Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров

(Андронова Т. А., Тарасенко О. А.) («Юридическое образование и наука», 2013, N 2)

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ <*>

Т. А. АНДРОНОВА, О. А. ТАРАСЕНКО

——————————— <*> Andronova T. A., Tarasenko O. A. Active and interactive conducting classes for bachelors and masters.

Андронова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Тарасенко Ольга Александровна, докторант кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

В данной статье рассматриваются новые требования к проведению занятий у бакалавров и магистров с применением активных и интерактивных методов.

Ключевые слова: магистр, бакалавр, активный и интерактивный метод проведения занятий, лекция-беседа, лекция-дискуссия, ролевые игры, мозговой штурм, кейс-метод.

In the given article are considered the new requirements to conduct classes for bachelors and masters with the use of active and interactive methods.

Key words: master’s degree, bachelor, active and interactive method of classes, lecture-conversation, lecture-discussion, role playing, brainstorming, case-method.

I. Новые требования к процессу преподавания

Приказами Министерства образования и науки от 4 мая 2010 г. N 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)» <1> и от 14 декабря 2010 г. N 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») <2> утверждены требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В соответствии с данными требованиями в учебном процессе предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров), а именно: в диалоговом режиме, в виде дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игрового судебного процесса в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, у бакалавров должен составлять не менее 20% аудиторных занятий, у магистров — не менее 30%. Что касается занятий лекционного типа, то у магистров данные занятия не могут составлять более 20% аудиторных занятий, а у бакалавров — более 40%. ——————————— <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26. <2> По информации, размещенной в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 14, Федеральный государственный образовательный стандарт публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www. mon. gov. ru.

II. Сущность активного и интерактивного метода обучения

В свете названных требований видится актуальным вопрос о содержании понятий «активный» и «интерактивный метод обучения». Для начала необходимо установить, что понимается под методом обучения. Метод обучения (от др.-греч. — путь) — процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1) пассивный метод; 2) активный метод; 3) интерактивный метод. Каждый из этих методов имеет свои особенности, мы же остановимся на двух последних методах как наиболее значимых для нас. Под активным методом следует понимать форму взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь — не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если пассивный метод предполагал авторитарный стиль взаимодействия, то активный ориентирован на демократический стиль. Также стоит отметить, что между активным и интерактивным методами иногда ставят знак равенства, однако несмотря на общность, эти методы имеют различия. Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активного метода. Итак, слово интерактивный («inter» — это взаимный, «act» — действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активного метода интерактивный ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый <3>. ——————————— <3> URL: wikipedia. org.

III. Лекции с применением активного метода

Новые образовательные стандарты, указывая на то, что в учебном процессе должны широко использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий, называют некоторые примеры подобных занятий. Однако остается неясным, какие из приведенных примеров относятся к активным формам проведения занятий, а какие — к интерактивным. Более того, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций для основной образовательной программы магистратуры называется семинар. Авторам представляется, что стандарт смешивает виды учебной деятельности (лекции и семинары) и методы, которые применяются при их проведении. Указав выше, в чем заключаются различия между активным и интерактивным методом, мы считаем, что лекция тяготеет к использованию активного метода. Интерактивный метод сложно использовать в данном виде учебной деятельности, т. к. он предполагает деловое общение обучающихся между собой и преподавателем. Рассмотрим далее возможности использования активного метода обучения при чтении лекций. Здесь мы полагаем полезным обратиться к подходу, высказанному В. Ю. Копытиным, который выделяет следующие активные формы проведения лекций: — лекция-беседа — непосредственный контакт преподавателя с аудиторией — диалог. По ходу лекции преподаватель задает вопросы для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой проблеме; — лекция-дискуссия — свободный обмен мнениями в ходе изложения лекционного материала. Преподаватель активизирует участие в обсуждении отдельными вопросами, сопоставляет между собой различные мнения и тем самым развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло; — лекция с применением обратной связи заключает в себе то, что в начале и конце каждого раздела лекции задаются вопросы. Первый — для того, чтобы узнать, насколько студенты ориентируются в излагаемом материале, вопрос в конце раздела предназначен для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала; — проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемный вопрос — это диалектическое противоречие, требующее для своего решения размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Проблемная задача содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска ее решения; — программированная лекция — консультация — преподаватель сам составляет и предлагает обучаемым вопросы. На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить студентов, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов <4>. ——————————— <4> Копытин В. Ю. Рабочая программа по курсу «Межбанковские расчеты и международные платежные системы» // URL: http://window. edu. ru/library/pdf2txt/804/70804/46301.

