Матримониальные обычно-правовые нормы у коми и других северных промысловых народов России в XIX — начале XX вв
(Плоцкая О. А., Иванова Ж. Б.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 2)
МАТРИМОНИАЛЬНЫЕ ОБЫЧНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ У КОМИ И ДРУГИХ СЕВЕРНЫХ ПРОМЫСЛОВЫХ НАРОДОВ РОССИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. <*>
О. А. ПЛОЦКАЯ, Ж. Б. ИВАНОВА
——————————— <*> Plotskaya O. A., Ivanova Zh. B. Matrimonial custom-law norms of komi and other northern peoples of Russia in XIX — beginning of XX centuries.
Плоцкая Ольга Андреевна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», кандидат юридических наук.
Иванова Жанна Борисовна, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук.
Статья посвящена анализу брачно-семейных отношений у промысловых народов Севера России. Авторами предпринята попытка выявить особенности регулирования матримониальных правовых отношений у коми и других северных промысловых народов России обычно-правовыми нормами.
Ключевые слова: семейное право, матримониальные правовые отношения, обычно-правовые нормы.
This article analyzes the marriage-family relations in fisheries of the North of Russia. The authors attempted to identify the features of the regulation of matrimonial law relationships at komi and other northern fishing nations of Russia customary law.
Key words: family law, matrimonial legal relationships, custom-law.
Особое место в системе обычно-правовых отношений народа коми и других северных промысловых народов России в прошлом занимали положения «брачно-семейного кодекса», или матримониальные обычно-правовые нормы. Семейное право — одна из наиболее разработанных отраслей обычного права северных промысловых народов, регламентировавшая самые существенные черты их гражданского бытия. Семья составляла основную ячейку социально-экономической жизни этих народов. Заключение брака и создание семьи понималось как необходимое условие существование и функционирования крестьянского двора <1>. ——————————— <1> Крюкова С. С. Русская крестьянская семья во второй половине XIX в. М., 1994. С. 104.
Актуальность работы обусловлена предпринятой в ней попыткой выявления закономерностей, регулировавшихся обычно-правовыми нормами, в рассматриваемой совокупности исторических фактов, образующих матримониальные правовые отношения у коми и других северных промысловых народов России в рассматриваемый период. Специальное комплексное изучение обычно-правового регулирования матримониальных правовых отношений у коми и других северных промысловых народов России в XIX — начале XX вв. не составляло самостоятельного предмета исследования ни диссертационных, ни монографических научных трудов. Однако различные аспекты объекта исследования неоднократно находились в центре внимания ученых досоветского, советского и современного периодов. В дореволюционной российской литературе ряд вопросов, касающихся возрастных норм совершеннолетия, показателей брачности, вступления в брак, различий в брачном возрасте у девушек и молодых людей были рассмотрены в работах М. И. Михайлова, О. Ежова, В. Аврамова, Ф. А. Арсеньева <2>. ——————————— <2> Михайлов М. И. Физические и нравственные свойства зырян // Вологодские губернские ведомости. 1853. N 17; Ежов О. Личность и отличительные качества зырян // Вятские губернские ведомости. 1857. N 22, 23; Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // Вологодские губернские ведомости. 1859. N 37, 42; Арсеньев Ф. А. Хозяйственно-статистический очерк Вологодской губернии за 1869 г. Вологда, 1873.
В советских научных трудах <3> раскрывались общие сведения о традиционном брачном возрасте, о традиционных семейных обрядах. В работах предпринимались попытки определить показатели брачности, факторы, влияющие на характер брачно-семейных отношений у коми, брачно-семейные структуры населения <4>. ——————————— <3> Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков) // Труды Института этнографии АН СССР. Т. 45. М., 1958; Плесовский Ф. В. Свадьба народа коми. Сыктывкар, 1968. <4> Соловьев В. В. Брачно-семейные отношения коми крестьян в конце XIX — начале XX в. // Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 32: Вопросы этнографии народа коми. Сыктывкар, 1985.
