Психолого-педагогические, аксиологические и правовые аспекты модернизации гуманитарной подготовки курсантов высшей военной школы
(Гожиков В. Я.) («Юридическая психология», 2012, N 4)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ <*>
В. Я. ГОЖИКОВ
——————————— <*> Gozhikov V. Y. Psychological and pedagogical, valuable and legal aspects of modernization of humanitarian preparation of cadets of the higher military school.
Гожиков Василий Яковлевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии Военного университета Минобороны России.
В статье рассматриваются актуальные проблемы модернизации гуманитарной подготовки курсантов военных вузов и анализируются ее психолого-педагогические, аксиологические и правовые детерминанты.
Ключевые слова: гуманитарная и правовая подготовка курсантов, модернизация, психолого-педагогические аспекты военного образования.
In article actual problems of modernization of humanitarian preparation of cadets of military higher education institutions are considered and its pswhological and pedagogical, valuable and legal determinants are analyzed.
Key words: humanitarian and legal preparation of cadets, modernization, psychological and pedagogical aspects of military education.
Новые социокультурные реалии, динамичные преобразования в Российском государстве, обществе и Вооруженных силах РФ обусловливают необходимость модернизации гуманитарной составляющей высшего военно-профессионального образования. В Стратегическом плане совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что армии XXI века нужны офицеры, которые не просто формально выполняют требования уставов и наставлений, а являются подлинными военными профессионалами, обладающими лидерскими качествами и способностью самостоятельно решать учебно-боевые задачи, требующие инновационного подхода <1>. ——————————— <1> Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2008.
Психолого-педагогические, аксиологические и правовые аспекты решения данных проблем отражают необходимость, во-первых, усиления ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания будущих офицеров, актуализации личностных потенциалов, формирования нравственных привычек, устойчивого преобладания в мотивационно-потребностной сфере государственно-патриотических побуждений и мотивов социально полезной деятельности, во-вторых, развития их субъектности в русле основных компонентов (рефлексивного, мотивационного, операционального), имеющих диагностическую, профилактическую и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую освоение «операционального» содержания будущей профессиональной деятельности в тесной увязке с ее гуманитарным, ценностно-смысловым и правовым контекстом. Поэтому становление личности будущего офицера должно проходить с учетом интегральной совокупности дифференциального многообразия ее сторон: военно-профессиональной, нравственно-этической, правовой, морально-волевой, физической, религиозной и эстетической, что способствует разрешению противоречия между «узостью» профессионализации, требующей консолидации сил на военно-профессиональном направлении и широтой психолого-педагогической, аксиологической и правовой компоненты. Гуманитарную основу военно-профессионального образования следует рассматривать в контексте ориентации будущего офицера и его компетенций на взаимоотношения с «микромиром» (с вышестоящим командованием, подчиненными, сослуживцами, семьей и др.) и «макромиром» (государством, социумом и др.), а также на постоянное профессиональное саморазвитие, самообразование (независимо от направления подготовки или специальности). В этой связи гуманитарная подготовка помогает курсанту-субъекту «найти самого себя», отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, правового и интеллектуального развития. В узком психолого-педагогическом, субъективном смысле она заключается в тесном единстве гуманитарных знаний и гуманистического поведения, стремлении и умении сообразовывать свои служебные и личные интересы с гуманистическими и правовыми нормами. В более широком смысле, в гуманитарной подготовке сливаются задачи образования, самообразования, воспитания и самовоспитания курсантов <2>. ——————————— <2> Белошицкий А. В. Личностно-профессиональное становление офицеров в военном вузе. Воронеж, 2007; Ульянов В. Ф. Социально-психологические факторы становления профессиональной идентичности офицера. М., 2004. С. 17.
