Направления по совершенствованию законодательства о музеях в Российской Федерации

(Рыбак К. Е.) («Культура: управление, экономика, право», 2006, N 3)

НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К. Е. РЫБАК

Рыбак К. Е., кандидат философских наук, начальник юридического отдела Музеев Московского Кремля.

Анализ международных договоров РФ, норм «мягкого» права, в той или иной степени затрагивающих деятельность учреждений культуры (музеев), обнаруживает то, что в России в полной мере принцип pacta sunt servanda в означенной предметной области не соблюдается. В статье будет обсуждено, насколько полно в РФ осуществлены принципы международного музейного права, имплементированы нормы международных договоров, ратифицированных РФ, а также учтены нормы «мягкого» права (положения рекомендаций и деклараций ЮНЕСКО). В том числе предполагается решить задачи: 1) по определению целостности и полноты нормативно-формализованного категориального аппарата музейного права России, а также его сравнения с терминологическим аппаратом международного музейного права (ММП); 2) по установлению того, насколько динамика развития музейного права России соответствует динамике ММП. Итогом анализа должны стать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства России о музейном деле в русле следования положениям международного публичного права. Музейное право России — подотрасль законодательства РФ о культуре, представляющая систему норм, регламентирующих правовой режим создания, выявления, сохранения, освоения, популяризации и передачи будущим поколениям культурных ценностей во всех их проявлениях; создания благоприятной среды для культурных обменов и расцвета творческих способностей граждан; обеспечения свободного доступа к возможностям художественного творчества, научно-техническим знаниям; формирования диалога между культурами и содействием международному взаимопониманию. Исследование законодательства РФ позволило сформировать совокупность источников музейного права России, которая включает в себя следующие нормативные правовые акты <*>: ——————————— <*> Полностью или отдельные нормы. В список не включены подзаконные нормативные акты.

Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» <*> (порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные ст. ст. 31, 34, 35, 40, 42 данного документа, сохраняются впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, но не позднее 31 декабря 2010 г.); ——————————— <*> Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498.

Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 <*> (правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные данным Положением, применяются постольку, поскольку не противоречат Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, но не позднее 31 декабря 2010 г.); ——————————— <*> СП СССР. 1982. N 26. Ст. 133.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» <*>; ——————————— <*> ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <*>; ——————————— <*> ВВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.

Гражданский кодекс РФ (ст. 240) <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Федеральный закон РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

Уголовный кодекс РФ (ст. ст. 164, 188, 190, 243, 262, 360) <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

Федеральный закона РФ от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

Земельный кодекс РФ (ст. 99) <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 7.13, 7.15, 7.16, 23.57) <*>; ——————————— <*> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Федеральный закон РФ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» <*>. ——————————— <*> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

