Рецензия (Давыдов Н. А. Современная подготовка юристов и психологов в вузах (Дидактическое проектирование): Монография)

(Дашков Г. В.) («Юридическое образование и наука», 2009, N 2)

РЕЦЕНЗИЯ

ДАВЫДОВ Н. А. СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ И ПСИХОЛОГОВ В ВУЗАХ (ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ): МОНОГРАФИЯ <*>

Г. В. ДАШКОВ

——————————— <*> Давыдов Н. А. Современная подготовка юристов и психологов в вузах (Дидактическое проектирование): Монография. Московская государственная юридическая академия. М., 2009. 252 с.

Дашков Г. В., заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

Правильное и полное решение ряда текущих и рассчитанных на перспективу задач социально-экономического, идеологического, организационно-управленческого и правового развития Российской Федерации объективно предполагает необходимость совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях, включая подготовку юристов и психологов. Именно эти находящиеся у всех на слуху специальности представляется выделить в первую очередь хотя бы по той причине, что грандиозные количественные показатели их подготовки чуть ли не в каждом вузе (в каждой подворотне) не соответствуют качественным характеристикам, которым должны отвечать специалисты этого профиля. Именно на это обстоятельство обратил внимание Президент Российской Федерации членов президиума Ассоциации юристов России 16 апреля 2009 г. На встрече с ними он особо подчеркнул, что качество юридического образования в стране оставляет желать лучшего, а плохие юристы опасны для страны. Чтобы в какой-то момент снять остроту этой проблемы, необходимо надлежащее научное обеспечение соответствующих управленческих структур, вузовских педагогов, да и самих студентов, которые проявляют беспокойство о своей будущей работе. Рецензируемая монография Н. А. Давыдова — важный, своевременный шаг в этом направлении. В этой монографии на базе отечественных и зарубежных юридических и психологических разработок (около 300 источников), обобщения результатов собственных авторских исследований, анализа обширной педагогической практики, включая и личную преподавательскую практику, практику своих коллег, работающих в ведущих научных центрах и высших учебных заведениях Российской академии наук, Министерства обороны и внутренних дел, Министерства образования и науки РФ, Н. А. Давыдову удалось на высоком научном уровне поставить и решить несколько действительно актуальных задач подготовки высококвалифицированных юристов и психологов. Прежде всего: — на основе педагогического анализа — опыта проектирования современной подготовки специалистов в вузах России вывить основные тенденции и противоречия исследуемого явления, оценить его современное состояние; — обосновать концепцию дидактического проектирования подготовки юристов и психологов в высшей школе; — опытно-экспериментальным путем определить основные направления совершенствования дидактического проектирования подготовки юристов и психологов в вузах. Для решения этих задач автору потребовалось: проанализировать педагогический опыт проектирования современной подготовки специалистов в вузах РФ; определить концептуальные положения дидактического проектирования современной подготовки специалистов в вузах; провести экспериментальное исследование процесса дидактического проектирования подготовки юристов и психологов в высшей школе России. В этом комплексе действительно важных и в теоретическом, и в практическом плане вопросов обратим внимание на первую главу монографии «Педагогический анализ опыта проектирования современной подготовки специалистов в вузах России». В данной главе монографии дан анализ теории и практики проектирования начиная с 1995 г., подготовки специалистов в России, исследованы вопросы методологии дидактического проектирования подготовки специалистов в высшей школе. В результате автор приходит к выводу, что, несмотря на постоянные поиски педагогически обоснованных проектов совершенствования подготовки специалистов в вузах, здесь больше вопросов, чем бесспорных, убедительных ответов. Встречающиеся в педагогической практике многообразные подходы к дидактическому проектированию педагогических явлений и объектов должного обобщения и отражения в педагогике высшей школы еще не получили. Налицо, как отмечает Н. А. Давыдов, несоответствие между объективным содержанием понятия «дидактическое проектирование» и его пониманием в педагогике высшей школы, в педагогической практике вузов. По ряду причин объективного и субъективного характера в настоящее время в современной подготовке специалистов в высшей школе обостряется противоречие между возможностями дидактического проектирования в повышении качества подготовки студентов и использованием этих возможностей в реальном учебном процессе вузов. Вторая глава монографии называется «Концептуальные положения дидактического проектирования современной подготовки специалистов в вузах». Разрабатывая основные концептуальные положения дидактического проектирования современной подготовки специалистов в вузах, автор приходит к выводу, что к таким положениям следует отнести: — методологию дидактического проектирования подготовки специалистов в вузах; — систему теоретических знаний о предмете дидактического проектирования — педагогическом процессе подготовки юристов и психологов в вузах; — сущность и содержание дидактического проектирования подготовки специалистов в вузе; — концептуально-технологический подход к дидактическому проектированию современной подготовки студентов в вузах. В монографии подчеркивается, что конечным результатом педагогической деятельности по