О правовом регулировании порядка организации и прохождения студенческой практики в вузах
(Нарутто С. В.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 10)
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗАХ
С. В. НАРУТТО
Нарутто Светлана Васильевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.
Один из ключевых факторов повышения качества обучения студентов высших учебных заведений является усиление практической ориентации образования, повышение эффективности студенческой практики. В статье рассматриваются действующие нормативные правовые акты, посвященные вопросам организации и прохождения практики, анализируются цели и задачи практики, ее виды, содержание, программы, руководство и контроль прохождения практики, ее оценка. Автором сформулирован ряд предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов практики студентов, изложены рекомендации по улучшению федерального и локального вузовского нормативного материала.
Ключевые слова: студент, практика, бакалавр, магистр, компетенции, профессиональный, руководитель, отчет, контроль, учреждение, образование.
On legal regulation of arrangement and conduction of students’ traineeship at universities S. V. Narutto
One of the key factors of raising the quality of students’ training at universities is the strengthening of practical orientation of education as well as incrasing the efficiency of the students’ traineeship. The given article is devoted to the applicable regulatory legal acts related to organization and condution of traineeship. The author of the article analyzes goals and targets, forms, contents, programs, leadership, control and evaluation of such traineeship. The author also makes a number of suggestions on how to improve the legal regulation of these issues and provides recommendations on improvement of the federal and local University standard manuals.
Key words: student, traineeship, Bachelor, Master, competence, professional, leader, report, control, university, education.
Повышение качества обучения студентов высших учебных заведений становится актуальной проблемой современного профессионального образования. Это связано прежде всего с нацеленностью ФГОС ВПО на усиление практической ориентации образования как важнейшей составной части условий формирования профессионально подготовленного выпускника. Из опыта деятельности вузов следует, что, чем ниже уровень практических профессиональных навыков и умений, т. е. недостаточная степень сформированности профессиональной компетенции, тем больше усилий приходится затрачивать выпускнику и членам трудового коллектива в процессе адаптации в профессиональной деятельности. Одним из важнейших каналов выработки у студентов профессиональных навыков и умений является практика, которая должна обеспечить мотивацию к повышению уровня теоретической подготовки студентов, а также их конкурентоспособность на рынке труда и высокую мобильность. Действующее федеральное законодательство в сфере образования лишь мимоходом кратко упоминает о практике. Так, в ст. 9 Закона РФ «Об образовании», посвященной образовательным программам, говорится о том, что Основные профессиональные образовательные программы ВПО включают в себя программы учебной и производственной практики (п. 6.1). В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» есть одна большая по объему статья 11, объединяющая правила, касающиеся преимущественно приема в вуз, в аспирантуру и докторантуру вуза, приема иностранных граждан, а также лиц, имеющих профессиональное образование. В данной статье содержится пункт 9, в котором закреплено: «Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию». Из этого положения неясны цели и задачи практики, ее место в учебном процессе. Оно не адаптировано к уровневому образованию, т. е. не содержит регулирования практики студентов бакалавриата, магистратуры, а также аспирантов и докторантов. Конечно, соответствующие положения содержатся в ФГОС ВПО, который утвержден подзаконным актом, однако целесообразно их закрепить на уровне федерального закона. В Положении о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденном Приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. N 1154 (далее — Положение о практике), также отсутствует определение целей и задач практики студентов, однако указано, что «цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования» <1>. В ФГОС ВПО практика определяется как вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. ——————————— <1> Российская газета. 2003. 5 июня.