Далее для ссылок на нормативные правовые акты будут использованы их номера, вместо полных названий. В ст. 3 Закона N 54-ФЗ, носящей название «Основные понятия», определено, что музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Включим в эту дефиницию содержание терминов «музейный предмет», «музейная коллекция», заимствовав их из той же статьи закона. Для облегчения восприятия поместим включенные термины в квадратные скобки. Музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления (культурных ценностей, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление) и (совокупностей культурных ценностей, которые приобретают свойства (культурной ценности, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление), только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам) (Определение 1). Итак, музей — юридическое лицо, в функции которого включены хранение, изучение и публичное представление культурных ценностей, обладающих определенными особенностями. Культурными ценностями согласно ст. 3 Закона N 54-ФЗ признаются «предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (Определение 2). В ст. 7 Закона N 4804-1 перечислены следующие категории предметов: — исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); — предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; — художественные ценности, в том числе: — картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; — оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; — оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; — художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; — гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; — произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; — изделия традиционных народных художественных промыслов; — составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; — старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; — редкие рукописи и документальные памятники; — архивы, включая фото-, фоно-, кино — и видеоархивы; — уникальные и редкие музыкальные инструменты; — почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; — старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; — редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; — другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры (Определение 3). Сделаем два замечания. Первое, культурными ценностями в духе ст. 3 Закона N 54-ФЗ признаются не все категории культурных ценностей, перечисленных в ст. 7 Закона N 4804-1, а лишь те из них, которые являются предметами религиозного или светского характера и имеют значение для истории и культуры. Второе, учитывая фразу ст. 7 Закона N 4804-1 «и другие движимые предметы», делается вывод, что культурными ценностями, которые хранятся в музеях, не может быть недвижимое имущество, за исключением «взятого государством под охрану как памятники истории и культуры». Включим Определение 2 в Определение 1, добавив фразу из Определения 3: «а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры». Для упрощения вместо фразы «Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» будем использовать словосочетание «Закона N 4804-1». Музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления ((предметов религиозного или светского характера, имеющих значение для истории и культуры и относящихся к категориям, определенным в ст. 7 Закона N 4804-1, а также взятых государством под охрану как памятники истории и культуры), качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление) и (совокупностей (предметов религиозного или светского характера, имеющих значение для истории и культуры и относящихся к категориям, определенным в ст. 7 Закона N 4804-1, а также взятых государством под охрану как памятники истории и культуры), которые приобретают свойства ((предмета религиозного или светского характера, имеющего значение для истории и культуры и относящегося к категориям, определенным в ст. 7 Закона N 4804-1, а также взятого государством под охрану как памятник истории и культуры), качество либо особые признаки которого делают необходимым для общества его сохранение, изучение и публичное представление), только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам) (Определение 4). Следовательно, культурная ценность, для того чтобы быть необходимой для общества, и поэтому подлежащая сохранению, изучению и публичному представлению, должна: либо быть движимым имуществом, которое: является предметом религиозного или светского характера; имеет значение для истории и культуры; относится к категориям, определенным в ст. 7 Закона N 4804-1; либо являться памятником истории и культуры; либо входить в совокупность предметов движимого имущества, соединенных в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам, которое является предметом религиозного или светского характера. Причем это имущество имеет значение для истории и культуры; относится к категориям, определенным в ст. 7 Закона N 4804-1; либо являться элементом совокупности памятников истории и культуры, соединенных в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. В законодательстве России имеется определение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. К таковым в целях Закона N 73-ФЗ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Из этих рассуждений, учитывая действующее законодательство РФ, делаются заключения, имеющие непосредственное значение для развития терминологического аппарата музейного права России: 1) в законодательстве России не описывается содержание понятия «светская культурная ценность», «религиозная культурная ценность», что необходимо для отнесения культурной ценности к категории «музейный предмет»; 2) в законодательстве России не раскрывается, каким образом определяется «историческое, художественное, научное или иное культурное значение» культурной ценности, для того чтобы быть причисленной к категории «музейный предмет»; 3) в законодательстве России не раскрывается понятие «памятник истории и культуры», позволяющее идентифицировать культурную ценность как музейный предмет. Имеется родственный термин «объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации». Очевидно, что памятник истории и культуры может иметь отношение не только к народам РФ, но и международному сообществу в целом. Сказанное, подчеркивает проявление черт культурного национализма в законодательстве РФ, против культурного интернационализма — восприятие культурной ценности как части всемирного наследия. Музеи в России создаются в форме «некоммерческого учреждения культуры» (ст. 3 Закона N 54-ФЗ). Такая формулировка некорректна. Во-первых, учреждение является разновидностью некоммерческой организации; российскому гражданскому законодательству неизвестно понятие «коммерческое учреждение». Во-вторых, в ГК РФ отсутствует термин «учреждение культуры» в качестве разновидности организационно-правовой формы юридического лица. Ссылка на Положение о фирме <*> от 22 июня 1927 г., как подтверждение необходимости добавления к термину «учреждение» указания на предмет деятельности («культуры»), видится несостоятельной в силу тех же оснований и того, что в название учреждения, осуществляющего хранение ценностей, включается слово «музей». Следовательно, в Законе N 54-ФЗ определение музея противоречиво, нереализуемо при условиях соблюдения требований ГК РФ. ——————————— <*> Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1927. N 40. Ст. ст. 394, 395.

Нами было обосновано определение музея как собрания материальных предметов, имеющих значение для науки и культуры, собственник которого ставит перед собой задачи по пополнению, сохранению, исследованию и пропаганде собираемых им предметов <*>. Такое определение позволит снять описанные выше проблемы. Отход от определения музея через его организационно-правовую форму (музей-хранилище), использование производных по отношению к понятию «культурные ценности» понятий (например, музейный предмет, музейная коллекция) позволит гармонизировать российское законодательство о музеях по отношению к нормам международного музейного права. ——————————— <*> См.: Рыбак К. Е. Музейное право: международно-правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005.

