Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием
(Утков П. Ю.) («Юридическое образование и наука», 2007, N 1)
РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИКТИМОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
П. Ю. УТКОВ
Утков П. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора по учебной и научной работе Мурманского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики.
Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве». Социально-педагогическая виктимология — это наука, изучающая поведение детей — жертв преступлений, а также направления работы по предупреждению преступлений и оказанию помощи пострадавшим несовершеннолетним. Как справедливо отмечает Ривман Д. В. <1>, виктимология — наука междисциплинарная. Ее предмет лежит в сфере интереса юристов, педагогов, психологов, врачей и других специалистов. ——————————— <1> Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002.
Эта наука возникла как направление в криминологии. Но со временем представления о виктимологии вышли за пределы одной какой-либо дисциплины, что совершенно естественно. Ведь первые люди, к которым обращается ребенок — жертва преступления, — это родители или классный руководитель в школе. И только затем к решению проблемы привлекаются другие специалисты. Правда, необходимо отметить, что с введением в образовательных учреждениях школьных участковых (сегодня их в России около 2000 человек) должна измениться система профилактики правонарушений несовершеннолетних. По данным Уполномоченного по правам человека при Президенте Российской Федерации, в нашей стране ежегодно примерно 38000 детей уходят из семей в связи с жестоким обращением родителей. Согласно данным Аналитического центра Государственной Думы Российской Федерации в семьях совершается 30 — 40% всех тяжких насильственных преступлений. 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семьях, — это женщины и дети. Эта категория населения составляет ежегодно примерно 38% всех убитых на почве нездоровых семейных отношений. В Мурманской области (по данным УВД) за последние шесть лет привлечено к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ 29 человек. Количество родителей, привлеченных к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей, — 13048 человек. Подготовлено материалов на лишение родительских прав — 1831 человек. За указанный период лишено родительских прав — 1369 человек. Поставлено на учет родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, — 2823 человека. По данным заведующего сектором по делам несовершеннолетних Правительства Мурманской области, в 2000 году при проведении десятидневной акции «Защити меня», направленной на выявление фактов жестокого обращения с детьми, было выявлено 189 фактов насилия над детьми в семье. Указанные данные свидетельствуют о том, что современным юристам необходимы знания, умения и навыки социально-педагогического виктимолога. Сложно однозначно определить место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием, так как в этой науке присутствуют, на наш взгляд, различные аспекты, внесение и уточнение которых должно (или может быть) произойти в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Нам эти аспекты видятся следующими. Психологический: насилие как результат негативного личного жизненного опыта, психологические травмы, полученные в детстве; алкоголизм, наркотизация и психопатологии родителей. На основании этого мы можем говорить о деструктивном влиянии на личность. Ребенок имеет специфические психосоматические характеристики или особенности поведения, побуждающие родителей к плохому обращению с ним или уходу за ним; родители воспринимают ребенка как имеющего отклонения или трудного, что вызывает риск плохого обращения, причем неважно, имеются действительно эти особенности у ребенка или нет. Социологический: социокультурная обусловленность, т. е. насилие является стереотипом семейных отношений, воспитанным с детства, принятым в данной группе населения; воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение семьи, безработица, плохие жилищные условия) в качестве возбудителя стресса, ведущего к плохому обращению с ребенком. Педагогический: родители недостаточно информированы в вопросах, касающихся прав ребенка; избиение детей является для родителей делом внутрисемейным; родители не умеют адекватно воздействовать на детей в силу отсутствия достаточных знаний, умений в сфере общения и воспитания несовершеннолетних; женщина более ориентирована на применение психологического давления, в то время как мужчины чаще применяют физическое наказание; применяемые родителями средства воздействия плохо согласуются с целями воспитания и далеко не всегда способствуют формированию у детей желаемых родителями качеств <2>. ——————————— <2> Шапиро Б. Ю., Сидоренкова Т. А., Либоракина М. И. и др. Социальные работники за безопасность в семье: Учебное издание. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999.
Дети, испытывающие жестокое отношение со стороны взрослых, как правило, выпадают из процесса социализации. У них также нарушаются механизмы адаптации. Такие несовершеннолетние начинают унижать других, эксплуатировать окружающий социум. Дети, растущие в психологически нездоровой, напряженной обстановке, нередко стремятся изолироваться от общества, испытывают куда большие трудности в образовательном учреждении по сравнению со своими сверстниками. Они плохо контролируют свое поведение и эмоции, у них преобладает неадекватная самооценка <3>. ——————————— <3> Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Союз, 2002.
Таких детей в большей степени ожидают трудности психологического характера по достижении юношеского и зрелого статуса. Они чаще становятся наркоманами, алкоголиками, насильниками, самоубийцами, отсюда — правонарушителями и преступниками. Большинство программ по профилактике жестокого отношения к детям, к сожалению, ориентированы на работу постфактум, то есть на реабилитацию детей, уже ставших жертвами насилия. Проблемным является создание программ, способствующих предупреждению жестокости, в реализации которых будущие специалисты с высшим юридическим образованием должны играть значимую роль. Нам думается, что такие программы должны строиться на следующих принципах: 1. Осознание значимости проблемы субъектами социально-правового процесса. 2. Широкое применение диагностического материала (в соответствии с компетенцией юриста, педагога, психолога, социального работника) в деятельности, помогающего однозначно определить качество детско-родительских отношений. 3. Активное включение обучающихся и воспитанников во внутриобразовательную среду, основанную на демократическом укладе. 4. Обеспечение эффективного контроля за обучающимися и воспитанниками во время образовательного процесса. 5. Разработка и исполнение правил, направленных против жестокого обращения, каждой общностью детей. 6. Широкое информирование родителей и детей об ответственности за жестокое обращение. Особую тревогу у юристов, педагогов, врачей, психологов и социальных работников вызывает сексуальное насилие детей. Защитить ребенка от посягательств такого рода можно несколькими методами: ликвидация источника опасности (удаление насильника из дома, удаление ребенка из дома, оставление ребенка дома с соблюдением предосторожностей), уголовное разбирательство, помощь ребенку в виде консультации, защита на будущее и другие. Значительное место в подготовке юриста должно занять не только формирование операционной системы работы с виктимными детьми (то есть совокупности знаний, умений, навыков, образцов поведения), но и общей психологической культуры, так как современные родители воспитывают детей, исходя из собственных стереотипных представлений, а не из объективных закономерностей окружающей действительности, подчас не понимая, когда ребенку действительно угрожает опасность.
——————————————————————