О методах правового регулирования отношений в области таможенного дела

(Кобзарь-Фролова М. Н.) («Таможенное дело», 2012, N 3)

О МЕТОДАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА <*>

М. Н. КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА

——————————— <*> Kobzar’-Frolova M. N. On methods of legal regulation of relations in the sphere of customs affairs.

Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, и. о. зав. кафедрой административного и таможенного права Российской таможенной академии, доктор юридических наук.

В данной статье автор рассматривает вопросы правового регулирования отношений в области таможенного дела. Особый упор делается на императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный методы правового регулирования.

Ключевые слова: правовое регулирование, таможенное дело, таможенное право, методы правового регулирования, таможенный союз.

The author of the present article considers the issues of legal regulation of relations in the sphere of customs affairs. The special attention is drawn to imperative, dispositive, incentive, recommendatory relations.

Key words: legal regulation, customs affairs, customs law, methods of legal regulation, Customs Union.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования в области таможенного дела, опосредует применение различных методов юридического воздействия. Метод правового регулирования — это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения. Метод концентрирует в себе основные юридические особенности общественных отношений, их социально-правовые свойства. Анализ содержания и сущности отношений в области таможенного дела, а также норм, регулирующих рассматриваемые отношения, позволил сделать вывод о том, что эти отношения имеют как политическое, административно-управленческое, так и финансово-экономическое содержание. Условно их можно разделить на 4 группы: по поводу установления и введения международных правил и правовых запретов в области таможенного регулирования <1>; ——————————— <1> Следует особо отметить, что международные правила включают в себя: права и обязанности участников отношений, свободы, гарантии, ответственность.