Еще одной проблемой, обнаруживаемой в аппарате музейного права России, является то, что определение культурных ценностей используется в законодательстве РФ многократно (инвариантно). Так, этот термин раскрывается в Законе N 54-ФЗ, Законе N 4804-1, а также в Законе N 3612-1 и Законе N 64-ФЗ. Полагаем, что определение культурных ценностей должно быть унифицировано, раскрыто в одном нормативном правовым акте (федеральном законе) для того, чтобы единообразно использоваться в правоприменительной практике. От понятия «музейный предмет» в его юридическом аспекте в силу его производности к термину «культурные ценности», которые a priori должны сохраняться, оберегаться и популяризироваться, следует отказаться. Обратимся к функциям, которые выполняют музеи. Согласно ст. 3 Закона N 54-ФЗ музеи осуществляют хранение, изучение и публичное представление музейных предметов. Учитывая проведенное исследование функций музея, перечень функций музея следует дополнить задачами пополнения собрания культурных ценностей. В российском законодательстве о музеях, отсутствует законодательно закрепленное понятие музея-заповедника, хотя такого рода учреждения существуют в стране. Имеется «Положение о государственном историко-культурном музее-заповеднике (заповеднике)», утвержденное Приказом Минкультуры России от 15 апреля 1993 г. N 233; а также Закон N 73-ФЗ, в котором содержатся нормы, регулирующие деятельность историко-культурных заповедников (гл. XI). Однако в Законе N 73-ФЗ используется термин «историко-культурный заповедник», а не «музей-заповедник». Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется Законом N 54-ФЗ и Законом N 73-ФЗ (ч. 2 ст. 57 Закона N 73-ФЗ). Термины «музей-заповедник» и «историко-культурный заповедник» различны, так как историко-культурным заповедником является достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания (ч. 1 ст. 57 Закона N 73-ФЗ). Такое достопримечательное место не обязательно содержит в себе культурные ценности. Поэтому понятия относятся друг к другу как часть и целое: историко-культурный заповедник является родовым понятием по отношению к музею-заповеднику. При разработке определения музея-заповедника, которое следует включить в Закон N 54-ФЗ в качестве разновидности музея, можно учитывать положения Модельного закона «О государственных музеях-заповедниках» <*>, принятого на XVIII пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. Государственный музей-заповедник — учреждение культуры, созданное собственником в установленном законодательством порядке для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях (ст. 1 Модельного закона). Такое определение применительно к российскому законодательству обладает рядом недостатков, которые родственны отмеченным выше, а также обладает интравертной структурой построения (задачи сохранения выдвигаются на первый план по отношению к функциям просветительским и популяризационным). ——————————— <*> Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ. 2002. N 28. С. 234 — 250.

Многозначность термина «культурные ценности», наличие смежных по отношению к нему понятий в признаках составов преступлений, предусмотренных УК РФ, приводит к отсутствию слаженности в системе признаков составов преступлений за посягательства на культурные ценности. Более того, Россией не имплементированы положения международных договоров в части установления ответственности за правонарушения, связанные с культурными ценностями. Обоснуем сказанное, используя положения ратифицированных Российской Федерацией международных конвенций, содержащих несамоисполнимые нормы (формулировки типа «государства-участники обязаны», «государства-участники принимают меры») <*>. ——————————— <*> Поленина С. В. Взаимодействие международного и национального права в условиях прямого действия Конституции Российской Федерации // www. koroboff. spb. ru/EUROPE/851400379.html (последний доступ имел место 1 января 2006 г.).

