Способы внедрения информационно-коммуникационных технологий в организацию учебного процесса студентов юридических вузов
(Плоцкая О. А., Иванова Ж. Б., Таннинг Ж. Ф.) («Информационное право», 2013, N 2)
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ
О. А. ПЛОЦКАЯ, Ж. Б. ИВАНОВА, Ж. Ф. ТАННИНГ
Плоцкая Ольга Андреевна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», кандидат юридических наук.
Иванова Жанна Борисовна, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук.
Таннинг Жиогап Фрмэн, доцент кафедры информатики и защиты информации Владимирского государственного университета, кандидат технических наук.
Рецензент: Северин Виталий Андреевич, профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.
В статье анализируются некоторые аспекты применения информационных технологий в сочетании с активными и интерактивными методами обучения как одного из элементов, направленных на модернизацию процесса преподавания юридических дисциплин в условиях введения ФГОС. Авторами сделан вывод о том, что применение информационных технологий как на лекционных, так и на практических занятиях у студентов юридических вузов будет способствовать не только развитию интереса у обучающихся к изучаемой дисциплине, но и повысит качество их знаний, закрепляемых умений и навыков и вырабатываемых компетенций.
Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные методы обучения, модернизация преподавания юридических дисциплин, ФГОС, студенты юридических вузов.
Means of introduction of informational-communication technologies into the organization of educational process of students of juridical institutions of higher education O. A. Plotskaya, Zh. B. Ivanova, Zh. F. Tanning
In the article some aspects of application of information technologies are analyzed, combined with active and interactive teaching methods, as one of the elements aimed on modernization the teaching of legal disciplines in the conditions of introduction Federal State Educational Standart. The authors concluded that the use of information technology as a lecture, and the practical lessons for students of law schools will contribute not only to the development of interest of students to study disciplines, but also improve the quality of their knowledge, skills and abilities of assigned and generated competencies.
Key words: informational technologies, interactive methods of teaching, modernization of teaching of juridical subjects, Federal State Educational Standard, students of juridical institutions of higher education.
В современной России коренным образом изменяется система российского образования в целом и высшего профессионального образования в частности. Благодаря вступлению России в Болонский процесс в российском образовании происходит кардинальное изменение подходов к оценке роли преподавателя и студента в учебном процессе. Перед российским высшим образованием стоит серьезная цель, которая заключается в том, чтобы выработать такие образовательные технологии (в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий), которые позволят сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции, требуемые образовательной программой. Компетенции, задавая направление и конечную цель в образовательной системе, вырабатываются благодаря сочетанию в процессе обучения различных методик обучения, в том числе путем использования информационно-коммуникационных технологий. Без внедрения и без опоры на современные информационные технологии в образовании не будет решена важнейшая задача, стоящая перед российской системой образования, которая заключается в обеспечении доступности и качества образовательного процесса, в результате которого должен быть сформирован конкурентоспособный выпускник <1>. ——————————— <1> URL: http://www. e-school. ru/infcomtech.
На территории Российского государства должно быть сформировано единое информационно-образовательное пространство, которое не будет реализовано без внедрения информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволит максимально реализовать эффективное взаимодействие между преподавателем и студентом, которое нацелено на достижение эффективности процесса обучения. При этом создается новая организация учебного процесса на качественно более высоком уровне. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность реализовать личностно ориентированный подход в учебном процессе, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей студентов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не просто проводить компьютерную обработку информации по определенным алгоритмам, но и хранить большой объем информации, передавая ее на большие расстояния. Это, в свою очередь способствует развитию дистанционного образования. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, катализировать самостоятельную работу студентов, увеличить объем выполненных вовремя аудиторных занятий заданий, повысить мотивацию и познавательную активность студентов. Процесс обучения становится более интересным и разнообразным. Информационно-коммуникационные технологии — это не только возможность для студентов проявить свои творческие способности, но и фактор, побуждающий преподавателя к поиску новых, нетрадиционных форм и методов обучения, а это, в свою очередь, мотивирует его профессиональный рост. Сегодня практически любая инновационная педагогическая технология является информационной технологией, т. к. в основу ее заложен принцип получения и преобразования информации. Достаточно часто подобные технологии называют компьютерными технологиями. Значение их заключается в том, что подготовка и передача информации студенту производятся посредством использования компьютера и компьютерных технологий. Во время проведения аудиторных занятий с применением информационно-коммуникационных технологий преподаватель должен выполнять ряд правил: — адаптирование информационно-коммуникационных технологий к индивидуальным особенностям студента; — наличие возможности корректировки преподавателем учебного процесса; — обязательное присутствие интерактивности и обратной информационной связи в процессе обучения; — поддержание у студента психологического комфорта