В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 даются основные понятия, которые используются в нем, включая понятие практики (п. 25). Данное понятие сразу показывает цель практики: «практика (учебная и производственная) — вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью». Данное определение, безусловно, более совершенно, профессионально ориентировано. Однако в нем необходимо указать, что практика является составной частью основной образовательной программы ВПО. Анализ действующих в вузах положений об организации практики, Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 26 ноября 2009 г. N 673 <2>, ФГОС ВПО нового поколения, научной литературы по проблемам их реализации позволяет сформулировать общие цели и задачи практики, которые в дальнейшем должны конкретизироваться вузами с учетом статуса обучающегося (бакалавр, магистр, аспирант, докторант) и направления (профиля) или специальности. Цель практики: формирование, закрепление и развитие в соответствии с ФГОС ВПО по конкретному направлению (профилю) или специальности практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Задачи практики: 1) закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; 2) получение студентом информации о том, в каком направлении ему следует углублять свои знания, получаемые в вузе; 3) приобретение навыков самостоятельной работы в сфере профессиональной деятельности; 4) выработка умений применять знания и навыки при решении конкретных практических вопросов и задач; 5) получение обратной связи со стороны организаций, принимающих студентов на практику; 6) получение студентами возможности трудоустройства в организации, где проходила практика. ——————————— <2> Российская газета. 2010. 29 января.
Как действующее законодательство, так и проект нового Закона «Об образовании» выделяют два вида практики — учебную и производственную. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» закрепляет, что порядок проведения учебной и производственной практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Министерством образования и науки РФ <3>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.
Согласно Положению о практике, учебная практика может быть ознакомительной и практикой по получению первичных профессиональных умений, представляющими собой этапы учебной практики, которые должны устанавливать вузы в соответствии с ООП ВПО (п. 5.1). В реальной жизни вузы закрепляют ознакомительную практику. Что касается «первичных профессиональных умений», то вузы их не выделяют и не формулируют. В п. 8 Положения говорится уже о том, что учебная практика может быть продолжением (частью) изучения дисциплин, но эти дисциплины должны быть утверждены вузом. Представляется, что этот подход не развивает профессиональные умения и навыки и самостоятельным видом практики не может быть. Очевидно, «продолжение изучения дисциплины» можно понимать как студенческую научную деятельность, которая может быть не самостоятельным содержанием практики, а только составляющим элементом. По Положению производственная практика включает в себя и преддипломную, которая является ее разновидностью. В то же время в Положении выделяются этапы производственной практики: практика по профилю подготовки; научно-исследовательская; научно-педагогическая и преддипломная практики. Очевидно, что здесь указаны виды практики, но не все из них могут признаваться производственной практикой (например, научно-исследовательская практика). Данный вид практики наряду с научно-педагогической может быть отнесен к производственной практике студентов магистратуры. Научно-исследовательская составляющая может быть разделом (модулем) учебной или производственной практики студентов бакалавриата. ФГОС ВПО допускает научно-исследовательскую работу обучающегося бакалавра только в качестве раздела учебной практики. В них содержится перечень видов деятельности студентов по конкретному виду направления профессиональной подготовки, который формулируется как обязанность вуза предоставить обучающимся возможность изучать достижения отечественной и зарубежной науки; участвовать в проведении научных исследований по плану кафедры; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по выбранной теме (заданию); посещать открытые конференции, круглые столы, встречи с выдающимися научными и общественными деятелями, организуемые высшим учебным заведением; регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях, семинарах; участвовать в деятельности научных студенческих обществ; использовать необходимое лабораторное оборудование и программное обеспечение для осуществления сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по теме научно-исследовательской работы и др. На наш взгляд, научная составляющая может включаться и в производственную практику. И весьма логично, чтобы она присутствовала и в преддипломной практике, поскольку к выпускным квалификационным (дипломным) работам предъявляются требования определенной новизны. ФГОС ВПО для магистров закрепляет практику в качестве обязательного раздела ООП магистратуры, но формулируется она так же, как и для бакалавров, видом учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Вместе с тем магистерские программы могут предусматривать следующие подвиды практик: научно-исследовательскую, педагогическую и другие в зависимости от направления обучения. Очевидно, что направленность магистерских практик должна отличаться от практик бакалавриата, прежде всего ориентированностью не только, а может быть, и не столько на профессионально-практическую подготовку, но и на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. В Положении о практике необходимо конкретизировать содержательные элементы (разделы, модули) учебной и производственной практики студентов, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального или высшего образования