К вопросу о необходимости новой дисциплины «Основы экономической безопасности»

(Шарихин А. Е.) («Безопасность бизнеса», 2006, N 2)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

А. Е. ШАРИХИН

Шарихин А. Е., профессор кафедры уголовного процесса Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Переходный период, который переживает наша страна, когда старая система государственной безопасности уже перестала действовать, а новая (национальная безопасность) находится в состоянии формирования, обусловил появление таких угроз, как криминализация общественных отношений, появление высокого уровня теневой экономики, организованной преступности и коррупции и др. Кризисное положение в 90-е гг. дало активный всплеск научных исследований в сфере национальной и экономической безопасности, что нашло свое отражение в разработанной и принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (1906 г.), Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.) и в других важных политических и правовых документах, включая концепцию правовой реформы в Российской Федерации, которые стали основой для формирования нового правового поля России. Это еще раз подтверждает тот факт, что переход к новой государственности в нашей стране потребовал новой парадигмы безопасности страны, а это, в свою очередь, потребует осмысления и ответа на вопрос, каким образом указанные процессы находят свое отражение в системе образования. В мировой практике, как известно, существует три основных «приводных ремня», которые обеспечивают устойчивость и безопасность функционирования государства и общества: религия, воспитание в системе образования, средства массовой информации. Обращаясь к проблеме воспитания в системе образования, необходимо вспомнить знаменитую фразу Конфуция, который отмечал, что напрасно обучение без мысли и опасна мысль без обучения. Соглашаясь с этой позицией, И. Кант отмечал, что для эффективного обеспечения правопорядка и безопасности правительству необходимо воздействовать на народ посредством определенных учений. А для этого оно вынуждено действовать согласно разуму (т. е. объективно) на основе побудительных причин, которые можно использовать для достижения своих целей. Эти причины идут в следующем порядке: вначале вечное благополучие каждого, затем гражданское благополучие и, наконец, физическое благополучие (жить долго и быть здоровым). При помощи публичных наставлений относительно вечного благополучия правительство может приобрести огромнейшее влияние на сокровенные мысли и скрытые желания подданных, угадывая первые и направляя вторые. Посредством гласных наставлений относительно гражданского благополучия правительство может держать внешнее поведение подданных в узде публичных законов. Физическим благополучием правительство может обеспечить для себя существование сильного и многочисленного народа, годного для осуществления его намерений <*>. ——————————— <*> И так согласно разуму должна существовать общепринятая иерархия среди высших факультетов университета, а именно — сначала богословский факультет, затем юридический и, наконец, медицинский. И. Кант. Метафизические начала естествознания. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 1249 — 1250.

Такой подход позволял реализовывать воспитательную функцию государства, когда государство осознавало свой интерес <*>. Например, в царской России проблемы безопасности государства и защита законных интересов подданных рассматривались в рамках такой дисциплины, как «Полицейское право», которая преподавалась в университетах. ——————————— <*> При этом необходимо отметить, что философы-материалисты XVIII в. Гельвеций, Гольбах, Дидро придавали большое значение такой категории, как интерес (от лат. interest — имеет значение, важно). Например, Гельвеций в своей работе «Об уме» отмечал, что «если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

