Рекомендации повышения качества юридического образования в России: пора от слов переходить к делу (Материалы работы Всероссийской конференции Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации на тему «О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования»)

(Редакционный материал)

(«Юридический мир», 2009, N 5)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ: ПОРА ОТ СЛОВ ПЕРЕХОДИТЬ К ДЕЛУ

МАТЕРИАЛЫ РАБОТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕМУ «О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Организации, принявшие участие в экспресс-опросе о качестве юридического образования, внесли большое количество конкретных предложений, направленных на решение этой проблемы.

На основе анализа и обобщения поступивших предложений комиссия АЮР по общественной оценке качества высшего юридического образования разработала перечень неотложных мероприятий, реализация которых могла бы способствовать решению проблемы повышения качества юридического образования в Российской Федерации.

В частности, предлагается следующее.

Совместными усилиями органов государственной власти, юридического сообщества и ведущих работодателей разработать новые, отвечающие запросам современности федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области юриспруденции.

Усилить общественный контроль государственной аккредитации юридических вузов, магистерских программ, аспирантур (например, путем включения в состав государственных комиссий экспертов по рекомендации УМО или профессионального сообщества, обеспечения подотчетности экспертов, участвующих в работе государственных комиссий по аккредитации, рекомендовавшим их органам профессионального сообщества и др.).

Создать систему общественной оценки качества юридического образования (установить процедуры проведения общественной оценки и разработать согласованные критерии качества юридического образования и деятельности организаций, предоставляющих услуги в этой сфере).

Повысить требования к качеству знаний и личностной мотивации абитуриентов, поступающих на юридические специальности. Разработать эффективную систему текущего контроля качества знаний учащихся юридических вузов.

Для ряда вузов, признанных ведущими в области предоставления юридического образования, установить дополнительные требования к содержанию программ обучения и перечню государственных экзаменов, в частности ввести обязательное изучение двух иностранных языков (включая один из официальных языков Совета Европы) и государственный экзамен по русскому языку (письменно и устно).

Обеспечить постоянное взаимодействие вузов с «потребителями юридической продукции» с целью более точной ориентации системы образования на нужды отечественной экономики и интересы работодателей. Усилить интеграцию юридического образования и практики, в частности путем:

увеличение сроков практической подготовки студентов;

совершенствование системы ознакомительных и учебных практик (исключение формализма в прохождении практики, возможность скользящих графиков, заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими трудности с кадрами);

внедрение инновационных форм практики (создание студенческих консультационных бюро, юридических клиник, выработка регламентов их деятельности, включение в учебные планы вузов);

разработка и реализация совместно с будущими работодателями специализированных магистерских программ, ориентированных на особенности деятельности соответствующих организаций и др.

Обеспечить интеграцию национальной системы юридического образования в европейское и международное образовательное пространство, в частности:

разработать и реализовать законодательные и организационные решения, необходимые для завершения перехода российского юридического образования на двухуровневую и кредитно-модульную систему;

разработать критерии, предъявляемые к качеству юридического образования в магистратуре;

разработать критерии государственного лицензирования магистратур;

содействовать распространению опыта ведущих юридических вузов в области международного сотрудничества и расширению различных форм такого сотрудничества (программы «двойных дипломов» по бакалавриату и магистратуре, совместные аспирантуры, программы студенческого и преподавательского обмена и пр.).

Усовершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, расширить формы и методы стимулирования деятельности вузов, направленной на повышение качества преподавания в области юриспруденции.

В частности, целесообразно в рамках государственно-частного сотрудничества учредить ежегодный конкурс среди ведущих юридических вузов по подготовке кадров в области юриспруденции, победитель которого получает целевое финансирование в размере не менее 250 млн. рублей.

В качестве первого шага целесообразно резко ограничить возможности для предоставления некачественных юридических услуг, сделать этот вид «образовательного бизнеса» непривлекательным для непрофильных вузов.

Для решения этой задачи Ассоциацией юристов России подготовлен проект указа Президента Российской Федерации, в котором содержатся неотложные меры, направленные на стабилизацию ситуации в сфере высшего юридического профессионального образования, сокращение и ликвидацию непрофильных государственных юридических вузов, осуществляющих выпуск юридических кадров в Российской Федерации с посредственными базовыми знаниями, усиление контроля за деятельностью образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В частности, предлагается:

утвердить перечень профильных государственных и негосударственных вузов по подготовке кадров в области юриспруденции;

осуществить поэтапное сокращение объемов бюджетного финансирования на подготовку юридических кадров в непрофильных вузах;

признать нецелесообразной реализацию программ высшего и послевузовского образования в области юриспруденции в непрофильных государственных вузах и прекратить с 1 сентября 2009 г. прием абитуриентов на юридические отделения и факультеты таких вузов, обеспечив гарантии завершения обучения студентам второго и последующих курсов;

разработать предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части, касающейся отсрочек от призыва на военную службу для обучающихся на юридических отделениях и факультетах непрофильных государственных и негосударственных вузов;

обеспечить разработку федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области юриспруденции, направленных на повышение качества преподавания базовых юридических дисциплин, формирование у преподавательского состава стимулов к качественному обучению, ликвидацию предпосылок коррупции в образовательном процессе, увеличение сроков практической подготовки обучающихся, воспитание у обучающихся уважительного отношения к праву и закону;

разработать планы мероприятий по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, предусмотрев, как правило, допуск к преподаванию юридических дисциплин в вузах только лиц, имеющих высшее образование либо ученую степень в области права, а также высококвалифицированных специалистов для преподавания смежных и специальных дисциплин.

——————————————————————