Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства

(Быстрова Ю. В.) («Юридический мир», 2011, N 6)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Ю. В. БЫСТРОВА

Быстрова Юлия Викторовна, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Орловского государственного университета, кандидат юридических наук.

Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо взаимодействие различных государственных органов, работающих в направлении одной цели. Необходимо исследовать именно их взаимодействие и оценить его значение. В данной статье освещены концептуальные основы взаимодействия субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность государства, а также предложены основные направления совершенствования деятельности субъектов в сфере обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность государства, взаимодействие, цель взаимодействия.

Conceptual fundamentals of interaction of subjects in ensuring economic security of states Yu. V. Bystrova

For maintenance of economic safety of the state interaction of the various state structures working in a direction of one purpose is necessary. It is necessary to investigate their interaction and to estimate its value. In given article conceptual bases of interaction of the subjects providing economic safety of the state are shined, and also the basic directions of perfection of activity of subjects in sphere of maintenance of economic safety are offered.

Key words: economic safety of the state, interaction, the interaction purpose, coordination of public authorities on maintenance of economic safety.

Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо взаимодействие всех государственных органов, работающих в данном направлении. Причем необходимо рассматривать именно их взаимодействие, а не работу каждого из этих органов в отдельности. Следовательно, для более эффективного обеспечения экономической безопасности государства необходимо исследовать проблемы их взаимодействия, так как это будет наиболее результативным, если между ними будет создана и налажена система взаимодействия <1>. ——————————— <1> Зимин О. В., Бодров В. А. Основные направления предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов // Правовые и организационные проблемы, связанные с причинением ущерба при осуществлении деятельности подразделений органов внутренних дел: Материалы Круглого стола (ВНИИ МВД России, 27 сентября 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 77 — 92.

Что такое взаимодействие? Большинство авторов пытаются раскрыть сущность взаимодействия через анализ его понятия. При этом одни понимают под взаимодействием совместную — согласованную в пространстве и времени — деятельность двух или большего числа субъектов по достижению одной или нескольких общих целей, которая осуществляется путем разработки и принятия совместных документов, определяющих приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий, а другие рассматривают взаимодействие как осознанную волевую деятельность, направленную на получение положительного результата <2>. По мнению В. Т. Томина, взаимодействие в широком смысле — это универсальная система взаимозависимости явлений и процессов. Это такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействием друг на друга и взаимовлиянием <3>. Г. Н. Козырев называет взаимодействием всякое соприкосновение деятельности субъектов <4>, систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция порождает реакцию воздействующего. А. А. Парамонов раскрывает сущность взаимодействия через определение структурно-содержательных признаков (элементов) <5>. ——————————— <2> Аксенов В. Г., Веремеенко Н. И., Стрельников С. С. Взаимодействие органов внутренних дел с добровольными народными дружинниками. М., 1975; Герасимов И. Ф. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания при расследовании особо опасных преступлений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1966; Лекарь А. Г. Роль предварительного расследования в борьбе с преступностью. М., 1959. <3> Томин В. Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. С. 18. <4> Козырев Г. Н. Взаимодействие следователя и защитника-адвоката в достижении цели уголовного процесса: Дис. … канд. юрид. наук. Киев, 1987. С. 9. <5> Парамонов А. А. Взаимодействие таможенной службы с ОВД в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 12 — 20.

Несомненно, что понятие «взаимодействие» универсально, поскольку оно включает в себя все типы связей между предметами и явлениями, всевозможные изменения их свойств и состояний. Так, категория «взаимодействие» рассматривается философами как всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении, как всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями, как всеобщая форма связи тел и явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении, а также как процесс взаимного влияния тел друг на друга <6>. ——————————— <6> Диалектический материализм. М., 1974. С. 208; Философский словарь. М., 1963. С. 70; Философская энциклопедия. Т. 1. М., 1960. С. 250.

Взаимодействие между правоохранительными и иными государственными органами в процессе обеспечения экономической безопасности выражается в том, что субъекты выступают как сложный социальный организм, находящийся во взаимных отношениях (связях). Это обусловлено уже тем, что результатом и проявлением взаимодействия предметов и явлений служит всеобщая связь явлений как наиболее общая закономерность существования мира. Она выражает внутреннее структурное единство всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями <7>. ——————————— <7> Философский словарь. М., 1963. С. 81.

Мы склонны разделить точку зрения В. Ф. Щербакова, который понимает под взаимодействием основанную на законе и других нормативно-правовых актах совместную или согласованную в пространстве и во времени, по месту и целям деятельность различных государственных органов и должностных лиц по решению общей задачи <8>. В нашем случае такой задачей является обеспечение экономической безопасности государства. ——————————— <8> Щербаков В. Ф. Реализация государственной политики противодействия преступности в сфере экономики подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел МВД России (теоретико-прикладной анализ): Дис. … д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2006.

Организация борьбы с преступностью, в том числе в конкретной сфере, подразумевает наличие относительно устойчивой структуры, в которую входят субъекты этой борьбы, связи между ними, способы осуществления связей и которая предполагает постоянную деятельность по изучению и налаживанию таких связей, их совершенствованию, поиску новых форм связей. Несомненно, каждый из субъектов взаимодействия занимает в системе свое, строго определенное законом место, и в целом они (субъекты взаимодействия) выступают друг перед другом как относительно независимые, обособленные формирования. Однако взаимодействие — сложный процесс, который требует четкой организации, обеспечивающей согласованность действий взаимодействующих элементов и подсистем <9>. ——————————— <9> Зимин О. В., Быстрова Ю. В. Взаимодействие субъектов предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Научный портал МВД России. 2009. N 4. С. 97.

