Конституционные основы национальной культурной идентификации в России
(Шапорева Д. С.) («Российская юстиция», 2013, N 6)
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РОССИИ
Д. С. ШАПОРЕВА
Шапорева Д. С., кандидат юридических наук, доцент.
В данной статье говорится о необходимости использования термина «Культурная идентификация» в конституционном праве России. Под культурной идентификацией понимаются самоощущения человека внутри конкретной культуры. Кроме того, учитывая многонациональный состав РФ, следует говорить о национальной культурной идентификации в России.
Ключевые слова: конституционное право, культура, культурная идентификация.
In this article is talked about the necessity of the use of term in a constitutional right for Russia. Under cultural authentication realization of man is understood into a concrete culture. In addition, taking into account multinational composition of Russian Federation, it is necessary to talk about national cultural authentication in Russia.
На каждом этапе всемирной истории культура предстает в своем социальном измерении, поскольку создается, функционирует и воспроизводится только в человеческом социуме. Этносы, нации, общества различного типа и социальные группы внутри них являются коллективными творцами и носителями своих собственных культур. А поэтому в целом ряде научных дисциплин, например в этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии, ученые используют понятие культуры, которое указывает на многообразие социальных общностей, обладающих собственной культурой и культурной идентичностью — самотождественностью и целостностью <1>. ——————————— <1> См.: Культурология: Учебник / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большаковой. М., 2011. С. 92.
В науке конституционного права России также используются понятия: «национальная культура», «конституционный духовно-культурный статус личности», концепт «культура» <2> и т. д. В частности, Е. В. Сазонникова в плане совершенствования конституционно-правового регулирования предлагает закрепить в конституционном законодательстве принципы культурного развития страны и обязанности государства по сохранению и развитию культуры <3>. На наш взгляд, данная позиция вполне обоснованна и заслуживает внимания со стороны законодателя. ——————————— <2> См.: Сазонникова Е. В. Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … д. ю.н. М., 2012. <3> Там же.
Действительно, в своем конкретном бытии культура всегда социально дифференцирована: можно наблюдать и изучать культуру больших или малочисленных этносов, национальную культуру, культуру различных социальных слоев в рамках одного и того же общества, культуру организаций или профессиональных групп и т. д. Следует заметить, что большие профессиональные группы всегда обладали собственной социальной спецификой в сфере культуры. Так, например, нормативные представления о русской медицинской культуре связаны с образом земского врача — высокообразованного специалиста, работавшего в трудных условиях сельской глубинки и осознавшего свою профессиональную деятельность как служение людям, а не способ материального обогащения через профессию. Этот культурный идеал запечатлелся в ряде произведений русских писателей, начинавших свою профессиональную жизнь в области медицины, например в «Записках сельского врача» В. В. Вересаева и «Записках юного врача» М. А. Булгакова. В литературе советского периода русская медицинская культура нашла свое художественное отображение в произведениях Юрия Германа, в ранней повести В. Аксенова «Коллеги» и книгах многих других авторов <4>. ——————————— <4> См.: Культурология: Учебник / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большаковой. М., 2011. С. 113.
Большая профессиональная группа выступает в качестве корпорации профессионалов, членство в которой обусловлено получением специального образования и практикой работы в соответствующих организациях. Корпорация профессионалов воспроизводит свою культуру именно благодаря существованию определенных социокультурных образцов деятельности и нравственных норм, поддерживающих социальный престиж профессии. Таким образом, можно выделить культуру юристов, военных, преподавателей. В свою очередь, юридическая культура подразделяется на культуру конституционалистов, культуру судей, адвокатов и т. п. Однако, на наш взгляд, не следует отожествлять культуру конституционалистов с конституционной культурой. Если первая предполагает умение пользоваться профессиональными знаниями и наличие этих знаний у конкретной профессиональной группы, то вторая включает обладание знанием Основного закона страны гражданами РФ, без специальной подготовки и профессиональной принадлежности. Причем, на наш взгляд, именно конституционная культура будет способствовать и помогать гражданам РФ в разрешении многих вопросов по защите своих прав. В силу дифференцированности культуры, на наш взгляд, в конституционном праве следует использовать понятие «культурная идентификация». Культурная идентификация — это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т. е. отожествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией <5>. ——————————— <5> См.: Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2005. С. 98.