В отечественной историографии современного периода практически нет специальных юридических исследований, посвященных обычно-правовому регулированию матримониальных отношений у зырян. Отдельные работы <5> частично касались традиционных семейных обрядов народов европейского Севера, мифологических аспектов брачных ритуалов, гендерных и демографических характеристик брачующихся. ——————————— <5> Плесовский Ф. В. Указ. соч.; Семенов В. А. Традиционная семейная обрядность народов европейского Севера: к реконструкции мифопоэт. представлений коми (зырян). СПб., 1992; Вишнякова Д. В. Матримониальное поведение населения европейского Северо-Востока России в XIX — начале XX вв.: гендер. характеристики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопр. теории и практики. Ч. I. 2012. N 6. С. 63; Вишнякова Д. В. Семенов В. А. Брачность населения европейского Северо-Востока России во второй половине XIX — начале XX вв. // Известия Коми научного центра УрОРАН. 2010. N 4. С. 90.
Однако рассматриваемая проблема прежде не подвергалась научному анализу, что обосновывает необходимость и актуальность проведения исследования в означенной сфере. Институт брака как акт общественный и социально значимый являлся одним из самых сложных не только культурных, но и правовых явлений. Являясь, с одной стороны, социально-экономическим явлением, брак у коми, как правило, санкционировался коллективом, с другой — являлся правовым институтом, благодаря которому возникали взаимные права и обязанности у супругов, гарантии их реализации, особый правовой режим у имущества как совместно нажитого, так и принесенного в виде приданого или калыма, а с третьей стороны, он являлся религиозным институтом. На брачность населения влияют ментальные, исторические и культурные традиции, а также обычно-правовые воззрения народа, которые и формируют тип матримониального поведения индивида в обществе. На показатели брачного состояния населения (достижение возраста для вступления в брак, распространение повторных браков, соотношение возрастных критериев при вступлении в брак брачующихся и др.) влияют традиционные гендерные характеристики как психические или поведенческие свойства индивида, формирующиеся в обществе под влиянием обычаев и традиций. Несмотря на то, что в XIX — начале XX вв. нормы государственного позитивного права в синкретизме с церковными нормами, касающиеся достижения возраста вступления в брак, имели уже широкое распространение на территории зырянского края, т. е. в Усть-Сысольском и Яренском уездах Вологодской губернии, Мезенском (с 1891 г. — Печорском) уезде Архангельской губернии, у зырян существовали матримониальные обычно-правовые взгляды, формировавшиеся под влиянием социальных, культурных, исторических событий. По мнению Д. В. Вишняковой, основывавшейся на работах одного из ведущих этнографов коми Д. А. Несанелиса, народные представления о возрастных нормах совершеннолетия и вступления в брак были достаточно устойчивы на всем протяжении изучаемого периода. Считалось, что девичья зрелость достигалась в 15 — 16 лет, важным показателем ее наступления являлось вхождение в группу совершеннолетних и участие вместе с ними в молодежных посиделках. Круг участников молодежных посиделок ограничивался, как правило, незамужними девушками и холостыми юношами в возрасте от 15 — 16 до 20 — 22 лет. Для юношей совершеннолетие определялось в 17 — 18 лет, эти же годы являлись для парня и началом брачного возраста <6>. Подобные народные представления о возрастных нормах совершеннолетия и вступления в брак у коми отражались в обычно-правовых воззрениях. Необходимо отметить дуализм, существовавший в брачно-семейных отношениях у зырян. Дело в том, что на территории Российской империи в это время сфера брачно-семейных отношений регулировалась, с одной стороны, государственно-каноническими нормами, а с другой — обычно-правовыми нормами народов, населявших Россию. В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (ст. 6 Свода законов Российской империи. Законы гражданские). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее признавался действительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили <7>. Однако несмотря на то, что брачный возраст четко регулировался нормами государственного позитивного права, параллельно действовали также и нормы канонического права. Если брак заключался с лицом, не достигшим брачного возраста, установленного светским законодательством (16 и 18 лет), но достигшим канонического брачного возраста (13 и 15 лет), супруги в России разлучались до наступления возраста, предусмотренного светским законом. После этого они могли снова выразить свою волю и продолжать брак, который признавался действительным. Право требовать признания брака недействительным по данному основанию принадлежало только несовершеннолетнему супругу по достижении совершеннолетия <8>. ——————————— <6> Вишнякова Д. В. Указ. соч. С. 63. <7> СЗ РИ. Законы гражданские. Т. 10. Ч. 1. СПб., 1916. <8> http://www. pravo. vuzlib. org/book_z970_page_15.html (дата обращения: 18.01.2012).
