Зарождение и эволюция уголовно-правовых взглядов Н. А. Неклюдова

(Максимова Е. Н.) («Юридический мир», 2006, N 8)

ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ Н. А. НЕКЛЮДОВА

Е. Н. МАКСИМОВА

Максимова Е. Н., Ульяновский государственный университет.

Николай Адрианович Неклюдов (1840 — 1896) — известный русский криминалист, видный представитель науки русского уголовного права. Происходил из дворян Саратовской губернии. Окончив курс в Пензенском дворянском институте, он поступил сначала на математический, затем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, по окончании которого слушал лекции по правоведению в Берлинском, Гейдельбергском и Женевском университетах <1>. ——————————— <1> См.: Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1897. Т. 40. С. 856.

Первой научной работой, подготовленной Н. А. Неклюдовым, явилось диссертационное исследование «Уголовно-статистические этюды. Этюд первый: Статистический опыт исследования физиологического значения различных возрастов человеческого организма по отношению к преступлению». По результатам защиты данной работы в 1865 г. в Санкт-Петербургском университете Н. А. Неклюдов получил степень магистра уголовного права. Полагаем, выбор Н. А. Неклюдовым темы диссертации не был случайным. Имея математическое и юридическое образование, ученый пытался найти ответы на интересующие его вопросы путем проведения комплексного исследования, показать соотношение уголовного права и уголовной статистики, юриспруденции и математики. Следует отметить, что Н. А. Неклюдов был своего рода первопроходцем, поскольку до него такими уголовно-правовыми (криминологическими) исследованиями в России никто не занимался, а имевшиеся в то время работы бельгийского профессора математики Ламбера Адольфа Жака Кетле (1796 — 1874) и французского юриста Андре-Мишеля Герри (1802 — 1866) не содержали выводов, которые были бы применимы к отечественной преступности. Ш. С. Рашковская справедливо отметила, что «магистерская диссертация Неклюдова — первый в истории отечественной науки опыт массированного применения статистических методов в уголовно-правовом исследовании» <2>. Однако Н. А. Неклюдов не ограничился лишь позитивным описанием полученных статистических сведений, а попытался дать объяснение определенным, выявленным им статистическим закономерностям преступности. Так, например, в результате проведенного исследования автор сформулировал два важных положения: ——————————— <2> Рашковская Ш. С. К истории русского уголовного права пореформенной эпохи (биографии видных юристов) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. N 1. С. 47.

1) возраст имеет влияние на количество преступников, и различные возрасты, или периоды человеческой жизни, имеют неодинаковое влияние не только на количество преступников вообще, но и на количество преступников того или другого пола; 2) различные возрасты будут иметь не только различное количество преступников, но каждому из них будет соответствовать и различный характер преступлений <1>. ——————————— <1> Неклюдов Н. А. Уголовно-статистические этюды: Рассуждение, написанное для получения степени магистра уголовного права. Статистический опыт исследования физиологического значения различных возрастов человеческого организма по отношению к преступлению. Этюд первый. СПб., 1865. С. 84.

Как отмечал Н. А. Неклюдов, «наука, занимающаяся исследованием преступления на основании данных уголовной статистики, есть философия преступления как деяния, а та часть уголовной статистики, откуда она черпает свои материалы, есть статистика преступников и их преступлений. Следовательно, философия преступления как деяния будет не что иное, как отвлечение статистики качеств и количеств. Всякая философия какого-нибудь явления есть исследование причин возникновения этого явления, условий его существования и видоизменений. Философия преступления будет иметь точно так же своей целью исследование причин возникновения преступления, условий их существования и видоизменений, как количественных, так и качественных» <2>. Данный тезис нашел в рассматриваемой работе свое дальнейшее развитие, свидетельствуя о том, что автор последовательно разделял криминологию и правовую статистику и подчеркивал при этом их тесную связь друг с другом. ——————————— <2> Неклюдов Н. А. Указ. соч. С. 3.