Гуманитарная подготовка не может быть сведена только к объему гуманитарных знаний. Она аккумулирует направленность личности курсанта (как систему ее ценностей и отношений) и предстает как совокупность (синтез) вариативно устойчивых компонентов: аксиологического, отражающего уважение курсантов к системе гуманистических ценностей и жизненных смыслов на их основе, правового, отражающего знание правовых норм и их неукоснительного соблюдения и интеллектуального (когнитивного), отражающего соответствующий тип мыслительной деятельности, принципы понимания действительности, осмысления проблем, принятия решений. В психолого-педагогическом и правовом плане гуманитарная подготовка — процесс и результат образовательного процесса в военном вузе, равно как и продукт самоосознания курсантами нравственных, правовых и культурных ценностей, их рефлексивного и субъектного освоения, способствующих смысловым ориентирам самосовершенствования и определяющего социально-нравственный «заряд» гуманистического и правового поведения и творческой деятельности будущего офицера. Под термином «гуманитарная подготовка» обычно понимается целостный процесс воспитания, обучения и развития, базирующийся на признании абсолютной ценности человека как «меры всех вещей», носящий двудоминантный характер, обеспечивающий овладение обучаемыми практикоориентированным психолого-педагогическим и правовым знанием, имеющий своей целью создание условий для становления личности, приобщенной к универсальным ценностям, способной к самоопределению и самореализации в профессиональной и непрофессиональной сферах жизнедеятельности <3>. ——————————— <3> Еременко В. Д., Полянин А. Р., Свиридов В. А. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в России: вчера и сегодня. Воронеж, 2009; Ульянов В. Ф. Указ. соч.
Однако, выдвигая перед современной высшей военной школой задачу обеспечения гармоничного сочетания личностных качеств, необходимых будущему офицеру, следует учитывать, что представление о всесторонности, понимаемой как соразмерное развитие всех сторон личности, без учета необходимости формирования и удовлетворения ее способностей и стремлений, означает не гармоничность, а прямую дисгармонию, ведущую не к расцвету личности, а к стиранию ее индивидуальности, к конформизму. Необходимо принять во внимание, что личность будущего офицера имеет принципиальное отличие от других типов личности. Ее сущность определяют функции, которые военнослужащий выполняет в обществе (воина — гражданина; офицера — специалиста; командира — начальника; руководителя — воспитателя и др.). Поэтому рассмотрение (с позиций гуманизма) личности как высшей ценности не означает поощрение индивидуализма. Абсолютизация «личностно-ориентированного подхода» может привести к дисбалансу в работе с развивающейся личностью, доминированию в ней эгоцентрических сторон, равнодушия, социального эскапизма и иждивенчества, ограниченности духовных запросов. При этом следует учитывать, что курсантский возраст (с 17 до 25 лет) — это так называемое «образовательное гуманитарное окно», тот период, когда формируется мировоззрение человека, а упущенное время наверстать будет невозможно, так как уровень сознания в будущем не сможет расшириться. Характерно, что модернизация системы гуманитарной подготовки курсантов предстает как живой, развивающийся процесс, детерминированный мощными эксплицитно-флуктуационными потоками как позитивного, так и негативного характера. Поэтому модернизация системы гуманитарной подготовки курсантов должна, во-первых, быть нацелена на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активных методов и форм обучения; во-вторых, осуществляться путем повышения степени адекватности требованиям психологии и педагогики, аксиологии и права, создания механизмов стимулирования инноваций, направленных на достижение нового качества военно-образовательного процесса. С учетом вышеприведенных положений гуманитарная подготовка курсантов должна модернизироваться, саморазвиваться и видоизменяться в зависимости от условий развития системы государственно-патриотических и духовных ценностей в обществе и Вооруженных силах, а также обстоятельств формирования психолого-педагогических, аксиологических и правовых смыслов предметной и мыслительной деятельности курсантов (отрефлексированных ими «идеальных» норм подготовки себя к будущей профессии). Следует особо подчеркнуть, что решать эти задачи приходится на негативном фоне дестабилизации мировоззренческих и нравственных контекстов человеческого бытия, связанных с девальвацией духовных ценностей, развитием псевдокультурных и антикультурных тенденций, центрированием многих средств массовой информации на «гламуре», легкой наживе и т. п. Модернизация гуманитарной составляющей военного образования в современных условиях также детерминирована необходимостью разрешения объективных противоречий: между высокими требованиями к гуманитарной подготовке (как фактору принципиально инициативной и интеллектуально активной позиции будущего офицера) и недостаточным уровнем адекватных психолого-педагогических условий реализации этих задач; между внедрением в систему образования инновационных гуманитарных и правовых форматов, современных информационно-коммуникационных технологий и сохранением в российской высшей военной школе традиционно-классической дидактики и форм организации образовательного процесса с наличием элементов стереотипно-статической направленности учебно-познавательной деятельности курсантов и др. Данные экспертной оценки, сделанной представителями руководящего и научно-педагогического состава военных вузов по вышеизложенной проблематике, приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Результаты экспертной оценки психолого-педагогических факторов гуманитарной подготовки курсантов (позитивного характера)
Психолого-педагогические факторы гуманитарной подготовки Экспертная курсантов (позитивного характера) оценка (в % от числа респондентов)
Широта социализации; профессиональное самосознание 35 (патриотизм, офицерская честь и воинский долг, благородство и др.)