Возрастные ограничения для вступающих в брак в начале XX в. у коми старались соблюдать. «Невеста моложе, дак… поп не венчал. 18 лет не было, дак не венчал так. Кто молодые женились, ходили куда-то в Киров, к архиереям справки доставали, чтоб венчали. Если у кого есть хозяйство» <9>. ——————————— <9> ФА СыктГУ. Прилузское собрание. АФ 1325-21: зима 1991 г., Республика Коми, Прилузский р-н, д. Березовка, Перминова Е. И., 1910 г. р. / Записал А. В. Панюков.
Кроме норм светского и церковного права, данную сферу правоотношений у коми регулировали обычно-правовые нормы. В соответствии с традиционными взглядами коми наступление совершеннолетия, как правило, совпадало с нижней границей наступления брачного возраста, которая не совпадала с возрастом, установленным действующим законодательством. Часто коми крестьянские дети вступали в брак в более раннем возрасте, т. к. это было вызвано хозяйственно-экономическими аспектами, такими как необходимость иметь в доме дополнительную работницу или хозяйку. Поэтому даже к началу XX в. брачность у коми оставалась достаточно ранней. Однако, по мнению Д. В. Вишняковой, брачная норма возраста вступления в первый брак была гораздо более продолжительной, т. к. у финноязычных народов европейской России родители всячески оттягивали уход из дома своей дочери-работницы, поэтому очень часто девушек в 25 — 27 лет отдавали замуж за юношей лет на 10 и больше моложе их. Тем не менее обычаи таких браков у коми были не столь сильно распространены <10>. «Идеальная, с точки зрения крестьян, разница между возрастом жениха и невесты составляла два-три года. Подобная психологическая установка определялась высокой смертностью мужчин и страхом женщины остаться вдовой с малолетними детьми» <11>. Однако Д. В. Вишнякова считает, что материалы источников свидетельствуют о более растяжимой возрастной разнице между супругами: большинство брачных союзов, когда жених был старше невесты, заключалось с разницей в возрасте от одного года до семи лет. Более значимая разница в возрасте между супругами была в основном характерна для повторных браков вдовцов, стремившихся заключить новый брак с молодыми ранее незамужними девицами. Подобные возрастные различия могли достигать 15, 20 и даже 25 — 26 лет. Тем не менее данная практика не была распространенной <12>. ——————————— <10> Вишнякова Д. В. Указ. соч. С. 63. <11> Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX вв.). Т. 1. СПб., 2003. С. 164. <12> Вишнякова Д. В. Указ. соч. С. 63.