при применении информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии можно применять на всех этапах учебного процесса, как при подготовке к внеаудиторному мероприятию, так и в аудиторных занятиях в процессе обучения (при лекционном изложении материала, закреплении, повторении, контроле и т. д.). При проектировании аудиторного занятия преподаватель может использовать различные программные продукты. Если уровень знаний преподавателя позволяет, то, используя языки программирования, он сможет самостоятельно составить различные программные продукты, применяемые на различных этапах занятия. Однако составление проекта при помощи языка программирования требует от преподавателя специальных знаний и навыков, которыми обладают не все. Поэтому при подготовке и проведении занятия возможно использование готовых программных продуктов (электронных учебников, энциклопедий, обучающих фильмов, обучающих программ и т. п.). Преподаватель может использовать Microsoft Office, который включает в себя текстовый процессор Word, а также систему баз данных Access и электронные презентации Power Point. Так, текстовый редактор Word позволяет подготовить дидактический материал в виде таблиц, схем, понятийного аппарата, условий задач и т. д. Другой вид информационно-коммуникационных технологий, применяемых в образовательном процессе, — это электронные презентации, которые позволяют преподавателю при незначительных затратах времени подготовить презентацию к занятию. Подобные занятия, составленные при помощи Power Point, зрелищны и высокоэффективны <2>. ——————————— <2> См. подробнее: Плоцкая О. А., Иванова Ж. Б., Таннинг Ж. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: Учебное пособие. Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012.
Необходимо сказать о выработке у студентов юридических вузов навыков работы со справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант». Так как юридическая профессия требует умения от будущих юристов не только находить необходимую нормативно-правовую базу, судебную практику, но и грамотно применять ее, преподаватель должен помочь выработать подобный навык у студентов при работе с источниками права. Отдельного внимания заслуживает интерактивная доска, которая является удобным инструментом как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров, конференций и т. д. Передача знаний, выработка умений и навыков у студентов будут гораздо эффективнее, если преподаватель сможет использовать программные средства современных информационных технологий, так как одним из способов достижения высокого уровня и качества как лекционных, так и практических занятий является применение для подготовки и проведения рассматриваемых занятий программных средств информационных технологий. Содержание многих юридических дисциплин меняется достаточно динамично. Это обусловливается процессом регулярного изменения действующего законодательства. В связи с этим дидактический материал, рассматриваемый как на лекционных, так и на практических занятиях, должен постоянно обновляться. Причем форма подачи научного материала должна быть современной, с использованием не только интерактивных методик преподавания, но и с применением мультимедийной установки. Мультимедийная установка позволяет достаточно удачно использовать приложения к Microsoft Office — программы MS Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. Затрачивая минимальное количество времени, в достаточно короткие сроки можно составить слайды с тезисами выступлений, схемы, таблицы, алгоритмы, а также обеспечить их необходимыми иллюстрациями. MS Power Point предлагает широкие возможности по оформлению презентации с использованием не только текста научного материала, но и изображений: различных диаграмм, кино-, фото-, аудиодокументов, таблиц, после чего, применяя мультимедийную установку, можно проводить экранную демонстрацию презентации <3>. ——————————— <3> См.: Жукова Т. В. Использование программных средств современных информационных технологий в подготовке и проведении лекций и практических занятий по дисциплине «Уголовный процесс» // Использование интерактивных методов в преподавании юридических дисциплин. М., 2006. С. 122.
Выступление лектора на лекциях дополняется показом слайдов с тезисами выступлений, схемами, диаграммами, таблицами, алгоритмами, кино-, фото-, аудиодокументами, что позволяет студентам синхронизировать вербальное и визуальное восприятие лекционного материала. Подобное сопровождение научного материала демонстрацией позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Практические занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим — вот перечень возможностей проявления своих знаний и своего понимания обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Именно на практических занятиях отрабатываются и проверяются полученные на лекциях знания, после чего они превращаются в умения и навыки, которые студенты могут применить уже в будущей практической работе. Придать более живой характер практическим занятиям помогает применение слайдов, приготовленных не только с помощью MS Power Point, но и с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel. С помощью программы Microsoft Word можно разместить условия задачи или задания. При этом преподаватель не пересказывает содержимое задания, а это сохраняет время занятия. Так, примером может служить практическое занятие, проводимое по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», где преподаватель просит сравнить конституционные права гражданина во Франции в период буржуазной революции в соответствии с конституционным законодательством Франции и конституционные права граждан США в соответствии с конституционным законодательством США XVIII века, а на экране в виде таблицы 1. «Конституционные права граждан во Франции в период буржуазной революции и граждан США в XVIII веке» студентам предлагается план статей различных источников права (Декларация независимости 1776 г., Статьи конфедерации, Конституция США 1787 г., Билль о правах, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция Франции 1791 г., Конституция Франции 1795 г., Конституция Второй республики 1848 г.).