по образовательным программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры. Их содержание должно отличаться в зависимости от квалификации (степени). Практика может состоять из одного или нескольких разделов. К разделам (модулям) учебной практики можно отнести: 1) ознакомительную практику; 2) научно-исследовательскую; 3) педагогическую в образовательных учреждениях общего образования. Учебная практика может включать в себя один или несколько модулей: 1) практика по получению первичных профессиональных умений (ознакомительная практика); 2) самостоятельная научно-исследовательская работа по темам, предложенным выпускающими кафедрами; 3) педагогическая деятельность в школах, иных образовательных учреждениях общего образования. Учебная практика проводится с целью закрепления полученных знаний и приобретения первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем. Для студентов младших курсов учебно-ознакомительная практика может проводиться в структурных подразделениях вуза или на кафедрах. Продолжительность учебной практики не менее 4-х недель. К разделам (модулям) производственной практики можно отнести: 1) научно-исследовательскую; 2) клиническую; 3) преддипломную; 4) педагогическую в образовательных учреждениях общего образования и профессионального начального и среднего образования. Производственная практика студентов проводится с целью закрепления знаний, навыков и умений, полученных студентами в процессе обучения, на основе изучения опыта работы различных организаций, в которых они проходят практику, а также овладения производственными (функциональными) навыками и методами управления. В процессе производственной практики студенты приобретают организаторский и профессиональный опыт. Продолжительность данного вида практики в зависимости от приобретаемой специальности — не менее 4-х недель, а преддипломной — 6 недель. В педагогическую практику по программам магистратуры можно включать практику в образовательных учреждениях не только общего образования, но и профессионального начального и среднего образования. Каждый модуль практики должен содержать следующие этапы: 1) подготовительный; 2) экспериментальный; 3) итоговый. Подготовительный этап включает в себя: 1) инструктаж по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, правилам внутреннего распорядка организации и правилам охраны труда; 2) ознакомление со структурой и делопроизводством организации, обучение работе в канцелярии; 3) подготовку плана практики и обсуждение с руководителем порядка его реализации. Экспериментальный этап включает выполнение работ в соответствии с основными направлениями деятельности организации и индивидуальными заданиями студентам; приобретение профессиональных навыков, навыков сбора эмпирических данных для составления отчета, написания выпускной квалификационной работы; проверку на практике ее выводов и рекомендаций. Итоговый этап предполагает обработку и анализ полученной информации, подготовку письменного отчета по практике. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» местом прохождения практики студента может быть предприятие, учреждение и организация независимо от их организационно-правовых форм. На основе заключенных с вузами договоров они обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (п. 9 ст. 11). Аналогичная норма есть и в Постановлении Правительства от 2008 г. При выборе баз практики для студентов необходимо руководствоваться следующими критериями: — соответствие баз практики специализации, специальности и виду практики; — наличие на базах практики необходимых отраслей и сфер деятельности, предусмотренных программой практики; — наличие на базах практики квалифицированных кадров для руководства практикой студентов; — оказание предпочтения при распределении студентов на практику тем организациям, с которыми заключены официальные договоры о приеме практикантов, что позволяет кафедрам осуществлять контроль и методическое руководство практикой студентов, закрепляя руководителей практики за каждым объектом; — допустимость при распределении студентов самостоятельного индивидуального прохождения практики только в случае отсутствия мест на базах практики, с которыми заключены договоры. Целесообразность индивидуального прохождения практики студентом определяется администрацией вуза по личному заявлению студента и гарантийному письму из организации, предоставляющей место для прохождения практики. Критерием целесообразности являются средний балл успеваемости, дисциплинированность и добросовестность студента, а также представление профилирующей кафедры на практику в конкретной организации. В тех случаях, когда соответствующая организация в качестве объекта практики используется впервые, представителю кафедры, ответственной за данный вид практики, необходимо заранее ознакомиться с базой практики на предмет соответствия программе. Вузам можно рекомендовать в программах практики конкретизировать места прохождения с учетом вида и раздела (модуля) практики: — структурные подразделения вуза (научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, аспирантуру и докторантуру, учебные и учебно-производственные мастерские, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, приемные комиссии, кафедры и др.); — хозяйственные общества, созданные бюджетными вузами. В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» <4> бюджетные вузы могут быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям <5>. ——————————— <4> СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3923. <5> В настоящее время создано около 800 хозяйственных обществ. Главным образом это небольшие коммерческие организации, в которых работает от 5 — 10 до нескольких десятков человек, но именно они предлагают широкий спектр технологий для возможного коммерческого использования // http://c-mp. ru/Doc. aspx? DocId=470.
