Семинар по методике преподавания предпринимательского права
(Хохлов В. А.)
(«Предпринимательское право», 2007, N 1)
СЕМИНАР ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
В. А. ХОХЛОВ
Хохлов В. А., доктор юридических наук, профессор.
По инициативе Межрегиональной общественной организации «Центр содействия правовой реформе» с привлечением преподавателей ряда вузов проведен методический семинар «Правовое обеспечение бизнеса: эффективная модель обучения». В семинаре также приняли участие юристы-практики и специалисты в области экономики. Мероприятия проводились в рамках поддерживаемого Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Маркартуров проекта «Новая методология российской юридической науки, практики и образования».
Первая часть семинара проходила в г. Тольятти на базе Волжского университета им. В. Н. Татищева в июне 2005 г., вторая — в г. Саратове в ноябре 2005 г.
Основной целью методического семинара являлась выработка эффективных методов обучения дисциплинам, связанным с деятельностью юристов в сфере бизнеса (условно — бизнес-право). Трудности подготовки современных профессионалов-юристов хорошо известны. Одной из основных проблем является отрыв сложившегося традиционного обучения от потребностей практики, расхождение между реальными условиями последующей работы юриста и архаичными подходами к проведению обычных занятий в вузе.
По итогам семинара подготовлено Методическое пособие по проведению занятий по бизнес-праву на основе интерактивных методов, то есть методов, предполагающих непосредственное активное участие студентов в занятии.
В качестве базового варианта был избран именно курс «Предпринимательское право» для студентов высших учебных заведений (квалификация — юрист), максимально отражающий специфику изучения бизнес-права.
В состав Методического пособия входят две части — Общая и Специальная. В первой излагаются цели и задачи издания, основные сведения о проблемах организации и проведения учебных занятий по курсу «Бизнес-право», пути их решения. Во второй содержится конкретный инструментарий, позволяющий проводить занятия по 12 темам в интерактивном режиме. Указанные темы в целом соответствуют тем, которые признаны обязательными для курса «Предпринимательское право» секцией по предпринимательскому праву УМО по правоведению.
Структура материала по каждой теме такова: 1) цель и основные задачи проведения занятия по теме с выделением ее специфики; 2) сюжет с изложением правовой ситуации, действий лиц и организаций применительно к теме; 3) временная сетка занятия с указанием минут, отводимых на конкретный этап занятия; 4) поэтапный сценарий занятия, выполняющий основную информационную функцию о методах проведения занятия, с изложением ожидаемого эффекта, способов и форм работы со студенческой группой на конкретном этапе, путей решения педагогических задач; 5) комментарий по решению сюжета с указанием мнения составителей пособия о том, как и на основе каких норм следует разрешать изложенные в сюжете правовые проблемы и как квалифицировать возникшие правоотношения; 6) перечень нормативных актов, требуемых для изучения темы и решения задач по сюжету; 7) литературные источники по теме.
По всем 12 темам используется единство сюжетной канвы, связанной с деятельностью предпринимателей, ведущих гостиничный бизнес: начиная с шагов по подбору организационно-правовой формы ведения дел, включая ситуации по взаимоотношениям с государственными проверяющими (контрольными) органами, осуществлению внешнеэкономической деятельности, реорганизации бизнеса, участия в инвестиционных процессах, общения с налоговыми органами и альтернативного (неюридикционное) разрешения споров с участием предпринимателей.
В результате, как представляется, создана надежная и полноценная основа для проведения практических занятий (вопросы чтения лекций в Пособии не затрагиваются) по современной методике, ориентированной на междисциплинарный подход к изучению учетного материала, основанной на принципах методики сотрудничества и активной роли студентов при проведении занятий.
В работе семинара приняли участие преподаватели Волжского университета им. В. Н. Татищева, Казанского государственного университета, Самарского государственного университета, Самарского государственного экономического университета, Саратовского государственного университета, Саратовского социально-экономического университета, адвокаты.
——————————————————————