Так как в дореволюционной России так и не сложилось единого для всех подданных законодательства о браке, то у коми народа, вступая в брак, стороны руководствовались не столько российским брачным законодательством — светским и каноническим, сколько хозяйственно-экономическими условиями крестьянской жизни и обычно-правовыми воззрениями народа. Вступление в брак у народов Севера отличалось некоторыми особенностями. За исключением крещеных, брак у всех остальных имел светский характер. Заключение брака предполагало соблюдение некоторых обычаев, но они были просты и в своей основе сводились к совместному застолью. Иначе говоря, свадебный ритуал у народов Севера не был глубоко и детально разработан и ему не придавалось того значения, которое он получал на более зрелой ступени истории. Но так было не у всех северных промысловых народов. У коми народа процедура заключения брака была связана со сложным комплексом свадебных обрядовых церемоний. К ним относятся: сватовство, рукобитье, девичник, пир у невесты и жениха в день венчания, укладывание молодых спать, послесвадебные испытания молодой и молодого, посещение молодыми родителей невесты. Кроме того, у коми народа до 30-х гг. прошлого столетия существовало три различных формы брака — свадьба с приданым, характерная для южных, центральных и западных районов Республики, свадьба с калымом, применявшаяся в северных районах Республики и в Летке, и свадьба убегом (похищением), имевшая распространение в бассейне р. Вашка <13>. ——————————— <13> Традиционная культура народа коми: Этнограф. очерки / Под ред. Н. Д. Конакова. Сыктывкар, 1994. С. 164.
На брачность населения у коми и на некоторые традиции проведения обрядов при заключении брака влиял численный дисбаланс среди полов. При заключении браков одной из характерных особенностей являлся обмен материальными ценностями между семьями брачующихся. В районах по р. Сысола и Луза, где существовал дефицит мужского населения, находящегося в возрасте до 31 года, были распространены довольно символические выкупы за невесту, а приданое составляло большой размер. Размер приданого достаточно часто зависел от тех качеств, которыми обладала девушка. «Приданое было: корова невесте. Потом, когда уже обоснуются, корову дадут и овцу, приданое. Потом одежду. Это после свадьбы уже…» <14>; «…приданое давали. Полотенце ли, на рубаху; что может…» <15>. ——————————— <14> ФА СыктГУ. Прилузское собрание. АФ 1307-16: лето 1990 г., Республика Коми, Прилузский р-н, с. Прокопьевка, Югов Л. И., 80 л.; Югова Е. С., 78 л. / Записал А. В. Панюков. <15> ФА СыктГУ. Прилузское собрание. АФ 1311-1: лето 1990 г., Республика Коми, Прилузский р-н, д. Ивановка, Потапова П. Е., 1911 г. р. / Записал А. В. Панюков.
В с. Усть-Цильма, селениях по Удоре превалирование женского населения в возрастной группе 20 — 39 лет было не столь значительным, а мужчины этого возраста составляли в среднем 24 — 25% от численности всех мужчин. В этих районах за невесту платили калым в «чистом виде», а приданое невесты, за исключением ее личных вещей, могло и вовсе отсутствовать <16>. ——————————— <16> Вишнякова Д. В. Указ. соч. С. 63.
Брачные узы у народов Севера не были нерасторжимыми. Существовал ряд причин, по которым брак мог быть расторгнут как той, так и другой стороной. Так, у самоедов-язычников брак был обязателен лишь до тех пор, пока супруги хотели жить вместе. В противном случае они без всяких трудностей его расторгали, получая полную свободу заключать новые брачные союзы. Такой демократической форме брака в то время (XIX в.) могли бы позавидовать многие, если не все цивилизованные страны мира. Не случайно народы Севера предпочитали свой традиционный брак и уклонялись от крещения, желая избегнуть церковного брака. У коми, наоборот, браки совершались в церковных учреждениях и носили религиозно-магический характер. Браки заключались в православных церквях, согласно церковным правилам, в любое время года, за исключением времени, отводившегося на церковные православные посты. При вступлении в брак решающую роль играли не эротические, а материальные мотивы. Договоры о браке заключали не брачующиеся лица, а их родители или старшие родственники. Характерны были браки лиц с большим возрастным диапазоном, а также браки