— предприятия, учреждения и организации. Следует отметить, что нередко студенты (особенно иногородние) проходят практику в организациях, с которыми у вузов нет договоров и технически очень сложно их заключить; вузы эту практику засчитывают. Очевидно, нет смысла препятствовать студенту в прохождении практики в этих организациях, но это должно быть исключением из правила. Следовательно, в новом Положении в отношении заключенных с вузами договоров можно написать «как правило» и закрепить право вуза о разрешении прохождения практики в организации, с которой не заключен договор. Кроме того, непонятна дискриминация вузов, не имеющих государственную аккредитацию, на которые не распространяется правило о том, что предприятия, учреждения и организации на основе заключенных с ними договоров должны предоставлять места для прохождения практики студентов. Никто не может запретить таким вузам, равно как и предприятиям, заключать договоры и выполнять их. Вузы должны утверждать перечень предприятий, учреждений и организаций, в которых студенты могут проходить практику. При выборе места проведения практики целесообразно руководствоваться будущей темой выпускной квалификационной работы студента и предполагаемого места его работы после окончания учебы. Преддипломная практика студента и производственная практика магистра призваны сформировать эмпирическую базу выпускной квалификационной работы (дипломной работы, магистерской диссертации) и проверить практическую состоятельность ее выводов и рекомендаций. Центральное место в программе практики занимает ее содержание, однако действующим законодательством оно не определяется. В соответствии с Положением о практике «вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов с учетом специфики специалистов» (п. 2). Пунктом 3 предусмотрены «разработка и утверждение вузами самостоятельно программ практики на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин». Непонятно, почему речь идет о «примерных программах дисциплин», если вузы обязаны утверждать вполне конкретные программы и рабочие программы учебных дисциплин. Положением также предусмотрено, что для ведомственных вузов соответствующие федеральные органы государственной власти могут разрабатывать на основе данного Положения рекомендации по проведению практики студентов с учетом особенностей отрасли. Очевидно, такое право можно предоставить и органам государственной власти субъектов РФ — учредителям вузов. Программы, в которых определяются содержание, цели и задачи каждого вида практики, разрабатываются выпускающими кафедрами в соответствии с требованиями вузовских положений об учебно-методическом обеспечении практики (или другим локальным актом вуза). В этих программах должны быть освещены следующие вопросы: — цель и задачи практики; — объекты практики (в зависимости от ее вида), перечень возможных рабочих мест; — продолжительность практики с примерным календарно-тематическим планом; — обязанности студента-практиканта; — порядок ведения дневника; — аспекты учебно-методического руководства практикой со стороны кафедры и со стороны организации; — содержание практики с разбивкой по темам; — порядок составления отчета по практике и содержание его основной части; — содержание приложений к отчету; — порядок подведения итогов практики; — примерное содержание и порядок оформления характеристики студента-практиканта (от организации); — порядок создания комиссии по приему защиты отчетов по практике; — критерий оценки прохождения практики и защиты отчетов. Содержание практики должно служить выработке у студентов тех умений, навыков и компетенций, которые предусмотрены ФГОС ВПО по каждому направлению (конкретные общекультурные и профессиональные компетенции — ОК и ПК). Данный аспект должен быть четко и императивно закреплен в новом Положении о практике и в программах формулироваться как планируемые результаты прохождения практики в органичной увязке с приобретаемыми навыками и компетенциями. Они должны корреспондировать с разработанными вузами критериями оценок результатов. Разделы (модули) практик могут иметь преимущественное воздействие на развитие тех или иных компетенций, поэтому целесообразно их сочетание в структуре учебной и производственной практики. Программы практик, как правило, должны обсуждаться с предприятиями, учреждениями, организациями, с которыми заключены договоры. В новом Положении необходимо закрепить правило о том, что вузы обязаны перед началом практики ознакомить студента с программой и методическими указаниями по прохождению практики. Регулирование порядка организации и проведения практики должно охватывать следующие этапы: 1) обязанности вуза по организации практики (планирование и утверждение программы практики); 2) заключение договоров с предприятиями, учреждениями и организациями; 3) порядок назначения руководителя практики от вуза; 4) определение