Стремление к профессиональной компетентности, к 29 гуманитарному самообразованию
Мотивационная готовность к военной службе 17
Целеустремленность, инициативность, способность 14 объективировать собственные психические процессы и осмысливать способы своей деятельности
Другие 5
Таблица 2. Результаты экспертной оценки психолого-педагогических факторов гуманитарной подготовки курсантов (негативного характера)
Психолого-педагогические факторы гуманитарной подготовки Экспертная курсантов (негативного характера) оценка (% от числа респондентов)
Вариативность гуманитарных способностей курсантов 41 (низкие когнитивные и другие потенциалы)
Инъектирование в процесс обучения и воспитания негативных 22 компонентов современного социума, «рыночного» сознания и т. п.
«Узость» профессионализации (консолидация сил только на 19 профессиональном направлении)
Личностный диссонанс из-за «несовпадения» гуманистических 11 требований и сформировавшихся взглядов, убеждений, нравственно-этических качеств
Другие 7
Следовательно, в цели модернизационных преобразований в высшей военной школе должна быть заложена динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений, возвышения социального интеллекта и др. Только в этом случае они будут принадлежать к кругу психолого-педагогических задач и являться доминирующими (по отношению к управленческим, организационным, информационным и др.). В этой связи качество гуманитарной образованности офицера: 1) предстает как синтез эффективного обучения, воспитания, развития, правовой и психологической подготовки; 2) проявляется в деятельности, направленной на формирование устойчивой, избирательной, предпочтительной связи с объектами окружающего мира, когда эти объекты, выступая в своем социальном значении, приобретают личностный смысл и расцениваются как нечто значимое для жизни государства, общества и его самого; 3) зависит от позитивного влияния на развитие мотивационной сферы курсантов (мотивационного механизма опредмечивания их «потребностного состояния потребностным напряжением» с учетом их личностных ценностей и отношения к избранной военной специальности, а также динамики вузовской социализации); 4) может быть достигнуто при условии, если на основе синергетического принципа дополнительности будет обеспечен «баланс» прогностического (спроектированного на основе социальных ожиданий государства и общества) и реального (реализуемого в конкретной обстановке) личностно-профессионального становления будущих офицеров; 5) является интегральной характеристикой: а) качества организационно-педагогических условий ее организации; б) качества социально-педагогического процесса ее реализации; в) качества ее результатов. Таким образом, развитие системы гуманитарной подготовки курсантов на современном этапе модернизации высшей военной школы предполагает: а) интегрированность в образовательный процесс комплекса современных знаний о человеке, человеческой личности и путях ее развития; б) преобразуемость этих знаний в умения самопознания, самореализации и саморазвития (передвижение их на уровень личностных идей и убеждений выпускника военного вуза); аксиологичность и субъекториентированность гуманитарной подготовки (акцент на смысле, понимании и освоении гуманистических и правовых ценностей; интерпретации знаний на индивидуально-личностном уровне, с опорой на собственный опыт и активную деятельность). В том числе речь идет, во-первых, о субординационных, взаимообусловленных характеристиках путей становления профессиональной субъектности будущего офицера (в ее аксиологическом, когнитивном, эмоциональном, правовом, мотивационном, волевом и др. аспектах). Во-вторых, о «синхронности», «неразрывности», «встроенности» гуманитарной подготовки во все компоненты образовательного процесса — обучение, воспитание, развитие, психологическую и правовую подготовку и самосовершенствование курсантов. В-третьих, о стремлении всех субъектов образовательного процесса к достижению такого состояния индивидуальной образовательной траектории, когда гуманитарная подготовка становится не просто совокупностью гуманитарных знаний, и даже не только рассматривается как инструментарий в будущей офицерской службе, а осознается, в широком контексте, как основа жизнедеятельности выпускника военного вуза. В-четвертых, о месте гуманитарной подготовки в целостной системе высшего военно-профессионального образования, где осуществляемое взаимодействие и деятельность всех субъектов (в том числе самих курсантов) пересекается, сублимирует, интериоризируется, создает психолого-педагогическую, аксиологическую, правовую среду и соответствующие мотивационные поля.
——————————————————————