Таблица 1
Конституционные права граждан во Франции в период буржуазной революции и граждан США в XVIII веке
Конституционные права Конституционные права граждан во Франции в период граждан США буржуазной революции в в соответствии с соответствии с конституционным конституционным законодательством США законодательством XVIII в.
1. «Естественные и 1. «Неотъемлемые неотчуждаемые права» (ДП): права» (ДН) а) свобода — ст. ст. 1, 2, (абзац 2, 3). 4; 2. Принцип б) собственность — ст. ст. недопустимости 2, 17; ограничения прав в) безопасность — ст. 2; граждан (К США, г) сопротивление угнетению ст. I, раздел 10; — ст. 2. ст. IV, раздел 2). 2. Имущественные права 3. Права и свободы: (ДП): а) личные права (БоП, а) равномерное поправка IV); распределение общих б) свободы (БоП, взносов — ст. 13; поправка I, б) взимание взносов с поправка II, поправка согласия самих граждан или V) через их представителей в) процессуальные — ст. 14. права (БоП, 3. Личные права: поправка V, а) свобода передвижений поправка VI, поправка (К 1791, раздел 1); VII, поправка VIII). б) свобода собраний г) имущественные права (К 1791, раздел 1); (БоП, в) свобода вероисповедания поправка IV) (К 1791, раздел 1); г) право выбора служителей культа (К 1791, раздел 1); д) право на труд (К 1848, ст. 13, гл. 2); е) право граждан занимать государственные должности (ДП) (ст. 6)
На наш взгляд, Power Point лучше всего использовать в качестве визуального дополнения к устному выступлению. Показ презентации должен сопровождаться устной речью, дополняющей и описывающей (но не пересказывающей) отображаемую на экране информацию. Компьютерные тесты и кроссворды вызывают больше положительных эмоций у студентов, чем аналогичные задания на бумаге, а также позволяют сэкономить время на практическом занятии и индивидуализировать обучение. Компьютерные кроссворды также повышают эффект мотивации обучения. Создавать их можно как с помощью приложений MS Office и встроенного в него языка программирования Visual Basic, так и с помощью специализированных программ. Возможный вариант организации работы с кроссвордом — когда студенты отвечают устно на вопросы кроссворда, составленного с помощью программы MS Office Excel. Отдельно необходимо сказать о выработке у студентов юридических вузов навыков работы со справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант». Так как юридическая профессия требует от будущих юристов умения не только находить необходимую нормативно-правовую базу, судебную практику, но и грамотно применять ее, то преподаватель должен помочь выработать подобный навык у студентов при работе с источниками права. Примером может служить предлагаемая к заполнению преподавателем на практическом занятии по дисциплине «Конституционное право Республики Коми» таблица 2 «Сравнительно-правовой анализ Конституций Коми». Студенты, работающие в малых группах, должны не просто найти в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» Конституции Республики Коми, но и провести сравнительно-правовой анализ, занося необходимую информацию в таблицу.
Таблица 2
Сравнительно-правовой анализ Конституций Коми
Критерии сравнения Конституция Конституция Конституция (Основной (Основной (Основной закон) закон) закон) Коми АССР Коми АССР Республики Коми 1937 г. 1978 г. 1994 г.
Общественный строй и политическая система
Государственное устройство
Организация высших органов государственной власти
Местные органы государственной власти
Государственный план. Бюджет Республики
Суд и прокуратура
Основные права, свободы и обязанности граждан
Национально — государственное и административно — территориальное устройство
Избирательная система
Порядок изменения Конституции
Как правило, большинство педагогов и студентов, так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиасредств безошибочно относят акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы действительно являются распространенными компонентами мультимедиа-аппаратуры, просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального описания. Гораздо больший интерес могут представлять специализированные мультимедиасредства, основное предназначение которых — повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств в первую очередь необходимо отнести интерактивные мультимедиадоски <4>. ——————————— <4> URL: http://www. ido. rudn. ru/nfpk/mult/mult2.html.