по обычаям левирата и сорората. Наиболее распространенной формой был калымный брак. Обычное право детально регламентировало условия уплаты калыма. Договор, предусматривавший размер, вид калыма и время его внесения, имел юридическую силу и являлся важнейшим актом заключения брака. Во многих случаях обряд сватовства сводился к торгу из-за калыма. У ненцев (Архангельская губерния) размер его фиксировался на рубеже (бирке) с тамгами, делившемся на две части. При этом жених давал будущему тестю несколько оленей в задаток, который пропадал, если он отказывался от своего предложения. Если же отказывался отец невесты и выдавал дочь за другого, то был обязан заплатить жениху за бесчестье вдвое больше задатка. По окончании сватовства отец невесты приезжал в чум жениха за калымом. Жених отдавал не весь калым (не всех оленей), а половину или 2/3, оставляя остальное для получения невесты, ее приданого <17>. У саамов договор о плате за невесту скреплялся рукобитьем при свидетелях. Сторона, отказавшаяся от брачного договора, платила за обиду и убытки вдвое больше, чем расходовалось на приготовление к свадьбе. Договор был обязателен для обеих сторон <18>. ——————————— <17> Ефименко А. Я. Юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии // Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. 8: Сборник народных юридических обычаев. СПб., 1878. С. 175. <18> Зибарев В. А. Юстиция у малых народов Севера (XVII — XIX вв.). Томск: Изд-во Томс. ун-та, 1990. С. 133.
У коми народа инициатива по заключению брака всегда исходила от родителей жениха. В прошлом достаточно часто женили и выдавали замуж насильно, без согласия парня или девушки, ибо в этом деле большую роль играло состояние, достаток и возможное приданое невесты <19>. ——————————— <19> Традиционная культура народа коми. С. 165.
Если у ненцев жених давал будущему тестю несколько оленей в задаток, который пропадал, если тот отказывался от своего предложения, то у коми, наоборот, в случае согласия родителей невесты залог передавался ими сватам. В качестве залога передавались денежные средства. Приданое у коми не всегда сопровождало свадебный процесс. Существовали районы, где приданое не передавалось с невестой. Как правило, размер и количество приданого зависели от тех характерных качеств, которыми обладала девушка. Пребывание в браке для взрослого дееспособного человека по обычно-правовым воззрениям и традиционной модели брачного поведения у коми считалось обязательным. Замужество для женщины являлось не только потерей свободы, но и сменой привычного, обыденного образа жизни. Интерес с правовой точки зрения вызывает у коми такая свадебная обрядовая церемония, как рукобитье, регулировавшаяся обычно-правовыми нормами, т. к. именно на этой стадии между родителями невесты и жениха заключается устный договор о намерении заключить брак, условия которого, а также исполнение его обязательны для всех сторон. Жених во время свадебной процедуры должен был то покупать место рядом с невестой, то откупаться при приезде в дом невесты, то платить, чтобы убирали камни, поленья и т. д. Д. В. Вишнякова, В. А. Семенов отметили тенденцию, наметившуюся во второй половине XIX в., связанную с сокращением доли браков вдовых и увеличением доли браков среди лиц, никогда не вступавших в брак ранее. «Наибольшее число браков регистрировалось между холостыми мужчинами и незамужними девицами, второе место по распространенности занимали браки вдовцов с девицами, затем шли браки вдов с холостыми и вдовцами» <20>. ——————————— <20> Вишнякова Д. В., Семенов В. А. Указ. соч. С. 90.
Это означает: несмотря на то, что во второй половине XIX в. у коми сохранялся традиционный тип брачности, регулировавшийся нормами обычного права, терялась традиционная модель демографического поведения, характерная для коми. Изменения основных показателей брачности у коми были вызваны множественными причинами, к которым относятся: диспропорция полов с выраженным дефицитом мужского населения, изменения в социально-экономической сфере, например введение всеобщей мужской воинской повинности, развитие актуальных для коми отхожих промыслов и др. Отмеченная тенденция не могла не сказаться и на матримониальных обычно-правовых нормах у коми народа.
——————————————————————