Построение коммуникаций как основа управления знаниями сотрудников

(Стукалова Н.) («Торговое право», 2012, N 10)

ПОСТРОЕНИЕ КОММУНИКАЦИЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ СОТРУДНИКОВ

Н. СТУКАЛОВА

Стукалова Ника, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

Автором определены основные факторы, влияющие на построение устойчивых коммуникаций на рынке труда, в том числе в сфере торговли. В статье дана характеристика основных подходов, сложившихся в зарубежных странах при формировании профессиональных стандартов, приводится анализ основных видов интернет-коммуникаций, применяемых на рынке труда.

Ключевые слова: коммуникации, участники коммуникаций, устойчивость коммуникаций, профессиональный стандарт, коммуникации на рынке труда, система профессионального образования.

Модели коммуникаций

За последние 20 лет в России и за рубежом изменились подходы к управлению знаниями сотрудников, произошла трансформация системы отношений учебных заведений и работодателей — роль последних значительно усилилась. Торговым организациям вне зависимости от масштаба деятельности и формы собственности следует отслеживать изменения, происходящие на рынке труда, постоянно изучать их и, учитывая последние тенденции, разрабатывать направления по формированию и развитию необходимых компетенций и повышению квалификации собственных сотрудников. Развитие информационно-коммуникационных технологий обусловливает изменение информационного взаимодействия и информационного пространства не только в социальной сфере, но и в экономике в целом. Эти функции частично организации берут на себя, а частично передают на аутсорсинг, в первую очередь учебным учреждениям. За последние годы сформировалась более сложная инфраструктура рынка труда. В этой связи особое внимание должно быть уделено разработке механизмов формирования модели устойчивых коммуникаций. Механизм построения модели коммуникаций на рынке труда, в том числе согласование спроса и предложения на рынке труда, может быть: 1) институализированным — функционально закрепленным в регламентах деятельности различных субъектов коммуникаций; 2) неинституализированным — осуществляемым эпизодически в рамках неформального взаимодействия участников коммуникаций.

Институциональная среда

Факторы, непосредственно формирующие институциональную среду коммуникаций, представлены на рис. 1.

Государственная Институциональная < > политика < > Нормативно-правовая среда инфраструктура

/\ /\ V V V V V Устойчивые Культура, > коммуникации < Потребности, мотивы, менталитет интересы /\ /\ /\ Знания, НТП, > инновации <

Рис. 1. Факторы, формирующие институциональную среду устойчивых коммуникаций

Участники коммуникаций

Анализ нормативных правовых актов, а также эмпирических данных позволяет определить основных участников модели устойчивых коммуникаций. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» <1> участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования осуществляют общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей. ——————————— <1> СЗ РФ. 05.01.2009. N 1. Ст. 145.

Положением о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденным Минобрнауки России, Общероссийским объединением работодателей — РСПП 31.07.2009 N АФ-318/03 определяется, что субъектами Системы независимой оценки качества профессионального образования являются: работодатели, объединения работодателей и профессиональные сообщества, саморегулируемые организации, граждане, образовательные учреждения и органы, осуществляющие управление в сфере образования <1>. ——————————— <1> http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=109683

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» <1> установлено, что в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров: ——————————— <1> СЗ РФ. 07.05.2012. N 19. Ст. 2334.

— до 01.08.2014 должен быть внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров; — до 01.12.2015 создан в установленном порядке базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Таким образом, к основным участникам коммуникации относятся: 1) органы власти — федеральной, региональной, местной, осуществляющие регулирование деятельности в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования и т. п.; 2) органы, присваивающие квалификацию, осуществляющие сертификацию и аттестацию; 3) работодатели; 4) физические лица (занятое, самозанятое, незанятое и экономически неактивное население); 5) учреждения профессионального образования; 6) различные неправительственные организации (некоммерческие объединения, отраслевые советы, профсоюзы).

Профессиональные стандарты

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года <1> отмечается, что одним из направлений повышения качества рабочей силы является разработка системы профессиональных стандартов. До 2015 года в России должно быть разработано не менее 800 профессиональных стандартов. Однако процесс разработки этих документов, по нашему мнению, идет достаточно медленно. ——————————— <1> Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489.

Одним из важных преимуществ создания и дальнейшего использования профессиональных стандартов является то, что они описывают именно функционал сотрудников предприятий, а также учитывают возможности карьерного роста работника.

Зарубежный подход

За рубежом условно можно выделить три основных варианта подхода к разработке и реализации профессиональных стандартов (табл. 1 и 2): 1) либеральный подход; 2) административный подход; 3) корпоративный подход.

Таблица 1

Основные подходы к разработке профессиональных стандартов

Наименование Страна Роль государства Роль бизнеса и подхода прочих социальных партнеров

Либеральный Великобрита — Координация Основополагающая подход ния работ по роль. формированию Профессиональные профессиональных стандарты стандартов, разрабатываются минимальное социальными участие в партнерами функционировании системы профессионально — го образования

Административ — Франция Выполняет Деятельность ный подход главенствующую носит роль в сфере консультационный профессионально — характер го образования

Корпоративный Нидерланды Определяет Главенствующая подход основополагающие роль, принципы и рамки разрабатывают работы профессиональные квалификации и стандарты

Таблица 2

Требования к компетенциям, закрепленные в профессиональных стандартах

Страна Требования

к виду и к к про — к к долж — к дополни — уровню компе — фессио — опыту ностным оценке тельные ответствен — тенции нальному работы обязан — компе — (специ — ности образо — ностям тенций альные ванию

Великобри — + + + + + + + тания

Франция — — — + + + +

Нидерланды + + + — — + —

«+» — присутствует, «-» — отсутствует

Профессиональные образовательные учреждения

Анализ показал, что во всех стандартах дается описание видов деятельности, а также обязательно представлен код специальности. Особое значение внутри модели устойчивых коммуникаций имеет взаимодействие с учреждениями профессионального образования. Под моделью взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования понимается сформированный и нормативно закрепленный механизм взаимодействия рынка профессиональных образовательных услуг и рынка труда, включающий в себя: — способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест; — способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионального образования) к качеству профподготовки в региональной сети учреждений профессионального образования; — форматы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам) и т. д.