Первое. Согласно ч. 3 ст. 4, ст. 19, ст. 28 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (ЮНЕСКО, 1954) государства — участники Конвенции обязуются в случае вооруженного конфликта (как международного характера, так и не имеющего такового) подвергать уголовным или дисциплинарным санкциям лица, независимо от гражданства, которые самолично либо приказали совершить использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним территорий; совершили акты кражи, грабежа или незаконное присвоение культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей; осуществили реквизицию движимых культурных ценностей, а также любые репрессионные меры, направленные против культурных ценностей. Следовательно, противозаконными признаются: — действия по использованию культурных ценностей в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним территорий; — кража, грабеж, незаконное присвоение культурных ценностей или акты вандализма в отношении них; — реквизиция движимых культурных ценностей, расположенных на территории другого государства; — репрессионные меры, направленные против культурных ценностей. Культурными ценностями в данном случае следует признавать независимо от их происхождения и владельца: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в п. «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в п. «а»; в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. п. «а» и «б», так называемые центры сосредоточения культурных ценностей. Второе. Конвенцией о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (ЮНЕСКО, 1970), предусмотрено уголовное или административное наказание для всех лиц, ответственных за нарушение упомянутых в п. «b» ст. 6 и п. «b» ст. 7 Конвенции запрещений: — вывоза с территории государства культурных ценностей, к которым не приложено свидетельство, в котором государство-экспортер удостоверяет, что оно дало разрешение на вывоз одной или нескольких культурных ценностей; — ввоза культурных ценностей, похищенных из музея или религиозного, или светского исторического памятника или подобного учреждения другого государства — участника Конвенции 1970 г. после вступления Конвенции в силу в заинтересованных государствах при условии, что такая ценность числится в описи предметов, принадлежащих данному учреждению. Обязательство, налагаемое ст. 10 Конвенции, обязывает участников Конвенции вменять антикварам в обязанность ведение реестра культурных ценностей. В силу той же статьи антикварам вменяется в обязанность уведомление покупателей о возможном распространении запрещения о вывозе за границу культурных ценностей. Исполнение этих предписаний должно осуществляться антикварами под угрозой уголовных санкций. Культурными ценностями при описании признаков составов преступлений (проступков) должны признаваться ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям: а) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии; б) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями; в) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия; г) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест; д) старинные предметы более чем 100-летней давности, такие, как надписи, чеканные монеты и печати; е) этнологические материалы; ж) художественные ценности, такие, как: — полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки); — оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов; — оригинальные гравюры, эстампы и литографии; — оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов; з) редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т. д.), отдельно или в коллекциях; и) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях; к) архивы, включая фоно-, фото — и киноархивы; л) мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты. В УК РФ содержатся составы преступлений, в признаках которых частично реализованы требования ратифицированных Россией Конвенций ЮНЕСКО 1954 и 1970 гг. Уголовная ответственность, согласно УК РФ предусмотрена за: — хищение предметов, имеющих особую ценность: хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164); — контрабанду культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (ст. 188); — невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190); — уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность (ст. 243); — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов: нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий (ст. 262). В перечисленных статьях УК РФ говорится о различных предметах преступления, признаки составов преступлений в полной мере не учитывают требования Конвенций ЮНЕСКО 1954 и 1970 гг. Некоторые признаки составов преступления, установленные международными договорами РФ, не имплементированы в национальное законодательство. Следовательно, принцип pacta sunt servanda Россией в полной мере не соблюдается. Указанный принцип означает, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров). Согласно ст. 27 упомянутой Конвенции: «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора». В Консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 26 июля 2000 г. N 01-1/2-2000 отмечено, что согласно принципу pacta sunt servanda: «…государства — участники международного договора должны неукоснительно выполнять свои обязательства независимо от внутренних и внешних факторов; выполнение международных обязательств должно быть добросовестным; выполнение международных обязательств должно быть неукоснительным; то, что предусмотрено в договоре, должно быть реализовано на практике: и нормотворческая, и правоприменительная деятельность государства должны соответствовать международным обязательствам этого государства; не допускается произвольное одностороннее прекращение и изменение международных договоров, кроме строго определенных случаев и лишь при соблюдении установленных процедур». Учитывая изложенное, предлагается исключить из УК РФ ст. ст. 164, 188, 190, 243 и 262, переработать их содержание с учетом требований Конвенций ЮНЕСКО 1954 и 1970 гг. и включить в УК РФ самостоятельную главу в раздел «Преступления против экономики» (чем будет подчеркиваться экономический (материальный) характер культурной ценности и примат частной собственности на культурные ценности) либо в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного правопорядка» (тогда акцент переносится на нематериальную ценность культурных ценностей и значимость их для общества в целом). Главу можно назвать «Преступления против культурных ценностей». Учитывая нормы «мягкого» права (положения рекомендаций ЮНЕСКО), в Российской Федерации может быть предусмотрена ответственность: — за преднамеренное или халатное нарушение положений, касающихся сохранения или спасения культурных ценностей, подвергшихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (виды санкций: штраф, уголовное заключение); — за умышленное покушение на пейзажи и местности, находящиеся под охраной; — за сознательное разрушение, искажение и порчу охраняемого памятника, ансамбля или достопримечательного места, представляющего археологический, исторический или художественный интерес. В число санкций может быть включена конфискация оборудования, использованного для незаконных раскопок. К виновному лицу должно предъявляться требование восстановить поврежденное место до первоначального состояния в соответствии с научными и техническими нормами. Определение ансамбля, достопримечательного места должно трактоваться в соответствии с Рекомендацией об охране в национальном плане культурного и природного наследия (ЮНЕСКО, 1972); — за спекулятивное повышение цен на недвижимость в зонах исторических ансамблей; — за нарушение мер, принятых государством в области охраны подводного культурного наследия. Сопоставим динамику приня тия источников музейного права России с динамикой источников международного музейного права. В предыдущих главах было установлено, что динамика развития системы источников международного музейного права похожа на хаотический процесс с периодами регулярности; в ней наблюдаются колебательные процессы с периодом около 27 лет; переломная дата в функционировании системы источников международного музейного права приходится на 1971 г.; развитие источников музейного права претерпело два этапа: (1863 — 1971) и (1971 — настоящее время). Проследим динамику принятия источников музейного права в России. Не будем повторять названия перечисленных в настоящем параграфе федеральных законов, выделим лишь даты их принятия (1978, 1982, 1992, 1993, 1994, 1996, 1998, 2002, 2004), а также обозначим действовавшие в имперской России и СССР в разные годы нормативные правовые акты, касающиеся предмета музейного права, для чего воспользуемся данными из работы Н. В. Михайловой <*>. Временной ряд, состоящий из дат принятия нормативных актов и ратификации РФ (СССР) международных конвенций примет вид: 1863; 1924; 1956; 1978; 1982; 1988 (2); 1992 — 1994; 1996; 1998; 2002; 2004. Наблюдается, что годы принятия источников музейного права СССР (России) рассредоточены относительно дат экстремумов динамики источников международного музейного права (напомним, это 1944, 1971, 1998). Однако на интервале «1998 — настоящее время» обнаруживается повышение нормотворческой активности в области музейного дела в России, что позволяет сделать предположение о том, что развитие музейного права России стало протекать в русле международного музейного права. Учитывая моменты принятия нормативных актов в области музейного дела в России, делается вывод, что побудительным мотивом к качественному изменению законодательства о музейном деле служат социально-политические процессы в государстве, в основном связанные с переосмыслением роли института частной собственности. ——————————— <*> Михайлова Н. В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ века. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 11 и след.