В лекциях можно использовать наглядные материалы, а также подготовить презентацию. Что касается презентации, то в качестве визуальной поддержки ее можно органично интегрировать во все вышеупомянутые лекции. В то же время лекцию-презентацию возможно выделить и в качестве самостоятельной формы. Лекция-презентация должна отражать суть основных и (или) проблемных вопросов лекции, на которые особо следует обратить внимание обучающихся. В условиях применения активного метода проведения занятий презентация, по нашему мнению, представляется весьма удачным способом донесения информации до слушателей. Единственное, на что следует обратить внимание при подготовке слайдов, — это их оформление и текст. Слайд не должен быть перегружен картинками и лишней информацией, которая будет отвлекать от основного аспекта того или иного вопроса лекции. Во время лекции можно задавать вопросы аудитории в отношении того или иного слайда, тем самым еще больше вовлекая обучающихся в проблематику. Лекция-презентация помогает достичь наибольшей эффективности обучения. Аудитория легче воспринимает материал, лучше запоминает его.

IV. Интерактивные формы проведения практических занятий

Так как интерактивный метод основан на непосредственном контакте обучающихся между собой и преподавателем, то с его помощью целесообразно проводить практические занятия (семинары). Занятия могут проходить в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, игр по кейс-методу, мозгового штурма, психологических и иных тренингов, игрового судебного процесса в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Проведение занятий (семинаров) в интерактивной форме имеет одну характерную черту — замену теоретических вопросов и обсуждение научных и доктринальных подходов на практические задания или разрешение казусов. Студенты вовлекаются в процесс обучения путем постановки (моделирования) перед ними конкретных практических заданий-вопросов с последующим их разрешением. Рассмотрим некоторые интерактивные формы практических занятий (семинаров), которые должны, на наш взгляд, активно использоваться в учебном процессе. Большой интерес вызывают деловые игры, в которых студенты развивают профессиональное мышление и приобретают навыки применения своих теоретических знаний в практических ситуациях. Деловая игра помогает студентам научиться работать в коллективе, разрабатывать юридические документы, вести переговоры и публично выступать. Крайне актуальной видится игра по кейс-методу, которая представляет собой исследование и анализ студентами реальных или реконструированных юридических ситуаций с последующим предложением ими возможных решений практических задач. Представляется правильным, если в одном задании будет несколько практических вопросов, что будет способствовать повышению степени индивидуализации игры и возможности провести игру как в больших группах, так и в маленьких. Для больших по численности групп кейс-метод можно применять, разбив одно общее задание на несколько частей. Группа обучающихся делится на команды, и каждая команда готовит свой вопрос, и в итоге команды разбирают практическую ситуацию и отвечают на все вопросы, которые стояли перед ними в игре. Если группа немногочисленна, то каждому студенту предлагается полностью разобрать смоделированную перед ним практическую ситуацию в игре. Если поставленные задания в игре по кейс-методу содержат конкретные (однозначные) ответы, то обучающиеся могут осуществить самоконтроль, что исключит фактор субъективной оценки преподавателя. При проведении игр по кейс-методу студентам необходим доступ к справочным правовым системам, например к СПС «КонсультантПлюс», «Гарант». Большую практическую значимость может иметь задание, заключающееся в анализе материалов судебной практики, особенно в отсутствии ее единообразия. Это позволит студентам увидеть различные подходы судов в анализе одной ситуации и сформировать собственную позицию по данному вопросу. Еще одной формой проведения интерактивного занятия является ролевая игра. Ролевая игра — игра, основанная на воспроизведении коллективом студентов определенных юридических функций (в соответствии с распределенными ролями) с целью воспроизведения возможного юридического действия, предполагающего принятие участниками решений и осуществление их в рамках данного действия. В игре с помощью знаковых средств (речь, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки. Развитие личности специалиста в игре обусловлено усвоением профессиональных действий (норм) и норм отношений участников производственного процесса. Методически правильно построенная игра служит эффективным средством обучения технологии принятия решения. Ролевые игры характеризуются следующими основными признаками: — наличие участников игры, у которых общая задача — анализ обстановки и принятие решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью); — наличие руководителя игры, который должен выдавать информацию по обстановке, анализировать решения участников игры и корректировать ее; — создание определенных условий для анализа обстановки и принятия решений обучаемыми; — невозможность полной формализации ситуации; — динамичность изменения обстановки и наличие обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными с изменением обстановки. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка, регламент. Сценарий включает в себя характеристику игровой ситуации, правила игры и описание производственной обстановки. Поведение участников — основной инструмент игры. Очень важны правильный выбор временного режима проведения игры, воссоздание реальной обстановки. Регламент игры определяет порядок тем или документов, общие требования к режиму ее проведения и к инструктивным материалам <5>. ——————————— <5> Куленко Т. Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права // Предпринимательское право и методика его преподавания: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Юриспруденция, 2008. С. 73 — 75.

