции» отводится всего 4 часа. За такое короткое время получить соответствующие знания в полном объеме и научиться применять их на практике невозможно. На наш взгляд, для успешного и безопасного применения сотрудниками специальных средств кроме знания правовых основ необходимы: 1) техническая подготовленность; 2) физическая подготовленность; 3) тактическая подготовленность; 4) волевая подготовленность; 5) профессионально-психологическая подготовленность. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что подготовленность слушателей Академии полиции Монголии к применению специальных средств обуславливает необходимость получения комплекса специальных знаний, умений, навыков. Для этого следует интегрировать занятия по отдельным дисциплинам (физическая подготовка, огневая подготовка, тактико-специальная подготовка, профессионально-психологическая подготовка), которые должны найти свое воплощение в специальном курсе: «Применение специальных средств, огнестрельного оружия и физической силы органами полиции».
Диаграмма 1. Структура и соотношение специальных средств, применяемых при осуществлении органами полиции Монголии мер административного пресечения
— Специальные средства индивидуального воздействия — 91,09%. — Специальные средства защиты — 6,13%. — Специальные средства группового воздействия — 3,21%. — Специальные средства для остановки транспорта — 0,57%.
Библиографический список
1. Бельский К. С. Полицейское право / Под ред. А. В. Куракина. М., 2004. 2. Долгорсурэн Ж. Полицейское право Монголии. Общая часть. УБ., 2004. 3. Долгорсурэн Ж., Буянхишиг Г. Административное право Монголии. УБ., 2008. 4. Дамдинсурэн Ц., Лувсанвандан Ш. Русско-монгольский словарь. УБ., 1983. 5. Таванжин Д. Полицейское право Монголии. УБ., 2006.
——————————————————————