Применение программных средств современных информационных технологий (мультимедиадоски) как на лекционных, так и на практических занятиях будет способствовать развитию интереса студентов к изучаемой дисциплине. Это новая форма представления данных, а также удобство для преподавателей во время чтения лекций, поскольку количество страниц не ограничено, можно легко перемещаться между страницами и, самое главное, всегда можно сохранить весь материал в электронном виде. Интерактивная доска (Smartboard) представляет собой большое устройство ввода информации (экран), реагирующий на прикосновения к нему с помощью специальной ручки (перо) (см. рис. 1) и работающий как система, в которую входят компьютер (ноутбук) и проектор. Следует отметить, что вместо ручки можно использовать палец.
Рис. 1. Специальная ручка для электронной доски
Как было сказано выше, для применения такого типа оборудования необходимы не только компьютер и проектор, но и программное обеспечение, которое входит в комплект доски. Для работы Smartboard необходимо установление драйверов для связи между компьютером и устройством. Драйвер — это конкретная программа, отвечающая за взаимодействие с конкретными устройствами. После установления драйвера необходимо выполнить калибровку для настройки точной координаты прикосновения к интерактивной доске. В некоторых устройствах при проецировании на интерактивную доску калибровка изображения выполняется автоматически. Схема подключения отображена на рис. 2.
Рис. 2. Схема соединения электронной доски с другим оборудованием
Плюсы доски выражаются в следующем. 1. С проецируемой на доске информацией (изображением) можно работать, вносить изменения и пометки. 2. Неограниченное число страниц, возможность перемещаться между страницами. 3. Интерактивная доска очень удобна для рисования любой схемы (можно масштабировать изображение без потери качества). 4. Информация, которая отображена на экране, может быть сохранена в разных форматах файлов на компьютере. 5. Эти файлы могут быть использованы для дальнейшего применения (редактирования, просмотра и т. д.). 6. Возможность запустить любое приложение на компьютере и даже завершить работу компьютера с помощью интерактивной доски. 7. Интерактивная доска позволяет оперативно и удобно работать с географическими картами, при этом дает возможность обмениваться информацией по каналам связи. 8. С помощью интерактивной доски можно записать изображения на экране в виде фильма и сохранять их в файлах видеоформата, например avi. 9. С помощью интерактивной доски можно легко управлять созданными презентациями, поскольку в некоторых из них (кроме электромагнитной технологии) в ней объединены проекционные технологии с сенсорным, электромагнитным, ультразвуковым и инфракрасным устройством. 10. По сравнению с обычным проектором (одностороннее отображение информации на экране) это поле для обмена живой информацией между обучаемым и обучающимся. 11. Работая с интерактивной доской, преподаватель находится в центре внимания студентов, что позволяет ему повышать эффективность передачи знаний. Минусы доски. 1. Размещение преподавателя перед проектором влечет его отображение на экране (рис. 3), что является неудобством (необходимо размещаться рядом с доской, а не перед ней). Для того чтобы луч проектора не мешал работе преподавателя, рекомендуется использовать ультракороткофокусный проектор (лучи проектора больше не светят в глаза преподавателю, который, в свою очередь во время презентации не загораживает экран), который можно закрепить на креплении непосредственно перед доской.
Рис. 3. Отражение луча проектора на электронной доске
2. Необходимо применение специального пера (для доски, созданной с использованием электромагнитной технологии), идущего в комплекте с доской, на котором установлена батарейка. Перо может быть утеряно, батарейка может сесть. Данные обстоятельства влекут временные препятствия пользования доской, если не предусмотрены другие способы написания на доске. 3. Зависимость применения электронной доски от компьютера (если нет компьютера, доской пользоваться нельзя). Необходимо запомнить, что интерактивные доски бывают двух типов с разными технологиями: — прямой проекции — проектор находится перед доской; — обратной проекции — проектор находится за доской; — с применением сенсорной технологии — можно работать и другими предметами (пальцем, например); — с применением электромагнитной технологии — можно работать только специальной ручкой (пером); — с применением ультразвуковой технологии — можно работать и другими предметами (пальцем, например); — с применением инфракрасной технологии — можно работать и другими предметами (пальцем, например); — с применением микроточечной технологии — здесь данные передаются в компьютер с помощью Bluetooth-передатчика. Применение подобных информационно-коммуникационных технологий будет более эффективным, если оно будет применяться в сочетании с инновационными методиками. В заключение отметим, что информационно-коммуникационные технологии позволяют применять инновационные педагогические технологии, направленные на повышение мотивации, активности студентов, развивая у них интерес к изучаемым дисциплинам. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует также развитию аналитического мышления и коммуникативного взаимодействия.
——————————————————————