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Данный метод может применяться в любой группе студентов, как с большим количеством обучающихся, так и с небольшим. Суть метода состоит в том, что преподаватель в начале работы со студентами формирует проблему (задачу), а затем задает им ряд вопросов и получает на них ответы, тем самым выявляя уровень осведомленности группы в том или ином вопросе. В процессе занятия студенты формируют варианты решения проблемы (задачи). В конце занятия (семинара) обсуждаются все предложенные пути решения проблемы (задачи) и отмечаются наиболее ценные идеи. На практических занятиях (семинарах) могут использоваться психологические и иные тренинги, которые нацелены на тренировку конкретного навыка. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Не стоит забывать и о том, что магистры и бакалавры по направлению подготовки «Юриспруденция» готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая. Выпускник, например магистр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне, способностью управлять самостоятельной работой обучающихся, уметь организовывать и проводить педагогические исследования, эффективно осуществлять правовое воспитание. Сформировать и развить данные способности у студента — задача преподавателя. Эффективным способом в их формировании, на наш взгляд, является возможность предоставить бакалаврам и магистрам самим провести определенную часть практического занятия (семинара) или все занятие. Студентам можно доверить разработать план занятия, вопросы и казусы, подлежащие исследованию, подобрать литературу, актуальные примеры практики. Обучающийся должен попытаться самостоятельно провести занятие, ответить на вопросы, поддержать дисциплину. Ценность подобного тренинга заключается не только в формировании педагогических навыков, но и в высокой степени подготовки обучающегося по избранной проблематике. Также необходимо указать, что для магистров и бакалавров в рамках учебного процесса должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Данная методика проведения занятий представляется весьма полезной для студентов, т. к. общение с практиками позволит обучающимся «погрузиться» в ту или иную профессиональную среду, а также будет способствовать формированию собственного мнения и представления о конкретной практической деятельности. Организованные встречи позволят увидеть студентам, как полученные ими знания можно применить на практике. Завершая рассмотрение вопроса об активных и интерактивных формах проведения занятий, можно отметить, что их применение в процессе обучения направлено на формирование у магистров и бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускник после окончания вуза будет подготовлен к решению задач своей профессиональной деятельности, а также научится аргументировать и защищать свою точку зрения.

Литература

1. Копытин В. Ю. Рабочая программа по курсу «Межбанковские расчеты и международные платежные системы» // URL: http://window. edu. ru/library/pdf2txt/804/70804/46301. 2. Куленко Т. Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права // Предпринимательское право и методика его преподавания: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Юриспруденция, 2008.

——————————————————————