Концептуальные основы деятельности по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации как составной части политики государства в области противодействия коррупции
(Хомяков Л. Л., Лемешев Е. В.) («Таможенное дело», 2008, N 3)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Л. Л. ХОМЯКОВ, Е. В. ЛЕМЕШЕВ
Хомяков Л. Л., профессор кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.
Лемешев Е. В., адъюнкт кафедры специальных дисциплин Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии.
Таможенная служба России на современном этапе развития государства играет все возрастающую роль. Сегодня таможенные органы осуществляют взимание таможенных платежей; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, дознание и производство неотложных следственных действий, в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, а также выполняют целый ряд иных важнейших функций. Оперативная обстановка, в которой таможенные органы осуществляют свои важнейшие социальные функции, характеризуется необычайно высоким уровнем доли таможенных платежей в доходной части федерального бюджета (42% налоговой составляющей), во много раз превосходит показатели, характерные для экономически развитых стран (Франция — 6%, США — 1 — 1,5% и т. п.). В связи с этим участники внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) с целью снижения реально уплачиваемых таможенных платежей в бюджет путем искажения данных о номенклатуре, таможенной стоимости, количестве, весе товаров и т. п. стремятся склонить должностных лиц таможенных органов к оказанию им в этом содействия путем выплаты денежного вознаграждения. Такое «решение проблем с таможней» является экономически выгодным для участников ВЭД, но наносит ощутимый ущерб экономической безопасности России в связи с непоступлением значительной части платежей в бюджет. О негативных результатах указанных процессов свидетельствует постоянный устойчивый рост выявляемых в таможенных органах фактов совершения сотрудниками преступлений и других правонарушений коррупционного характера, их количество возрастает в среднем на 9 — 15% ежегодно. Так, если по материалам Управления собственной безопасности Федеральной таможенной службы России (УСБ ФТС России) в 1998 г. было возбуждено 156 уголовных дел по таким преступлениям, то в 2000 г. — 194, в 2001 г. — 212, в 2002 г. — 243, в 2003 г. — 251, в 2004 г. — 244, в 2005 г. — 419, а в 2006 г. — свыше 500 уголовных дел. В этих условиях вопрос эффективного обеспечения собственной безопасности органов ФТС России становится актуальным не только в связи с необходимостью усиления борьбы с коррупцией в системе органов государственной власти, но и в связи с самой возможностью таможенных органов надлежащим образом выполнять важнейшие социальные функции. Термин «собственная безопасность» применительно к деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, обеспечивающих государственную, информационную, экономическую, экологическую, общественную безопасность, означает, что свои функции они должны выполнять в обстановке, благоприятствующей, способствующей эффективному решению возложенных на них государственных задач; сами органы, их инфраструктура, сотрудники должны быть защищены в правовом, социальном, физическом отношении от влияния негативных факторов, внешних и внутренних угроз и опасностей, преступных посягательств, отрицательно влияющих на их дееспособность и функциональность. Безопасность таможенных органов заключается в надежном обеспечении возможности эффективного осуществления своих функций как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; ограждении процесса оперативно-служебной деятельности и персонала, информационных ресурсов, объектов таможенной инфраструктуры от попыток незаконного вмешательства и преступных посягательств со стороны отдельных лиц, организаций, коммерческих структур, преступных сообществ, представляющих угрозу для таможенной деятельности или личной безопасности сотрудников; предотвращении, локализации и ликвидации последствий этих действий, создании необходимых условий для эффективного выполнения задач по обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов Российской Федерации. Таким образом, основными объектами защиты в этой сфере являются: таможенное дело в его толковании, данном в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации <1>; сотрудники и работники таможенных органов, члены их семей и лица, оказывающие содействие в правоохранительной деятельности таможенным органам <2>; таможенные органы, их инфраструктура, материальные ценности, оружие, специальные технические средства и технологическое оборудование; информация ограниченного доступа, составляющая государственную, коммерческую, служебную тайны, информационные ресурсы, информационные системы и средства специальной связи <3>. ——————————— <1> Таможенный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 25 апреля 2003 г., одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г., подписан Президентом России 28 мая 2003 г.: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. <2> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». <3> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Состояние защищенности любого объекта достигается путем проведения комплекса мер, направленных на предотвращение ущерба деятельности таможенных органов в результате воздействия угроз и негативных факторов. Основным критерием оценки деятельности по обеспечению собственной безопасности является способность таможенных органов нормально функционировать в условиях враждебного противодействия и качественно решать поставленные задачи по контролю и надзору в области таможенного дела, валютного контроля, выполнять специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Иными словами, обеспечение собственной безопасности является специальной функцией, направленной на предупреждение, выявление и пресечение угроз, устранение опасностей и рисков, негативно влияющих на деятельность таможенных органов и их сотрудников. Обеспечение собственной безопасности — это деятельность по реализации комплекса правовых, организационных, информационных, оперативно-розыскных, управленческих, режимных, инженерно-технических и иных мер, направленных на выявление, предупреждение, пресечение, локализацию внешних и внутренних угроз и деструктивных факторов; устранение, предотвращение опасностей и рисков, влияющих на дееспособность таможенных органов. Исходя из этого, можно сформулировать понятие собственной безопасности таможенных органов России как состояние защищенности таможенного дела, таможенных органов и их сотрудников от внешних и внутренних угроз путем осуществления системных мер безопасности общего и специального характера. Концептуальные основы собственной безопасности таможенных органов опираются на положения российского законодательства, определяющего правовые основы обеспечения национальной безопасности, борьбы с преступностью и посягательствами на права и свободы граждан, порядок управления в области таможенного дела и представляют собой систему официальных взглядов на место и роль этого вида специальной деятельности в обеспечении экономической безопасности и защиты экономических интересов России, дают теоретическое и практическое представление о безопасности всей системы таможенных органов России, силах, средствах и способах предупреждения и отражения внешних и внутренних угроз их деятельности, принципах и основах организации и функционирования ведомственной системы безопасности. Современный уровень развития нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности, организации оперативно-розыскной деятельности, задачи таможенной политики, а также накопленный опыт организационной, оперативно-розыскной, предупредительно-профилактической деятельности УСБ ГТК — ФТС России и его подразделений на местах, ставит актуальную задачу — предложить научно обоснованную систему взглядов на теорию и практику обеспечения собственной безопасности с учетом реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков криминогенного, экономического, информационного и иного характера, а также имеющих возможностей и ресурсов, предложить систему и комплекс мер, обеспечивающих надежную защиту таможенного дела, таможенной инфраструктуры, сотрудников таможенных органов, предупреждение и пресечение коррупции в их рядах. По нашему мнению, концептуальные вопросы обеспечения собственной безопасности таможенных органов России должны на современном этапе стать предметом глубокого научного рассмотрения на базе Российской таможенной академии, в том числе на диссертационном уровне, с привлечением ведущих теоретиков и практиков.
——————————————————————