Текст «Уголовно-статистических этюдов» насыщен разнообразными статистическим сведениями, сопровождающимися четким комментариями и обоснованиями. При этом информация представлена не только в традиционных таблицах, но и в виде графических фигур (эллипсах и треугольниках), что показывает оригинальность автора в изложении материала и его стремление метко и убедительно обрисовать мысль. Чего только стоит сравнение Н. А. Неклюдовым человеческого организма с самоваром: «Сначала, когда сила нагревания весьма незначительна, он отличается как бы полнейшим индифферентизмом. Мало-помалу он начинает нагреваться, достигает точки кипения и вслед за тем, охлаждаясь постепенно, возвращается к тому же самому состоянию безразличия. Нечто аналогичное этому представляет и наш организм в своем земном странствовании: его состояния безразличия — это зачатие и смерть, внутри же этих крайних пределов он — вечное движение: он постепенно развивается, он постепенно умирает; от его альфы до его омеги миллионы различных ступеней: он никогда не бывает неизменен» <3>. Далее, исходя из цели своего исследования, Н. А. Неклюдов формулирует вывод о том, что на определенный возраст приходится активность по тем или иным преступлениям, и подчеркивает связь возраста с характером преступлений и степень наклонности к различным преступлениям в том или ином возрасте. ——————————— <3> Неклюдов Н. А. Указ. соч. С. 36 — 37.

Несмотря на то что «Уголовно-статистические этюды» Н. А. Неклюдова по своей сути представляют собой полноценное криминологическое исследование, в них содержится большое количество материала по уголовному праву. Так, в частности, анализируя связь возраста человека с преступлением, он дает практически безупречную классификацию преступлений <4>, разделяя все преступления на следующие группы («отделы»): ——————————— <4> Следует заметить, что, по отзывам своих современников, Н. А. Неклюдов был образцовым систематиком, и в его способности умело классифицировать материал и сводить его в отделы и рубрики по строго продуманной и не сложной, а всегда ясной, простой системе он мало имел равных. Вот что вспоминал в этой связи профессор В. Д. Кузьмин-Караваев: «Суждения Неклюдова всегда оригинальны. Анализ каждого явления, каждого положения всегда доведен до конца. Ход мысли всегда так логичен, что не поддаться ему невозможно. Я уверен, что каждый из читавших написанное им испытывал это на себе. Положим, читаешь его разбор той или иной статьи закона, того или иного научного положения, когда уже имеешь свой собственный определенный взгляд на вопрос. Дойдешь до вывода, чувствуешь, что с выводом не согласен, хочется возражать, но на что именно направить возражения — сразу положительно становишься в тупик. До такой степени последовательно и логически безупречно вел всегда Неклюдов развитие своей мысли» (Антология юридического некролога / Составители В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. И. Каныгин. Н. Новгород, 2005. С. 599).

1) преступления государственные; 2) преступления против общества; 3) преступления общевредные; 4) преступления против семейного союза; 5) преступления против частных лиц <1>. ——————————— <1> См.: Неклюдов Н. А. Указ. соч. С. 94 — 95.

При этом преступления рассматриваются автором не только через призму уголовной статистики, но и с позиций уголовного права. Так, в частности, преступление понимается как совокупность внутренних и внешних элементов, а именно как «достижение злою волею, благодаря не воспрепятствовавшим ей этого внешним условиям, преступных своих замыслов» <2>. Наказание, по мнению Н. А. Неклюдова, представляет собой превентивное средство в достижении цели уголовной политики государства, которая заключается в действии на внешние условия преступлений таким образом, чтобы, видоизменяя их характер, изменить тем самым характер воли, или парализовать возможность злого ее настроения <3>. ——————————— <2> Неклюдов Н. А. Указ. соч. С. 34. <3> См.: Неклюдов Н. А. Указ. соч. С. 234 — 235.