прав и обязанностей руководителя практики от вуза; 5) сроки проведения практики; 6) назначение руководителя практики от предприятия, учреждения, организации; 7) определение прав и обязанностей руководителя практики от предприятия, учреждения, организации; 8) контроль реализации программы практики и условий ее организации и прохождения; 9) права, обязанности, ответственность студентов; 10) материальное обеспечение студентов в период прохождения практики; 11) категории студентов, которые могут быть освобождены от прохождения практики и процедуры; 12) формы и виды отчетности студентов о прохождении практики; 13) оценка практики. В программах практики могут быть отражены образовательные, научно-исследовательские и производственные технологии, используемые на практике (в частности, лекции руководителя практики в вузе, ознакомительные беседы с руководителем практики от организации, вводный инструктаж по технике безопасности в организации, инструктаж по правилам внутреннего распорядка и охране труда; технологии поиска и использования информации в сети Интернет и др.). Для проведения практики образовательные учреждения заключают договоры с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (ч. 9 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), которые обязуются предоставить место и создать необходимые условия для прохождения практики студентам, а вуз принимает на себя обязанность направить студента в соответствующую организацию и обеспечить соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины. В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «учебная и производственная практика, предусмотренная образовательной программой, организуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы; в случаях, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, учебная и производственная практика может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ее структурных подразделениях)». Данная новелла более точна по сравнению с действующим законодательством. В частности, предусмотрено заключение договоров не с любыми организациями, а только с «организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы». Министерству образования и науки России целесообразно рекомендовать вузам основные положения, которые должны содержаться в договорах: — стороны договора — наименование вуза и наименование работодателя; — предмет договора — обозначение студентов соответствующего отделения (профиля) и курса, проходящих практику; — права и обязанности сторон: — работодатель обязуется предоставить места для прохождения практики, создать необходимые условия для выполнения заданий практики, предоставить реальную возможность ознакомления с производственным процессом, осуществлять контроль за соблюдением практикантами трудовой дисциплины, по окончании практики составить объективную характеристику работы и профессиональных навыков студента; — образовательное учреждение обязуется осуществлять контроль за процессом организации и прохождения практики и оказывать работодателю методическую помощь в ее организации и проведении; — срок договора; — порядок оплаты труда с определением источника финансирования; — ответственные лица за проведение практики от образовательного учреждения и работодателя. В договорах о прохождении практики традиционно уточняются вопросы, связанные с возможными несчастными случаями в ходе практики. Следует подчеркнуть, что все несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету, должны расследоваться в установленном порядке на основании норм ТК РФ (ст. ст. 227 — 231). Данные нормы носят императивный характер и обязательны для работодателей всех организационно-правовых форм и форм собственности. В частности, ч. 2 ст. 227 ТК РФ специально выделяет студентов, проходящих производственную практику, как лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, и, как следствие, несчастные случаи с данной категорией участников производственной деятельности подлежат расследованию в установленном порядке. Положением о практике определено, что сроки проведения практики устанавливаются вузом с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Локальными актами вузов определяются сроки проведения практики студентов. В частности, сроки и место прохождения практики определяются программой практики и учебным планом с учетом теоретической подготовленности и профилизации/специализации студентов, возможностей учебно-производственной базы, наличия рабочих мест в организациях по месту прохождения практики. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими знаниями при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением. Все виды практик проводятся в сроки соответственно графику учебного процесса. Положением о практике предусмотрено для руководства практикой студентов назначение руководителя практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций). В тех случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, определяется вузом (п. 8). В п. 9 Положения довольно подробно закреплены права и обязанности руководителей практики от вуза: — устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики; разрабатывают тематику индивидуальных заданий; — принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ; — несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности; — осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием; — оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе; — оценивают результаты выполнения студентами программы практики. Представляется целесообразным дополнить полномочия руководителя практики от вуза следующими: — обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (инструктаж о порядке прохождения практики, по технике безопасности и т. д.); — осуществляет учебно-методическое руководство, консультирует студентов по вопросам прохождения практики, контролирует ее ход; — отчитывается на кафедре и представляет письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию. Можно поддержать практику регламентации локальными актами вузов полномочий руководителей п рактики, классифицировав их на три вида: 1) до практики; 2) в период практики; 3) в конце практики. Руководитель практики от кафедры обязан: 1) до начала практики: — изучить Положение о практике студентов, приказ ректора по организации и проведению практики, ознакомиться с отчетами студентов по данной базе практики за предыдущий учебный год в архиве вуза, ознакомиться с индивидуальными заданиями студентов от своей и от других кафедр; — провести совещание со студентами, дать методические указания по выполнению программы практики, разъяснить специфику проведения практики на каждом объекте; — ознакомить руководителей предприятия — базы практики с программой и методикой проведения практики, требованиями вуза к студентам и критериями оценки их работы во время практики. 2) в период практики: — осуществлять контроль за выполнением студентами программы практики, индивидуальных заданий соответственно календарному плану; — оказывать студентам методическую и организационную помощь в выполнении программы практики, написании отчетов, выполнении индивидуальных заданий; 3) в конце практики: — получить от руководства организации отзывы о работе студентов; — организовать и провести защиту отчетов на предприятии (если группа студентов не менее 5 человек); — обобщить результаты практики на данной базе и сообщить их на заседании кафедры. В договорах вузов с предприятиями, учреждениями и организациями, целесообразно предусмотреть, что в первый день практики приказом руководителя предприятия студенты должны быть оформлены на предприятие как практиканты. Договорами также должно быть предусмотрено назначение руководителя практики от предприятия из числа квалифицированных специалистов предприятия. До начала практики проводится ознакомление с правилами поведения студентов на предприятии. Для получения общего представления о производственной схеме предприятия проводят производственную экскурсию. Затем им предоставляется рабочее место, необходимая документация и материалы. Указанные положения следует закрепить в договорах. Договором могут быть предусмотрены права, обязанности и ответственность руководителя практики от предприятия (учреждения, организации). Руководитель практики студентов на предприятии, осуществляющий непосредственное руководство практикой: — организует прохождение преддипломной практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководителем от вуза (факультета, института); — знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, охраной труда, с методами и приемами работы, экономикой производства и т. д.; — осуществляет постоянный контроль за производственной работой практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам; — по возможности организует занятия, лекции и семинары по экономике, технологии и управлению производством, охране природы, правовым вопросам и др.; — контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов практикантов и составляет на них отзыв — характеристику, содержащую данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий. Для эффективной организации практики должен осуществляться текущий контроль со стороны зав. кафедрами, деканатом и отделом практики (иного структурного подразделения) вуза. Текущему контролю подлежат: — приказы о командировании профессорско-преподавательского состава и план выездов их по руководству практикой; — выполнение приказов ректора о распределении студентов на практику (выполнение сроков начала и окончания графиков, соответствия фактического распределения студентов по базам практики данным, указанным в приказе, своевременная сдача отчетов студентами и руководителями практики, соблюдение графиков перемещения студентов по объектам