О применении интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин магистрам
(Кобзарь-Фролова М. Н.) («Финансовое право», 2013, N 7)
О ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН МАГИСТРАМ <*>
М. Н. КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА
——————————— <*> Kobzar’-Frolova M. N. On application of interactive technologies in teaching juridical disciplines for holders of masters’ degree.
Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, профессор кафедры налогового права Финансового университета при Правительстве России, доктор юридических наук, доцент.
В статье анализируются современные требования к подготовке магистра по направлению подготовки «юриспруденция». Автор предлагает анализ интерактивных технологий в образовании и ожидаемых результатов от их применения.
Ключевые слова: магистр, юриспруденция, интерактивные технологии.
The article analyses contemporary requirements to training of the master of «Jurisprudence». The author proposes analysis of interactive technologies in education and expected results from application thereof.
Key words: master, jurisprudence, interactive technologies.
Взятый Правительством России курс на модернизацию всех процессов, происходящих в обществе, для системы российского образования отразился на формировании открытой государственно-общественной системы, ориентированной на интеграцию в мировое образовательное пространство. Образование выступает важной составляющей воспроизводства социально-профессиональной культуры общества. Образование, с одной стороны, воздействует на гражданина и формирует его как личность, с другой — опосредованно влияет на социальную и политическую сферу общественной жизни. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Новому поколению студентов свойственны динамичный стиль жизни, прагматичный подход к происходящим в ней процессам и явлениям, ярко выраженный индивидуализм. Это поколение быстро освоило новейшие информационные технологии. Их «клиповое» мышление требует создания в рамках учебного процесса принципиально новых, направленных на самостоятельное принятие решений моделей и форм обучения. В соответствии с положениями п. 7.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация «магистр»), реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные программы, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, мастер-классы экспертов и специалистов) в сочетании с внеаудиторной работой для целей формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять от 20 до 50% аудиторных занятий. Притом что занятия лекционного типа не могут составлять более 20% аудиторных занятий. Поэтому задача интерактивных технологий — передать за это время как можно больше информации слушателям. Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. В качестве ключевых характеристик интерактивных форм обучения магистрам выделяют следующие: — способность к анализу и обобщению информации, ее идентификации; — способность выявить проблемность состояния объекта изучения; — умение находить пути и ресурсы решения выявленной проблемы; — умение вырабатывать стратегию достижения цели; — умение планировать свои действия (работу); — способность вести дискуссию, диалог, переговоры, аргументированно объяснять свою позицию, убеждать и принимать личные и коллегиальные решения. Основной отличительной чертой интерактивных технологий обучения магистров является развитие личной инициативы, выработка стремления к получению знаний. Следует заметить, что действующий Стандарт по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация «магистр») предусматривает весьма скромный набор возможных форм инновационных и интерактивных занятий. Однако обобщение собственного и имеющегося педагогического опыта коллег, преподающих в вузах страны юридические дисциплины, позволяет выделить несколько десятков самостоятельных методов и форм обучения, которые предлагается выделить в две большие группы: — методы, реализация которых не требует использования программных и технических средств; — методы, основанные преимущественно на использовании достижений современных информационных технологий. К первой группе следует отнести такие как: информационная лекция, лекция-дискуссия, диспут, работа в малых группах, ролевые игры, блиц-опросы, тестирование, анализ конкретных ситуаций и т. д. Ко второй группе — более сложные в применении занятия с использованием программно-технических средств, которые учитывают не только технологические особенности организации учебного процесса, но и психологические и физиологические особенности обучающихся. Весьма важно, чтобы обучение происходило во взаимодействии и сотрудничестве не только обучающихся, включая педагога, но и с привлечением специалистов практиков из ФНС России. Такие методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу к магистру и способствуют развитию его творческой инициативы. Интерактивные технологии обучения предполагают использование таких форм, которые направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение магистрами этими знаниями в процессе активной познавательной деятельности, в основе которой лежит диалоговое общение. Именно диалог способствует развитию коммуникативных способностей у магистров, формирует языковую грамотность и ораторские навыки. Немаловажное значение имеет приобретение умений коллективного решения проблем, что требует напряжения мыслительной деятельности, способствует активности, умению анализировать, сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы. Известно: доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые приводит собеседник. Народная мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и, может быть, я буду помнить, позволь мне сделать — и это станет моим навсегда». Какие интерактивные технологии при преподавании юридических дисциплин магистрам рекомендуется применять? Это имитация интерактивных видов деятельности налоговых органов в учебных классах с участием профессионалов-практиков из налоговых органов. В основе метода лежит прием моделирования ситуации, выработки и принятия решения в условиях, характерных для ежедневной работы налоговых органов. Во время занятия слушатели становятся участниками коллективных форм работы и решают типичные общественно значимые задачи, ежедневно стоящие перед налоговыми органами. Для интерактивных методов характерно как соблюдение внешних условий или форм имитации (например, налоговый контроль, составление документов процессуального характера), так и следование внутренней логике поисков решения в заданной преподавателем ситуации. Передаваемая преподавателем информация о праве должна трансформироваться в систему знаний о праве, которыми магистры-юристы смогут воспользоваться в различных ситуациях на протяжении достаточно длительного периода жизни в профессии. Юрист, получивший квалификацию магистра, должен отличаться гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, твердостью моральных убеждений, ответственностью за судьбы людей и чувством долга, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, чувством нетерпимости к любому нарушению закона <1>. ——————————— <1> При подготовке статьи использованы база данных «КонсультантПлюс», а также материалы конференции Ростовского института народного хозяйства (Университет). Туапсе, 2011.
——————————————————————