«Уголовно-статистические этюды» резюмируются мыслью о том, что «преступление как явление людское, общественное находится в тесной связи с другими функциями человеческого организма» <4>. ——————————— <4> Неклюдов Н. А. Указ. соч. С. 250.

В дальнейшем деятельность Н. А. Неклюдова как ученого заключалась в том, что он издал два тома «Руководства для мировых судей», выдержавших два издания, в которых был собран богатейший материал по уголовному праву и уголовному процессу. Справедливо отмечалось, что руководство весьма быстро сделалось настольной книгой всех мировых судей <5>. ——————————— <5> См.: Антология юридического некролога / Составители В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. И. Каныгин. Н. Новгород, 2005. С. 596.

Далее развитие уголовно-правовых взглядов Н. А. Неклюдова нашло свое отражение в его работах, уже всецело посвященных уголовному праву. В 1875 г. Николай Адрианович опубликовал свои «Конспекты по Общей части уголовного права», а в 1877 — 1880 гг. издал четыре тома «Руководства к Особенной части русского уголовного права», в которых давался подробнейший анализ положений Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Кроме этого, перу Н. А. Неклюдова принадлежит множество публикаций в периодических юридических изданиях. Педагогической деятельностью Н. А. Неклюдов занимался в Александровской военно-юридической академии Санкт-Петербурга, в которой возглавлял кафедру уголовного права и читал курс уголовного права. Как практикующий юрист Н. А. Неклюдов достиг значительных высот. С 1866 по 1871 г. Н. А. Неклюдов работал мировым судьей Санкт-Петербурга, затем председателем столичного мирового съезда, с 1871 г. — юрисконсультом Министерства юстиции, с 1878 г. — членом консультации, в 1881 — 1885 гг. — обер-прокурором Уголовного кассационного департамента Сената, затем обер-прокурором Общего собрания кассационных департаментов, в 1894 г. — товарищем государственного секретаря и в 1895 г. — товарищем Министра внутренних дел <6>. ——————————— <6> См.: Большая энциклопедия. СПб., 1909. Т. 13. С. 758.

Примечательным фактом является то обстоятельство, что в советский период имя Николая Адриановича Неклюдова было подвергнуто забвению и не упоминалось ни в одной энциклопедии или справочном издании. Представляется, это было связано с тем, что в этот период фигура Н. А. Неклюдова стойко ассоциировалась со старым сломленным большевиками царским режимом. Дело в том, что Н. А. Неклюдов выступал государственным обвинителем на одном из самых громких политических процессов XIX в. — так называемом процессе Второго 1 марта по обвинению в попытке цареубийства Александра Ильича Ульянова, старшего брата Владимира Ильича Ленина. Указанный процесс проходил с 15 по 19 апреля 1887 г. в Особом присутствии Правительствующего Сената, и обер-прокурор Н. А. Неклюдов требовал для всех подсудимых только одного наказания — смертной казни <7>. ——————————— <7> Более подробно об этом см.: Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 2. С. 314.

Таким образом, фигура Н. А. Неклюдова, с одной стороны, являет собой видного теоретика науки уголовного права, с другой — профессионала-практика, имевшего богатейший опыт судебно-следственной практики и солидный послужной список, а с третьей — ученого, профессора уголовного права. По справедливому замечанию Ш. С. Рашковской, «большая заслуга Н. А. Неклюдова перед юридической наукой заключается в том, что он первый среди русских ученых-криминалистов связал теорию уголовного права с материалами судебной практики» <1>. ——————————— <1> Рашковская Ш. С. К истории русского уголовного права пореформенной эпохи (биографии видных юристов) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. N 1. С. 48.

Положения уголовного права, разработанные Н. А. Неклюдовым в своих работах, представляют собой золотую сокровищницу науки уголовного права и образец ученой мысли и, вне всякого сомнения, долгое время будут оставаться востребованными.

——————————————————————