по поводу исчисления и уплаты таможенных платежей в рамках Евразийского экономического сообщества; по поводу таможенного контроля и привлечения лиц к ответственности за несоблюдение таможенного законодательства Таможенного союза; отношения, направленные на защиту экономических интересов государств-участников. Специфика отношений в области таможенного дела такова, что это не только отношения, возникающие между властвующим и подвластным субъектами, но и отношения между равноправными обладателями ценностей. С одной стороны, эти отношения регулируются государством и имеют административно-правовой, властный характер, с другой — договором, где имеет место свобода волеизъявления, — гражданско-правовой характер. Соответственно, функции, которые выполняют указанные правоотношения, самые разнообразные: политические, управленческие, социальные, экономические, правоохранительные, контрольно-надзорные и иные. В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: централизованного (императивного) и децентрализованного регулирования. Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений между равными субъектами. Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является государственный (властный) интерес. Способы правового регулирования определяются характером предписаний, зафиксированных в норме права, а также способами воздействия на поведение участников отношений. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования: — управомочивание — делегирование (предоставление) участнику правовых отношений комплекса субъективных прав (дозволений) на совершение определенных действий (собственнику предоставляется право владеть вещью); — обязывание — предписание совершить какие-то действия (уплатить таможенную пошлину); — запрет — возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (запрет ввоза на территорию Российской Федерации товаров, запрещенных к ввозу, — ст. 62, 146 ТК ТС). Обязывание и запрет имеют некоторое сходство, поскольку и тот, и другой способы имеют властное влияние на участника, однако обязанности носят позитивный, активный характер, а запреты — пассивный. В практике правового регулирования встречаются две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования. Первая — дозволено все, кроме прямого запрета в правовой норме. На этой формуле построен управомочивающий тип правового регулирования. Например, допускается ввоз любых товаров через таможенную границу, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности импортеров. Вторая — запрещено все, кроме прямо разрешенного. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Соответственно, участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия находятся под запретом. Проблема методов правового регулирования дискуссионна. До сих пор имеются два принципиально различных подхода к пониманию их содержания: а) каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Вторая позиция нам представляется более предпочтительной. Поскольку любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения. Так, для административного права наиболее характерны предписания и обязывания, для уголовного права — запреты; для гражданского права — дозволения, свобода выбора и т. п. Но это не означает, что указанными отраслями не используются, хотя и в меньшем объеме, другие правовые средства. Предписания и запреты содержатся и в гражданском законодательстве, равно как дозволения можно обнаружить в нормах административного права. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Так, и в отношениях в области таможенного дела, обладающих внутренней спецификой, имеют место как запреты, так и дозволения. Выбор формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического воздействия, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, способствующим целям регулируемых отношений. Анализ правовых средств подтверждает вывод о том, что они едины для всех отраслей права. На подобной основе представляется возможным выделить особенности регулирования общественных отношений в области таможенного дела, вытекающие из их сущности и предмета. В первую очередь необходимо отметить, что для механизма правового регулирования в области таможенного дела наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т. е. предписания, запреты и ограничения. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, другая сторона обязана подчиниться законным предписаниям. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов. Соответственно, механизм правового регулирования отношений в области таможенного дела исключает юридическое равенство участников, а в отношениях преобладает императивный метод, который проявляется в действии «власти и подчинения». Во-вторых, правовое регулирование отношений в области таможенного дела предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно и исходит от государств — участников Таможенного союза, а потому имеет решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно по отношению к волеизъявлению другой. Объясняется это прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти. В-третьих, властность и односторонность отношений не исключает использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т. е. их волеизъявлений. Например, подписание соглашений между равными субъектами, выдача соответствующих разрешений и др. Таможенный кодекс Таможенного союза есть договор, принятый решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Это свидетельствует о том, что в сфере таможенного дела возможны отношения, основанные на началах диспозитивности. Страны — участники Таможенного союза договорились, что поведение участников таможенных отношений может регулироваться либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). Таким образом, суть методов правового регулирования таможенных отношений может быть сведена к следующему: а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным правовой нормой; б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих мер юридического воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности); в) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные правовой нормой действия в определенных ею условиях (реализация субъективных прав — например, обжаловать действия должностного лица); г) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных правовой нормой (например, самостоятельное исчисление и уплата таможенной пошлины или действие через таможенного представителя); д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство) и др. Юридический режим, обеспечиваемый таможенным правом, выражается главным образом в особенностях регулятивных свойств и методов (способов и приемов) регулирования. Эти особенности настолько значительны, что методы правового регулирования отношений в области таможенного дела имеют свою специфику, поскольку властные предписания исходят не от одного государства, а от целого ряда государств, которые договорились действовать в рамках, установленных в договоре отношений. Для отношений в области таможенного дела особенное значение имеет также механизм правового регулирования, основанный на принципах, которые лежат в основе государственной политики и норм международного права. Особенности метода правового регулирования в области таможенного дела выражаются во многих сторонах и элементах этих правоотношений, из которых реально складывается юридический режим данной области отношений. Такой особенностью является юридическое положение субъектов, их правовой статус. О. С. Алексеев писал: «Юридический режим регулирования общественных отношений в том и состоит, что участники отношений ставятся в особое правовое положение и таким путем определяются их исходные юридические позиции» <2>. ——————————— <2> Алексеев С. С. Предмет советского административного права. М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 33 — 41.

Запреты, обязывания, предписания, дозволения дают своего рода общую направленность процессу формирования метода правового регулирования в области таможенного дела, они проявляются в сути отношений не непосредственно, а главным образом в виде особого сочетания предписаний и дозволений, в виде разрешительного или дозволительного регулирования, но всегда на фоне либо императивного, либо диспозитивного приемов. В связи с описанным среди методов правового регулирования в области таможенного дела следует выделить: — императивный — метод властного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, позитивных обязываниях, применении мер государственного правового принуждения; — диспозитивный — метод равноправия сторон, основанный на дозволениях, т. е. предоставлении субъектам права на свободу в выборе отношений в рамках правовой нормы; — рекомендательный — основан на толковании, разъяснении, убеждении и иных средствах, позволяющих субъекту действовать в соответствии с требованиями правовой нормы; — поощрительный — основан на стимулировании субъектов правоотношений на активное, социально полезное для общества поведение.

——————————————————————