Рецензия на диссертацию Ольги Алексеевны Челпаченко «Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности»
(Дугенец А. С.) («Административное право и процесс», 2012, N 9)
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ ОЛЬГИ АЛЕКСЕЕВНЫ ЧЕЛПАЧЕНКО «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» <*>
А. С. ДУГЕНЕЦ
——————————— <*> Диссертация Ольги Алексеевны Челпаченко «Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности», защищенная в диссертационном совете Д 212.239.02 при Саратовской государственной юридической академии на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право (научный руководитель — доктор юридических наук, доцент Анна Валериевна Филатова).
Дугенец Александр Сергеевич, профессор.
Review of dissertation of O. A. Chelpachenko «Administrative-law fundamentals of interaction of federal agencies of executive power of the Russian Federation in the sphere of enhensing security» A. S. Dugenets
Рецензируемая работа Ольги Алексеевны является комплексным научным исследованием актуальной в российском административном праве задачи — создания весьма важной и сложной концепции дальнейшего развития административно-правовых основ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности. Актуальность данного исследования объясняется необходимостью модернизации и развития существующих административных процедур взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности, которые не являются совершенными. Уважаемый автор справедливо указывает на то, что значимость проблематики обеспечения национальной безопасности в условиях коренных изменений, происходящих в Российской Федерации, с учетом реформирования политической, экономической, социальной и других сфер жизнедеятельности приобретает первостепенную роль. Научная новизна работы О. А. Челпаченко заключается в том, что автором впервые проведено самостоятельное комплексное исследование административно-правовых основ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности в рамках административного права с учетом анализа положений Стратегии национальной безопасности до 2020 г., Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Объясняя актуальность и важность темы рецензируемой диссертации, Ольга Алексеевна правильно сформулировала цель научной работы как формирование комплексного, единообразного подхода к определению содержания и основных черт взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности. Автором изучены особенности административно-правовых основ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности, а также подготовлены предложения и рекомендации по совершенствованию теоретических и нормативных положений в сфере обеспечения национальной безопасности. Следует отметить, что цель исследования достигнута путем определения и решения таких задач, как: анализ научно-исследовательских материалов и нормативно-правового регулирования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности; выявление правовой природы взаимодействия, определение его содержания, а также потребности и возможности административно-правового регулирования; показано соотношение дефиниций «координация» и «взаимодействие», а также обоснована допустимость использования термина «взаимодействие федеральных органов исполнительной власти»; оценены отдельные требования административной реформы к деятельности органов исполнительной власти с позиции исполнения функции обеспечения национальной безопасности; определены направления нормативно-правового регулирования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности; доказана необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности; изучена сложившаяся практика взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности; сформулированы рекомендации и предложения по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности. Перечисленные задачи обусловили логичность, стройность и разумную последовательность в изложении Ольгой Алексеевной содержащегося в диссертации научно-теоретического и практического материала. Логичность исследования можно обнаружить при ознакомлении со структурой диссертации, состоящей из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии, которая отражает целостность исследования и позволяет наиболее полно раскрыть заявленную тему. Важно отметить, что тема рецензируемой диссертации отвечает содержанию и соответствует специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право. В первой главе «Теоретико-правовая характеристика полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности» Ольга Алексеевна определила, что функции федеральных органов исполнительной власти есть содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач; следовательно, сделала вывод, что система органов исполнительной власти построена на основе их структурной и функциональной соподчиненности. Для определения статусных характеристик федеральных органов исполнительной власти установлено, что они зависят от четкого разграничения компетенции субъектов управления, сочетания разнообразных форм распределения их полномочий, а также взаимодействия структурных и функциональных составляющих в сфере обеспечения национальной безопасности. Во второй главе «Концептуальные основы и особенности обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации» автор указывает на то, что законодательное определение безопасности отражает не понятийный, а практический подход к трактовке феномена. Вследствие этого не раскрывается сущность безопасности, а лишь выражаются пожелания о «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Ольгой Алексеевной установлена необходимость внесения в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. следующих уточнений: каковы параметры и требования, предъявляемые к интересам личности, общества, государства; кто и каким образом сможет сформировать совокупность заранее сбалансированных интересов и как их следует сбалансировать; каковы приоритеты интересов как по сферам общественной жизни, так и по субъектам. Уважаемым диссертантом акцентировано внимание на важности вопроса о системе национальной безопасности России, которая создается и функционирует на основе Стратегии национальной безопасности и которую составляют: субъекты и объекты национальной безопасности; органы и силы национальной безопасности; методы и средства обеспечения национальной безопасности. Для формирования эффективной системы взаимодействия является очевидным необходимость принятия федерального закона, закрепляющего механизм проведения согласительных процедур для устранения разногласий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Обоснованным является мнение уважаемого диссертанта о неправильности отнесения органов местного самоуправления к органам, участвующим в обеспечении национальной безопасности, так же как и отнесение к субъектам безопасности граждан и общественных объединений, так как они не относятся к органам государственной власти, не располагают соответствующими силами и средствами. Изложенное позволило Ольге Алексеевне утверждать, что в действующем законодательстве не в должной мере отражен механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти как между собой, так и с другими органами государственной власти, а также с правоохранительными органами. В третьей главе «Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности» Ольгой Алексеевной был проведен анализ правоприменительных проблем взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности, следствием чего стал вывод о том, что формирование и реализация процедур взаимодействия органов исполнительной власти имеет первостепенное значение в сфере обеспечения национальной безопасности. Автор отмечает необходимость осуществления взаимодействия органов, выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации; и от того, насколько четко будет налажено взаимодействие этих органов, и будет зависеть эффективность государственного управления и обеспечение национальной безопасности. Заслуживает поддержки рассмотрение анализа обеспечения эффективной регламентации полномочий федеральных органов исполнительной власти и повышения гарантий защиты прав человека, общества и государства с учетом формирования системы регламентации деятельности органов исполнительной власти. Данные вопросы весьма актуальны в связи с тем, что ни наука, ни практика не выработали единых критериев определения требований относительно положений административных регламентов рассматриваемого взаимодействия. Следует подчеркнуть, что уважаемый диссертант считает необходимым проецировать административные регламенты взаимодействия на сферу обеспечения национальной безопасности касательно проведения совместных мероприятий и ею предложена соответствующая структура административных регламентов взаимодействия. Изучив диссертацию Ольги Алексеевны и опубликованные ею по рассматриваемой теме исследования научные труды, можно констатировать значительную научную ценность рецензируемой работы, высокую степень обоснованности и достоверности сформулированных в ней научных положений, выводов и рекомендаций. Автореферат и публикации уважаемого соискателя соответствуют теме и основному содержанию представленной к защите диссертации. Диссертационная работа Ольги Алексеевны соответствует научной специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право. Диссертация представляет собой законченное исследование, содержащее результаты решения достаточно широкого круга поставленных задач, характеризующееся необходимой научной новизной. Результаты диссертации имеют важное научное значение и могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике. Основные положения работы опубликованы уважаемым автором в 14 научных работах, 3 из которых — в ведущих рецензируемых научных изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии, а также внедрены в практическую деятельность, что подтверждается соответствующими актами внедрения. В заключение представляется возможным заключить, что по своей актуальности, новизне постановки и решения избранной проблемы, теоретической и практической значимости, обоснованности и достоверности выводов и предложений диссертационное исследование на тему «Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности» в полной мере отвечает требованиям п. 7, 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 475), а уважаемый автор — Ольга Алексеевна Челпаченко — заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право.
——————————————————————