Независимая оценка

В 2010 году Минобрнауки России совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей сформировали Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования. В соответствии с Регламентом Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования от 20.10.2010 <1> целью создания совета является развитие организационных и методических оснований функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования. ——————————— <1> http://www. nark-rspp. ru/attachments/094_Регламент_ОГС. pdf

Деятельность совета направлена на решение задач: 1) обеспечения участия в оценке качества профессионального образования представителей государственных органов, работодателей и их объединений, профессиональных сообществ и общественных организаций, образовательных и научных учреждений Российской Федерации; 2) объективизации системы независимой оценки качества профессионального образования; 3) повышения уровня информированности граждан и организаций о качестве профессионального образования. В этой связи представляется необходимым повысить роль службы занятости, основные направления деятельности которой в среднесрочном периоде видятся: — в совершенствовании системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики; — во взаимодействии с негосударственными организациями в области содействия занятости населения, в том числе с кадровыми агентствами; — в повышении информационной гибкости в реализации деятельности по содействию занятости населения; — в реализации превентивных мер содействия занятости граждан, во внедрении эффективных механизмов перепрофилирования безработных граждан; — в совершенствовании профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; — в расширении номенклатуры и разработки стандартов услуг государственной службы занятости. Возрастающее значение при построении модели коммуникаций начинают приобретать профессиональные объединения. В настоящее время идет работа по созданию отраслевых советов, которые можно назвать примером эффективного государственно-частного партнерства. К сожалению, пока в торговой отрасли такой совет не создан. Значительное влияние на формирование модели устойчивых коммуникаций также оказывает четкое выстраивание отношений, связанных с профессиональной ориентацией, проводимой как представителями органов власти, центров занятости, так и учебными заведениями и работодателями.

Профессиональная ориентация

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 N 1 <1>, важнейшими направлениями профессиональной ориентации определены: ——————————— <1> Российские вести. 05.12.1996. N 230.

1) профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; 2) профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; 3) профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики; 4) профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями; 5) профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Коммуникации с профессиональным образованием

Особое внимание следует уделить коммуникациям, устанавливаемым между субъектами рынка труда и представителями системы профессионального образования. Здесь же должны быть учтены коммуникативные процессы, возникающие при: — согласовании спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложении соответствующих рабочих мест; — учете постоянно меняющихся требований работодателей к качеству профессиональной подготовки и компетенциям выпускников образовательных учреждений как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях; — участии работодателей в деятельности учреждений профессионального образования, в том числе проведении лекционных и практических занятий, мастер-классов представителями работодателей, организации практики для студентов учебных заведений, участии в круглых столах, конференциях и т. п.

Электронные коммуникации

В последние годы особое значение приобрели электронные коммуникации, к основным преимуществам применения относятся: 1) обеспечение количественного и качественного изменения структуры затрат на поиск, подбор, обучение и ротацию персонала; 2) высокая скорость передачи информации; 3) массовость; 4) адресность; 5) масштабность. К электронным коммуникациям относятся общение посредством электронной почты, интернет-представительство органов власти и различных организаций, web-страница личности или группы лиц, корпоративный информационный портал, web-конференции и форумы и т. п. Трансформация требований не только к факторам и технологиям, но и к институциональной и организационной составляющей экономического прогресса, а также направленность на снижение транзакционных издержек, связанных с использованием информации, обусловливают формирование единого информационного пространства на рынке труда. В современных условиях можно выделить четыре основные типа интернет-участия при построении коммуникативного процесса с привлечением субъектов рынка труда, среди которых: 1) коммуникативная активность в Интернете (контакты с представителями государственных и муниципальных органов власти, экспертами, представителями организаций, осуществляющих учебный процесс, средствами массовой информации, прочими организациями); 2) активность, связанная с конкретной проблемой (сбор подписей за внесение нового законопроекта или внесение изменений в действующую нормативную правовую базу, социальные проекты); 3) активность, вызванная работой в общественных организациях (участие в работе саморегулируемых организаций, отраслевых советов, профсоюзов, посещение их собраний и т. п.); 4) неконвенциональная активность (незаконный протест, «виртуальные забастовки» и т. п.).

Саморегулирование

Формирование института саморегулирования на российском рынке направлено на консолидацию усилий по разработке отраслевых нормативных правовых актов и оказывает непосредственное влияние на характер и принципы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности. Развитие саморегулирования в стране также способствует росту числа лиц, вынужденных повышать квалификацию и (или) проходить стажировки на регулярной основе. Как свидетельствуют тенденции в сфере саморегулирования, число хозяйствующих субъектов, вступивших в саморегулируемые организации, будет ежегодно возрастать <1>. А значит, посредством института саморегулирования будет усиливаться контроль за деятельностью субъектов рынка, в том числе за своевременностью повышения квалификации персоналом организаций в аккредитованных учреждениях и прохождением членами саморегулируемых организаций соответствующих процедур аккредитации. Одновременно должны быть налажены коммуникации между действующими саморегулирующими организациями и органами исполнительной власти. ——————————— <1> По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, количество саморегулируемых организаций за период с июля 2009 года по март 2012 года увеличилось более чем в 4 раза: с 241 до 1003 организаций в различных сферах деятельности. На данный момент членами саморегулируемых организаций являются около 200000 субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности.

——————————————————————