практики и пр.); — выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий по календарному плану; — пребывание студентов в общежитии во время рабочего дня без уважительных причин и т. д. В локальных нормативных правовых актах вузов вопросы контроля за соблюдением сроков практики и ее содержанием не всегда находят достаточную регламентацию. Фактически работа руководителей практики от кафедры и от предприятия должна быть направлена на освоение студентами предусмотренного программой практики материала. Руководитель практики от кафедры обязательно должен периодически осуществлять посещение баз практики, что и следует закреплять в вузовском акте. В зависимости от цели, посещения могут быть: а) установочные: они должны быть осуществлены по всем объектам практики в первые дни для решения организационных вопросов: — назначение руководителя практики от предприятия; количество студентов, приступивших к практике в установленные сроки согласно приказу; — ознакомление с наличием у студентов документов по прохождению практики и правильностью их заполнения; б) консультационные: проводятся на кафедре, ответственной за данный вид практики, в соответствии с графиком, составляемым зав. кафедрой, и включают в себя вопросы по выполнению программы практики, индивидуальных заданий и НИРС; в) контрольные: проводятся руководителями практики от кафедры периодически, в течение всего срока практики, а также сотрудниками отдела практики (иного структурного подразделения вуза, ответственного за практику) в организациях и на предприятиях; — учет выхода студентов на практику; — качество заполнения документов (отзыв проверяющего фиксируется в дневнике студента); — консультации по вопросам программы практики и написанию отчетов; — возможность использования студентов на рабочих местах и наличие вакансий для распределения выпускников. Не позднее 3-х дней после посещения объекта руководитель практики должен информировать кафедру и отдел практики (иное структурное подразделение вуза, ответственное за практику) о результатах проверки. Положением о практике предусмотрено, что студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная (за исключением преддипломной) практика. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке. На наш взгляд, категоричное запрещение зачесть работу по профилю подготовки студента за преддипломную практику нецелесообразно, поскольку данная работа может быть непосредственно связана с темой выпускной квалификационной работы. Целесообразно предоставить право кафедрам самостоятельно решать вопрос о зачете учебной и производственной практики, включая преддипломную. Локальными нормативными актами вуза должны определяться конкретные виды профессий, работа по которым может быть зачтена за учебную и производственную практику. Необходимо закрепить, что студенты, обучающиеся по очной, заочной и очно-заочной (вечерней) формам, работающие по специальности, могут проходить практику по месту своей работы с представлением соответствующих отчетных документов. В случаях, когда студенты очного, заочного и очно-заочного (вечернего) отделений работают не по специальности или не работают вообще, они проходят практику в установленном порядке. Вузам необходимо конкретизировать не только форму и вид отчетности, но и порядок ее ведения и оформления. Следует указать, что отчетные документы (дневник, отчет, отзыв-характеристика из организации, в которой проходила практика) должны свидетельствовать о качестве прохождения практики, в первую очередь полученных знаний, умений и навыков, решении профессиональных проблем. Программами практики должны быть предусмотрены основные вопросы, подлежащие освещению в отчетах о практике, и предлагаемые для анализа виды деятельности предприятий (учреждений). Отчет должен составляться в ходе прохождения практики по мере изучения и выполнения работ по настоящей программе, он должен быть построен в соответствии с разработанным индивидуальным планом. В нем студент должен показать свои знания по дисциплинам специализации, на данный момент уже изученным, а также их связь с другими дисциплинами, умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать полученные результаты. Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы могут быть проиллюстрированы учетной и отчетной документацией, ксерокопиями документов и нормативных правовых актов и т. д. В отчете необходимо описать, как изучался практикантом данный вопрос, какими документами, справочниками, нормами и нормативными актами он пользовался и из какой литературы или компьютерной базы данных их взял. Дневник и отчет подлежат рецензированию руководителем практики от вуза. Целесообразно рекомендовать вузам публичную защиту отчетов по практике. В новом Положении следует закрепить, что результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательным учреждением совместно с организациями.