дидактическому проектированию является проект, как дидактически обоснованная и спланированная во времени комплексная программа многоэтапной совместной деятельности педагогов со студентами, а также выбранная система технологий обучения, необходимая для реализации этой деятельности в течение всего периода подготовки специалистов в вузе. Несомненным достижением в теоретическом и практическом отношениях обладает глава 3 «Экспериментальное исследование процесса дидактического проектирования подготовки юристов и психологов в вузах». Это исследование проводилось с 1995 по 2008 г. в два этапа. Первый этап — констатирующий эксперимент, суть которого заключалась в поиске возможностей дидактического проектирования в вузе и разработке на основе учета этих возможностей — комплексной программы дидактического проектирования современной подготовки юристов и психологов в высшей школе. Второй этап — формирующий эксперимент, предусматривающий реализацию процесса дидактического проектирования подготовки специалистов в вузах, а также опытную проверку основных направлений и путей совершенствования дидактического проектирования современной подготовки юристов и психологов в высшей школе. Главная цель этого педагогического экспериментального исследования заключалась в практической проверке (доказательстве или опровержении) выдвинутой автором гипотезы о наличии зависимости эффективности современной подготовки юристов и психологов в высшей школе от совершенствования дидактического проектирования данной подготовки в вузах России. В задачу экспериментальной работы входило также: практическая проверка полученных теоретических положений и выводов о педагогическом явлении — «дидактическое проектирование подготовки специалистов в вузах», оценка эффективности процесса дидактического проектирования подготовки специалистов в высшей школе. А также апробация в учебном процессе вузов России различных дидактических форм проектирования: моделей специалистов — юристов, психологов, преподавателей и моделей их перспективного развития; дидактических технологий подготовки будущих специалистов; проектов новых форм и средств подготовки специалистов; новых видов занятий со студентами в вузе. А также проверка основных направлений и путей совершенствования современной подготовки юристов и психологов в вузах на основе эффективного дидактического проектирования. Результаты эксперимента, полученные при реализации названных направлений, подробно описаны, хорошо иллюстрированы, обобщены в таблицах и схемах, что существенно упрощает процесс усвоения исследовательского материала. Заключительная глава монографии «Основные направления совершенствования дидактического проектирования подготовки юристов и психологов в высшей школе» включает в себя очень важные вопросы, касающиеся: формирования дидактически обоснованной структуры профиля юриста и психолога в вузе; повышения качества дидактического проектирования процесса подготовки юристов и психологов в высшей школе; повышения уровня готовности студентов к дидактическому проектированию в вузах; совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей к дидактическому проектированию в вузах; дидактического проектирования экономико-правовой базы, обеспечивающей продуктивность подготовки специалистов в вузах. Все это действительно актуальные вопросы, касающиеся конкретных направлений совершенствования дидактического проектирования подготовки юристов и психологов. Но жизнь на этом не заканчивается, а названная проблема не исчерпывается, и тут мы полностью солидарны с автором, который в качестве дальнейших и перспективных направлений изучения проблемы научного проектирования подготовки специалистов в высшей школе называет: — изучение процесса дидактического проектирования профиля юриста и психолога с ориентацией на разработку Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальностям «Юриспруденция» и «Психология»; — исследование теории современной подготовки специалистов в высшей школе; — обоснование общей теории педагогического проектирования подготовки студентов, в структуру которой входит теория дидактического проектирования; — исследование путей и условий повышения эффективности проектирования педагогической подготовки преподавателей в вузах. Несколько слов о спорных моментах, связанных с рецензируемой монографией. Как следует из ее названия, тут предпринята попытка в комплексе рассмотреть вопросы, касающиеся современной подготовки и юристов, и психологов. Представляется, что такой методический прием одним выстрелом убить двух зайцев вряд ли себя оправдывает. Тем более у автора есть успешный опыт раздельного рассмотрения этой проблемы. Я, в частности, имею в виду его статьи: «Современная подготовка юристов в вузе на основе дидактического проектирования» (Lex Russica. М., 2005. N 4); «Современная подготовка юристов в вузах: теория и практика ее научного проектирования» (Юридическое образование и наука. 2008. N 4). И для юристов, и для психологов, и для экономистов, и для других специалистов всегда можно найти в этой части довольно много специфического, но эту специфику легко потерять, объединяя научные знания разных областей профессий. В заключение рецензирования монографии Н. А. Давыдова «Современная подготовка юристов и психологов в вузах (Дидактическое проектирование)» можно сделать следующий вывод: представленные Н. А. Давыдовым результаты научного исследования являются важным элементом в системе педагогического обеспечения современной подготовки юристов и психологов в высшей школе, а содержание монографии целесообразно представить на обсуждение педагогам и студентам вузов России.

——————————————————————