Резюмируя, отметим следующие наиболее важные выводы: 1. Категориальный аппарат музейного права, содержащийся в источниках национального гражданского и уголовного законодательства России, не обладает системностью. На уровне федерального законодательства наблюдается множественность в определении одних и тех же понятий, ряд терминов имеют отсылочный характер, содержат нераскрытые оценочные категории, внутренне противоречивы. Термины, описывающие признаки составов преступлений в сфере культурных ценностей, законодательно не очерчены. 2. Понятие «музей» полностью не формализовано, содержит оценочные категории, причем процедуры оценки законодательно не регламентированы. 3. Законодательство о музеях содержит производные от категории «культурные ценности» понятия, избыточные в системе законодательства по своей сути (музейный предмет, музейная коллекция). 4. Цели создания музеев в РФ не соответствуют требованиям международного музейного права. 5. Принцип pacta sunt servanda в отношении осуществления положений международных договоров РФ в области музейного дела не соблюдается. 6. Динамика источников музейного права России вплоть до конца 1990-х гг. носила самостоятельный характер, независимый от динамики источников международного музейного права. 7. Поэтому допустимо считать, что приоритет норм международного музейного права для российского законодательства не является очевидным вследствие неприменения национальным законодательством положений международных договоров. Этот вывод согласуется с позицией, высказанной группой авторитетных российских правоведов: «Ставшая традиционной для законодательной деятельности России и многих других государств формулировка о приоритете норм международного права не кажется безупречной вследствие неопределенности и отсутствия в ряде случаев точных ориентиров» <*>. В заключение следует привести цитату из работы известного дореволюционного правоведа И. Д. Беляева: «Самостоятельное общество, пока оно самостоятельно, не может подчиняться чуждым законам, принесенным со стороны. Подчинение чуждым законам есть уже явный признак падения общества. Закон должен вытекать из исторической жизни народа» <**>. ——————————— <*> Поленина С. В., Гаврилов О. А., Колдаева Н. П., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Теоретические и практические аспекты развития правовой системы РФ в условиях глобализации // Государство и право. 2005. N 12. С. 8 — 9. <**> Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879. С. 1.

——————————————————————