К вопросу о необходимости закона о нравственности как национальной идее
(Трунцевский Ю. В.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 2)
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНА О НРАВСТВЕННОСТИ
КАК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ
Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ
Трунцевский Ю. В., доктор юридических наук, профессор.
В наше время, по мнению протоиерея Артемия Владимирова, самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности становятся неочевидными, сейчас рушатся все общественные устои и народ страдает под гнетом собственной безнравственности.
Если перефразировать слова евангелиста Матфея, высказанные им по отношению к человеческой любви, то «по причине умножения беззакония» во многих охладели не только любовь, но и иные нравственные чувства и ценности.
В этой связи можно привести примеры некоторых зарубежных правовых норм, касающихся запретов на совершение таких действий, которые для российского обывателя вызывают лишь недоумение и улыбку: запрет плевать на тротуар (Китай), запрет на ношение бикини на пляжах (Бразилия), запрет на курение в общественных местах (страны Европейского союза) и множество других.
Не собираюсь обсуждать целесообразность подобных запретов. Обращу лишь внимание на то, что большинство таких норм общественного поведения не имеет и не может иметь каких-либо санкций, да и технически привлечь к ответственности за безнравственные поступки невозможно. Важно, чтобы общество признавало их как необходимые ориентиры поведения.
В настоящее время в России все настойчивее звучат голоса, предложения о принятии законов, защищающих нравственность в нашем обществе. Это законы «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера», «О дополнительных мерах по защите нравственности здоровья граждан и усилении контроля за распространением сексуальной продукции» и др. Причем в некоторых субъектах Федерации подобные законы уже приняты. В основном все эти нормативно-правовые акты направлены на противодействие насилию, жестокости, употреблению алкоголя и наркотиков, безграничной сексуальной свободе и особенно среди подрастающего поколения.
Не вызывает сомнения необходимость продолжения такого нормотворчества в сфере нравственности, тем более что и административных мер по соблюдению указанных правил поведения достаточно.
Вместе с тем я бы хотел обратить внимание на необходимость принятия закона о соблюдении норм нравственности не в отдельной сфере общественных отношений (СМИ, реклама, продукция для детей и т. п.), а о всеобщих моральных нормах.
Возвращаясь к словам протоиерея Артемия и полностью с ним соглашаясь, предлагаю в отдельном законе сформулировать самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности. Сейчас же они не очевидны. Достаточно взглянуть на поведение отдельных высших должностных лиц, крупных олигархов, да и простых граждан и обнаружить, что эти люди не только не стремятся следовать нравственным нормам, но и не имеют о них представления, и что самое главное, общество разучилось оценивать и себя и поведение других своих членов на основе моральных идеалов. В ходу такие ценности, как карьера, богатство, приспособленчество, «шоколадная жизнь», гламурная слава и др. Глядя на то, что происходит в нашем обществе — коррупция, алкоголизм и бытовое пьянство, проституция, детская безнадзорность и порнография, дешевое «поп-искусство» и многое другое, можно признать, что народ страдает под гнетом собственной безнравственности и уже, похоже, не знает выхода из этого состояния.
Пусть закон о нравственности не будет содержать конкретных санкций и, так же как в Китае, всех за неуважение к порядку в общественном месте не оштрафуешь, но все в нашем государстве будут знать, что такие нормы-принципы есть и, несмотря на существенные изменения современного государственного уклада, исторические сложившиеся в российском народе нравственные ценности продолжают существовать и служат ориентиром в сфере духовных, семейно-бытовых, межличностных и политических отношений. Кто как не представители народа должны сейчас перед серьезными преобразованиями общества в целях возрождения духовности, объединения граждан на основе национальной идеи сплотить их на созидательную деятельность. Такой национальной идеей и должен стать закон, содержащий определения общечеловеческих ценностей. Можно возразить самому себе, что духовностью пропитана вся религиозная (православная) литература, и кто свято чтит законы Божьи, тому не надо напоминать о нравственности. Но это церковь. А где государство, где его позиция по этим вопросам? Я глубоко уверен, что, прими Дума такой закон не в угоду общественному мнению, а по убеждению его необходимости, тогда и будет с чем сверять другие законопроекты, касающиеся исключительно отношений, поддающихся правовому регулированию (пенсионное обеспечение, социальное страхование, льготы, пособия и т. д.). Во главе угла принципов общественных отношений должна стоять не экономическая целесообразность, а адекватность принятого решения нормам морали и нравственности, общечеловеческим понятиям о долге, чести, совести, ответственности и верности.
——————————————————————