Принципиальное значение имеет характер культурной идентичности. Она может сохраняться веками или, напротив, утрачиваться достаточно быстро. Крайним выражением причастности всей культуре, всему человечеству может служить установка на космополитизм. Но, как показал еще О. Шпенглер, подобная культурно-идентификационная ориентация, по сути дела, равнозначна отсутствию подлинной идентичности. Она обрекает человека на бесприютность и одиночество, оторванность от корней и традиций, от источника вдохновения и творчества <6>. То же можно сказать и о сегодняшних тенденциях глобализации. Превратное толкование, замена многообразия субкультурных образований и вариативных форм культурной идентичности чреваты унификацией и стандартизацией <7>. ——————————— <6> См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 88. <7> См.: Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М., 2005. С. 99.
В русском языке слово «идентичный» означает «тождественный, вполне сходный» <8> или «равнозначащий» <9>. Таким образом, как конституционно-правовая категория понятие «культурная идентификация» означает чувство самотождественности человека с конкретной культурой. Причем под «национальной культурной идентификацией» следует понимать самоощущения человека внутри национальной культуры. В нашей стране — именно внутри российской национальной культуры. Так как, справедливо отмечает Т. В. Заметина, «Россия исторически сложилась как государство — объединение народов на началах исторической общности, равноправия и сотрудничества, представляющее собой единое социокультурное формирование, основанное на межэтническом взаимодействии» <10>. ——————————— <8> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. М., 2004. <9> См.: Иванова Т. В. Словарь трудностей русского языка для юристов. Саратов, 2009. <10> См.: Заметина Т. В. Конституционные основы национальной политики РФ. Саратов, 2006. С. 116.
Российская Федерация является многонациональным государством, что указывается уже в преамбуле Конституции РФ. Россия объединяет в своем составе христиан, буддистов, иудеев, последователей архаических этнических верований, а также весьма значительное количество людей, не исповедующих никакой религии. И тем не менее все они в той или иной мере являются носителями и творцами общенациональной культуры, развивающейся на двух уровнях лингвистической коммуникации — русском языке и других языках народов России. Вместе с тем государственные границы РФ не совпадают с границами распространения русскоязычной культуры. В ближнем зарубежье — странах Балтии, на Украине, в Белоруссии, государствах Средней Азии и Закавказья — проживают сотни тысяч русофонов (людей, владеющих русским языком как родным), которые реально являются носителями русской культуры и осуществляют свой вклад в ее развитие за границами РФ <11>. ——————————— <11> См.: Культурология: Учебник / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большаковой. М., 2011. С. 102.
Национальная культура складывается исторически — в процессе длительного совместного существования этнических общностей. В ходе непрерывного взаимодействия между ними возникает единство духовной жизни. У них появляются особенности национальной психологии, формируются такие признаки нации, как национальная ментальность и национальное самосознание. Таким образом, формирование национальной культуры происходит параллельно с образованием нации и национальной государственности. Большинство национальных культур имеет выраженные региональные особенности. Например, ни один из регионов России не похож на другие. Культурное пространство региона является частью национального культурного пространства, но вместе с тем обладает своими собственными уникальными характеристиками. Так, Б. С. Эбзеев считает, что уникальность российского федерализма состоит в том, что «в его основу положены как национальный, так и территориальный принципы, что является отражением полиэтничности национального состава России, самобытности ее исторического развития, особенностей строительства российской государственности» <12>. ——————————— <12> См.: Эбзеев Б. С. Российский федерализм: историческое развитие и современность // Россия и ее субъекты. Право и политика. 2000. N 1. С. 8.