Библиографический список
1. Батяев А. А., Наумова Р. Л. Комментарий к Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» // СПС «ГАРАНТ». 2. Безрядин В. И., Проценко Е. Д. Профессиональная подготовка юристов: вопросы организации и проведения производственной практики студентов // Юридическое образование и наука. М.: Юрист, 1999. N 1. 3. Гуев А. Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // СПС «ГАРАНТ». 4. И людям помощь, и студентам практика (Редакционный материал) // Законность. 2008. N 10. 5. Домнина А. В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука. 2011. N 1. 6. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М., 2001. 7. Свистунов А. А. Отчет о деятельности Учебно-методического объединения по юридическому образованию высших учебных заведений Российской Федерации за 2006 — 2011 годы // Юридическое образование и наука. 2011. N 2. 8. Семенов В. М. Методика руководства производственной практикой студентов // Вопросы методики преподавания в юридических вузах. Свердловск, 1969. 9. Сошникова Т. А. Некоторые проблемы организации практики студентов юридических вузов и факультетов // Право и образование. М., 2008. N 7. 10. Теплов В. Руководство практикой студентов в суде // Советская юстиция. М.: Юрид. лит., 1986. N 9. 11. Шахрай С. М. Вопросы организации и проведения практики студентов // Методика преподавания юридических дисциплин: Сборник научных трудов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
References (transliteration)
1. Batyaev A. A., Naumova R. L. Kommentariy k Zakonu RF ot 10.07.1992 N 3266-1 «Ob obrazovanii» // Sistema «GARANT», 2011. 2. Bezryadin V. I., Protsenko E. D. Professional’naya podgotovka yuristov: voprosy organizatsii i provedeniya proizvodstvennoy praktiki studentov // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. M.: Yurist, 1999. N 1. 3. Guev A. N. Kommentariy k Trudovomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii. Sistema GARANT, 2009. 4. I lyudyam pomoshch’, i studentam praktika (Redaktsionnyy material) // Zakonnost’. 2008, N 10. 5. Domnina A. V. Novye tendentsii, skladyvayushchiesya v sfere vysshego yuridicheskogo obrazovaniya, ikh vliyanie na formirovanie professional’nogo pravosoznaniya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. N 1. 6. Professional’nye navyki yurista: opyt prakticheskogo obucheniya. M., 2001. 7. Svistunov A. A. Otchet o deyatel’nosti Uchebno-metodicheskogo ob’edineniya po yuridicheskomu obrazovaniyu vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossiyskoy Federatsii za 2006 — 2011 gody // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. N 2. 8. Semenov V. M. Metodika rukovodstva proizvodstvennoy praktikoy studentov // Voprosy metodiki prepodavaniya v yuridicheskikh vuzakh. Sverdlovsk, 1969. 9. Soshnikova T. A. Nekotorye problemy organizatsii praktiki studentov yuridicheskikh vuzov i fakul’tetov // Pravo i obrazovanie. M., 2008. N 7. 10. Teplov V. Rukovodstvo praktikoy studentov v sude // Sovetskaya yustitsiya. M.: Yurid. lit., 1986. N 9. 11. Shakhray S. M. Voprosy organizatsii i provedeniya praktiki studentov // Metodika prepodavaniya yuridicheskikh distsiplin. Sbornik nauchnykh trudov. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1986.
——————————————————————