В этой связи представляется, что в настоящее время, чтобы в условиях формирующегося информационного общества знания служили именно стабильности и устойчивости общества и государства, нужна дисциплина, которая позволяла бы восполнить существующий вакуум. В России до настоящего времени в перечне обязательных дисциплин отсутствует такая дисциплина, которая позволяла бы, оценивая отечественную и зарубежную теорию и практику в сфере национальной безопасности, в рамках учебного процесса, опираясь на научные исследования в этой сфере, вырабатывать адекватные ответы на вызовы и угрозы современного мира, опираясь на комплекс знаний, включая политологию, экономическую теорию, гражданское, налоговое, финансовое, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику, криминологию и ряд других дисциплин, которые необходимы для воспитания патриотически мыслящих и законопослушных граждан. Представляется, что создавшаяся парадоксальная ситуация не способствует не только расширению кругозора и актуализации современных знаний, но и процессу стабилизации в стране. Вместе с тем необходимо отметить, что, с одной стороны, экономическая безопасность в настоящее время находится в сфере актуальных научных исследований в России, а с другой — отсутствие обязательной дисциплины свидетельствует о том, что государство не проявляет заинтересованности в активном и осмысленном участии граждан в формировании новой модели государственного устройства, так как оно самоустраняется от того, чтобы в рамках учебного процесса определять жизненно важные ценности, к которым может быть отнесена экономическая безопасность как структурное звено национальной безопасности и методология развития экономических и правовых знаний. Вместе с тем переход экономической безопасности из сферы исключительно научных исследований в учебную дисциплину будет свидетельствовать о том, что уровень научных исследований позволяет говорить, что сформировано ядро знаний, которое может стать учебной дисциплиной. Безусловно, система обеспечения экономической безопасности детерминирована реальными угрозами в экономической сфере, противодействие которым должно строиться на научной основе, опираясь на комплекс научных знаний. Поэтому представляется, что для разрешения сложившейся ситуации вполне правомерно и обоснованно было бы предложить внести в обязательный перечень дисциплин принципиально новую дисциплину «Основы экономической безопасности». «Основы экономической безопасности» как учебная дисциплина позволит, используя научный подход, рассматривать проблему национальной и экономической безопасности страны через призму национальных интересов, опираясь на синергетический подход, включая и рассмотрение проблемы экономической безопасности отдельных предприятий и противодействие промышленному шпионажу. В этом случае будет сформирован кадровый потенциал, который будет рассматривать обеспечение экономической безопасности как систему деятельности, которая на основе междисциплинарного комплексного подхода будет способствовать формированию и укреплению основ новой российской государственности, где экономическая безопасность будет выступать как результат деятельности государственных и негосударственных структур в современных условиях. В настоящее время экономическая безопасность как учебная дисциплина не предусмотрена учебными планами вузов несмотря на то, что она входит в специальный перечень научных исследований по специальности 08.00.05. Осознавая необходимость изучения отдельных аспектов экономической безопасности, ученые советы ряда вузов инициативно включили в учебный процесс курс «Экономическая безопасность». В частности, в Институте экономической безопасности Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации читаются следующие спецкурсы: — «Национальная и региональная экономическая безопасность» (всего 51 ч., из них 34 ч. — лекции и 17 ч. — семинары); — «Экономическая безопасность в системе корпоративного управления» (всего 51 ч., из них 34 ч. — лекции и 17 ч. — семинары); — «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов» (всего 51 ч., из них 34 ч. — лекции и 17 ч. — семинары); — «Особенности экономической безопасности хозяйствующих субъектов в отдельных сферах экономики» (всего 51 ч., из них 34 ч. — лекции и 17 ч. — семинары). Курс «Экономическая безопасность» читается на кафедре «Международная экономика» и кафедре «Финансы и кредит» в Московском экономико-лингвистическом институте (всего 48 ч.). В Татарском институте переподготовки кадров агробизнеса читаются курсы «Экономическая безопасность» — 14 ч. и «Продовольственная безопасность» — 18 ч. Кроме того, дисциплина «Экономическая безопасность» в качестве специального курса включена в учебный процесс Российского государственного социального университета (РГСУ) в объеме 48 ч. и планируется введение аналогичного курса в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Однако вышеуказанные курсы не рассматривают проблему экономической безопасности комплексно, что не позволяет глубоко и всесторонне изучать проблемы, а сама экономическая безопасность не может выполнять роль методологической основы. Представляется, что введение новой дисциплины «Основы экономической безопасности» будет способствовать подготовке квалифицированного, отвечающего современным требованиям специалиста, что необходимо для стабильности и безопасности общества и государства в условиях формирования в нашей стране новой государственности. Принимая во внимание вышесказанное, а также и тот факт, что в настоящее время знания становятся реальной материальной силой, представляется, что рассмотрение проблемы введения новой дисциплины «Основы экономической безопасности» и создание новых кафедр экономической безопасности в вузах становится актуальной проблемой, требующей не только серьезного научного обсуждения, но и принципиального решения. Изданные в Российской Федерации учебники и учебные пособия «Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки» / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998; Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник для вузов. Ч. 1, 2 / Под общ. ред. С. В. Степашина. М.: СПб Всероссийская государственная налоговая академия: Санкт-Петербургский университет МВД России: Издательство «Лань», 2001, а также изданное в 2004 г. учебное пособие «Экономическая безопасность России в XXI веке» под редакцией д. ф.н., профессора В. П. Ворожцова и д. э.н., профессора Н. Г. Рак, являются еще одним аргументом, подтверждающим необходимость введения такой дисциплины.

——————————————————————