Такая согласованность достигается путем координации <10> — взаимодействия высшего порядка, направленного на решение следующих задач: ——————————— <10> Под координацией понимается урегулированная система отношений, обеспечивающая согласованную деятельность субъектов взаимодействия в целях эффективного и оперативного решения стоящих общих задач (Прим. авт.).

— выработка и проведение единой стратегии и линии поведения субъектов, установление определенных отношений между ними; — распределение функциональных обязанностей между активными элементами системы, а именно между субъектами; — разработка, обсуждение и реализация совместных мероприятий; — обеспечение целенаправленности решения актуальных проблем; — устранение дублирования функций (полномочий) элементов; — рациональное распределение и использование сил и средств; — стабильность правоприменительной практики и т. п. Координация в любом случае предполагает такую организацию взаимодействия, при которой вырабатывается тактическая и стратегическая линия поведения каждого участника, определяются основные, приоритетные направления, устанавливается система координационных отношений, проводится правовое урегулирование совместной деятельности и т. д. Координация взаимодействия может осуществляться как в рамках единого ведомства (ведомственная координация), так и в том случае, если субъекты входят в различные ведомства (межведомственная координация) и не являются соподчиненными. В последнем случае возникает потребность создания координируемого центра, единого управляемого органа, наделенного по взаимному согласию соответствующими полномочиями. Эффективность взаимодействия во многом зависит от организации его правового регулирования, осуществляемого при помощи права и иных юридических средств воздействия на общественные отношения <11>. Правовое регулирование — один из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Оно позволяет решать организационно-правовые проблемы, касающиеся вопросов взаимодействия, учитывать характер принимаемых управленческих решений, объем компетенции <12>. ——————————— <11> Бабаев В. К., Буренков А. П., Гущев В. Е., Кузнецов А. П. Экономика. Право. Финансы. Термины и определения. М., 1995. С. 155. <12> Маркушин А. Г. Научно-практические проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Права человека и проблемы обеспечения законности: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород, 1993. С. 64 — 79.

С помощью правового регулирования устанавливаются и обеспечиваются определенные допустимые пределы отношений, деятельности, каких-либо действий, поддерживается и сохраняется отношение упорядоченности. Цели взаимодействия элементов государственной системы обеспечения экономической безопасности можно рассматривать как осознанный образ желаемого (прогнозируемого) результата. В литературе, посвященной исследованиям проблем борьбы с преступностью, используются различные подходы к содержанию понятия «цель»; например, С. В. Бородин пишет, что это «предварительно определяемые, запрограммированные результаты, на достижение которых ориентируется программа деятельности» <13>, а С. Е. Вицин полагает, что это «состояние, максимально благоприятное для самосохранения самой системы» <14>. ——————————— <13> Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 32. <14> Вицин С. Е. Моделирование в криминологии: Учеб. пособие. С. 20.

Причем определение целей взаимодействия начинается с обнаружения проблемных ситуаций, различий между существующим и желаемым в состоянии исследуемых общественных отношений. Сформулированная цель становится основанием для определения задач, направленных на достижение поставленной цели либо максимально возможное приближение к ней. При этом, если рассматривать желаемый результат как цель, несомненно, путь достижения цели — это направление (одним из значений слова «направление» является «путь развития» <15>). ——————————— <15> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993. С. 399.

Можно выделить объективно существующие основные направления взаимодействия субъектов государственной системы обеспечения экономической безопасности государства: 1) разработка правовых основ совместной деятельности по обеспечению экономической безопасности; 2) проведение совместных мероприятий, в том числе оперативно — профилактических и иных операций, по раскрытию и расследованию фактов преступлений в сфере экономической деятельности; 3) информационное, аналитическое и научное обеспечение совместной деятельности по обеспечению экономической безопасности; 4) подготовка кадров, в том числе повышение их квалификации; 5) предупреждение экономических преступлений. Необходимо отметить, что взаимодействие — явление не субъективного порядка, исходящее только из желания взаимодействующих сторон, а объективно необходимое условие, без которого не могут и не должны решаться вопросы реализации противодействия экономическим преступлениям и правонарушениям <16>. Взаимодействие — сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в организации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов компетентных субъектов. ——————————— <16> Седов И. П. Некоторые правовые и организационные вопросы взаимодействия следователя и органа дознания как элемента следственной тактики // Проблемы Советского государства и права. Иркутск, 1975. С. 54.

В процессе взаимодействия между субъектами устанавливаются взаимные связи, выражающиеся в совместной или согласованной деятельности. В зависимости от средств, обеспечивающих регулирование, они могут выступать в форме правовых или организационных отношений. При организации взаимодействия стороны должны исходить из ряда общих положений (принципов). Под принципами взаимодействия понимаются основные руководящие положения, которые опосредуют цель, содержание и формы делового сотрудничества и обеспечивают достижение задач, определяемых законом <17>. В этой связи уяснение исходных положений, т. е. правовых принципов, на которых должны строиться принципы взаимодействия, приобретает важное теоретическое и практическое значение. ——————————— <17> Щербаков В. Ф. Указ. раб. С. 147 — 148.

В действующем законодательстве и специальной литературе выделяют такие основные принципы взаимодействия, как: законность; экономическая эффективность; четкое разграничение задач и функций; комплексное использование сил и средств с учетом их предназначения и возможностей. При всестороннем и полном анализе можно проследить и взаимосвязь между всеми принципами. Указанные принципы, опираясь на конкретные правовые нормы, регламентирующие деятельность взаимодействующих субъектов, подлежат неукоснительному, обязательному исполнению всеми участвующими сторонами в процессе взаимодействия, поскольку способствуют решению конкретных вопросов, возникающих на практике. Таким образом, взаимодействие — это деловое сотрудничество, в процессе которого стороны, исходя из определенных условий, решают общие задачи по защите экономических интересов государства.

——————————————————————