Социально-педагогические эффекты самореализации личности молодого сотрудника в условиях непрерывного образования

(Садыкова А. К.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 2)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

А. К. САДЫКОВА

——————————— <*> Sady’kova A. K. Social-pedagogy effects of self-realization of personality of young employee in conditions of continuous education.

Садыкова А. К., ученый секретарь Ученого совета Академии Комитета УИС МЮ РК, доцент педагогики, кандидат педагогических наук, подполковник юстиции.

В статье автор исследует социально-правовые аспекты связи непрерывного образования с процессом развития личности молодого сотрудника органа государственной власти на примере Министерства юстиции Республики Казахстан.

Ключевые слова: образование, непрерывное образование, личность, самореализация личности, социальная мотивация.

The author of the article studies social-law aspects of connection of continuous education with the process of development of personality of young employee of agency of state power at the example of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan.

Key words: education, continuous education, personality, self-realization of personality, social motivation.

Непрерывное образование связано с обеспечением преемственности и логики в развитии личности, актуализации всех имеющихся знаний и определением оптимальной программы самореализации. Современное общество характеризуется индивидуализацией: практика личной ответственности является основой профессионального и жизненного самоопределения. Непрерывное образование XXI в. в настоящее время проявляется в закономерной необходимости формирования потребности к обучению на всю жизнь, следствием которого выступают социально-педагогические эффекты самореализации личности. Очевидна закономерная взаимосвязь между отношением к познанию, а значит, и отношением к обучению взрослого человека или к повышению квалификации и степенью (характером) самореализации личности молодого сотрудника УИС (18 — 23 года — личностное и профессиональное самоопределение) <1>. ——————————— <1> См.: Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2005. С. 141.

Взаимосвязь и взаимовлияние непрерывного образования можно рассматривать как социальный гарант для самореализации личности и стратегии инновационного развития Казахстана. Самореализация — это одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идет о самореализации как результате диссоциального воспитания <2>. ——————————— <2> См.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. С. 253.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года ключевым условием достижения успеха мероприятий организационно-правового характера являются вопросы юридического образования. Обществу и государству нужны юридические кадры новой формации, патриотично настроенные и ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Целесообразно пойти по пути консолидации возможностей государства по решению подготовки разнопрофильных юридических кадров в современных условиях. Такой подход позволит повысить качество подготовки юридических кадров <3>. ——————————— <3> См.: Правовое образование, правовая пропаганда. Раздел 5. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 // Казахстанская правда. 2009. 27 авг.

Мотивация к инновационной деятельности каждого молодого сотрудника УИС должна быть сформирована через систему непрерывного образования. Именно она будет способствовать развитию конкурентоспособности Казахстана. Реальной проблемой положительного социально-педагогического эффекта самореализации личности молодого сотрудника в условиях непрерывного образования является существующая сегодня криминально-социальная опасность — коррупционная преступность среди личного состава. «Проанализировав общее количество коррупционных уголовных дел, можно сделать вывод, что из 36 уголовных дел 29 было совершено руководящим составом органов УИС и РГП «Енбек», что составляет 80,5% от общего числа» <4>. Опасность данного явления измеряется угрозой, исходящей от организованной преступности. Прежде всего она посягает на органы государственной власти, разъедая их с помощью коррупции. Она ведет к духовному обнищанию нации, особенно воздействуя на молодежь, устанавливая стереотип «красивой» жизни, безответственности перед обществом, культивируя насилие, анархию и наркоманию <5>. ——————————— <4> Обзор состояния коррупционной преступности среди личного состава УИС за 8 месяцев 2009 года. С. 1. <5> См.: Криминология. Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2004. С. 139.

В ведомственном учебном заведении для самореализации личности молодого сотрудника в условиях непрерывного образования преподаватель выполняет функции консультанта, руководителя поисково-исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников и тьютора, способствуя развитию у слушателя познавательной активности и самостоятельности, социальных мотивов к обучению и познанию, способности и готовности к самосовершенствованию и самопознанию, выступающих важнейшими предпосылками самореализации. Социально-педагогические эффекты самореализации личности проявляются в готовности человека независимо от возраста к ответственности за собственное благополучие, в социальной мобильности и толерантности, т. е. в успешном профессиональном, жизненном и социальном самоопределении. Самореализация личности молодого сотрудника УИС в условиях непрерывного образования — это одновременно и цель, и результат как системы образования, так и всего государства, в чем заключаются социально-педагогические эффекты данного феномена.

——————————————————————