Региональная специфика национальной культуры обусловливается географическим фактором (природно-климатическими условиями), особенностями хозяйственно-экономической деятельности населения, этническим составом, лингвистическим фактором (диалектами, наличием местных языков), религиозными традициями, культурной историей региона как неотъемлемой составляющей национальной культурной истории. Если рассматривать соотношение национальной и региональной культур в аспекте культурного самоопределения индивида, необходимо указать на феномен двойной идентификации — психологического переживания принадлежности к культуре родного края и отечества в целом. Например, гражданин России может считать себя коренным сибиряком, если его предки и он сам проживали в Сибири, и одновременно — россиянином. В 1990-е гг. в социогуманитарных науках и общественном дискурсе начал обсуждаться вопрос о содержании и объеме понятия «россияне» — является ли оно указанием на российское гражданство или же подразумевает общенациональную или сверхнациональную культурную идентичность? Несомненно, что в юридическом отношении термины «россиянин» и «россиянка» означают факт обладания гражданством Российской Федерации. Но для граждан России содержание этих терминов связано и с культурным самоопределением. Нашу страну населяют многие этносы и национальные общности, развивающие свои собственные культурные традиции, литературу, искусство, а поэтому можно и должно говорить о мультикультурализме россиян. Вместе с тем русский язык, являясь в Российской Федерации средством межэтнического и межнационального общения, служит лингвистическим инструментом развития и функционирования единой культуры страны. И в этой связи большую роль играет образование: в национальных общеобразовательных школах, в средних и высших специальных учебных заведениях национальных и этнических территориально-административных автономий преподавание ведется и на родном, и на русском языках. Научные исследования культур и историко-культурного наследия народов России выполняются на русском языке, что делает общедоступным знание об этносах и нациях, составляющих в своей совокупности российскую нацию и выступающих коллективным творцом российской культуры. Культура России является светской: признание свободы совести как культурной ценности гражданского общества, толерантность и установка на межрелигиозный диалог — характерные ее черты, обеспечивающие равноправную коммуникацию этносов, наций, различных социальных групп. На наш взгляд, становится очевидным, что понятия «россиянин» и «россиянка» подразумевают не только обладание российским гражданством, но и сверхнациональную культурную идентичность, совместимую с иными разновидностями самоидентификации — этнической, национальной, религиозной. Ничто не препятствует кабардинцу, русскому, татарину, эвенку, кубанцу, сибиряку, псковитянину или члену любой другой этнической, национальной или религиозной общности считать себя носителем российской культуры, т. е. россиянином, и сохранять одновременно иные формы культурной идентичности. Эффективное развитие российской государственности неразрывно связано с национальными традициями. Об этом неоднократно напоминал Д. А. Медведев. Он отмечал, что мы во многом вернулись к нашим традициям, к собственным культурным ценностям. Именно они составляют нашу национальную идентичность. И при этом являются неотъемлемой частью всей мировой цивилизации <13>. ——————————— <13> См.: Медведев Д. А. Национальная идея для России // URL: http://medvedev. viperson. ru (дата доступа: 25 декабря 2012 г.).
Действительно, именно общенациональная культурная идентификация в России позволит сохранить и приумножить гражданам нашей страны национальные культурные ценности и традиции. Ведь именно основными целями Закона РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства о культуре» (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г.) являются: «неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщение к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитие демократии, укрепление целостности и суверенитета РФ, стремление к межнациональному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру» <14>. ——————————— <14> См.: ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
По мнению профессора Г. В. Драча, именно обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Государство должно осознавать, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Кризис духовности вызывает сильный психический дискомфорт у многих людей, так как серьезно поврежден механизм идентификации со сверхличными ценностями. Без этого механизма не существует ни одна культура. Только интегрированная и крепкая национальная культура может сравнительно легко приспособить к своим ценностям новые цели, освоить новые образцы поведения <15>. ——————————— <15> См.: Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2005. С. 503.
Заслуживает внимания также позиция А. С. Кармина, согласно которой забота о сохранении или восстановлении незаслуженно забытых плодов древней народной мудрости должна диктоваться не одной только любовью к прошлому, а прежде всего любовью к будущему, не стремлением удержать специфику, отличающую данный народ от других, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры <16>. ——————————— <16> См.: Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб.: Питер, 2005. С. 68.
На наш взгляд, следует согласиться с данной точкой зрения, так как именно через механизм идентификации с национальными культурными ценностями человек осознает себя внутри богатейшей огромной культуры нашей страны, и имеет возможность создавать новые культурные ценности.
——————————————————————