Общественная нравственность и ее роль в преодолении кризиса

(Тасаков С. В.) («Российская юстиция», 2009, N 5)

ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА

С. В. ТАСАКОВ

Тасаков С. В., кандидат юридических наук, доцент Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Статья посвящена определению понятий «мораль», «нравственность», «общественная нравственность», а также роли общественной нравственности в согласовании различных индивидуалистических интересов и формировании общечеловеческих ценностей. Выдвинут тезис, согласно которому только консолидация всех членов общества на основе общечеловеческих ценностей и норм нравственности гарантирует успех в преодолении кризиса. Проблема нравственных ценностей уже многие столетия привлекает к себе внимание мыслителей различных сфер гуманитарных знаний, а в современных условиях приобрела еще большую привлекательность. Реальное состояние общественной нравственности в российском обществе можно обозначить как кризисное. Ушли в прошлое те герои, которые символизировали энтузиазм труда, коллективизм, бескорыстность. Существенно снизился порог нравственных требований, которые предъявляются личности. Погоня за наживой основательно подорвала нравственные устои. Несмотря на имеющиеся положительные сдвиги, безнравственные формы поведения людей остаются широко распространенными. «Умение жить» уже становится нравственным принципом поведения многих людей. Появилось такое понятие, как этика целесообразности, что не может не сказаться негативно на состоянии нравственности в обществе. Как отмечает Н. Г. Иванов, когда исчезают моральные тормоза, их место занимают принципы, выраженные в пословице «с волками жить — по-волчьи выть» <1>. Это приводит к формированию и распространению общественной безнравственности. Если человеком нормы нравственности не восприняты, то их место в качестве детерминанты его поведения занимают нормы безнравственности. В таком случае действует принцип, выражающийся в пословице «свято место пусто не бывает». Нравственные императивы многими людьми не соблюдаются, и в таких условиях общественная нравственность и право все больше отделяются друг от друга. ——————————— <1> См.: Иванов Н. Г. Нравственность, безнравственность, преступность // Государство и право. 1994. N 11. С. 27.

Как известно, население России пережило процесс насаждения так называемой коммунистической морали (нравственности). В СССР, основу которого составляла Россия, осуществлялась попытка построения внеклассового коммунистического общества на базе атеистических воззрений. Ныне атеизму вменяется нравственное падение общества, а с возвратом к религии связывают надежды на духовное возрождение общества. В своем выступлении перед участниками IX Съезда Российского союза ректоров 20 марта 2009 г. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что нравственность — это то, что отличает человека от животного, это удивительная способность человека отличать добро от зла, и если разрушается этот код, то человеческое сообщество перестает быть жизнеспособным. Он подчеркнул, что вне нравственного контекста в любой области жизни, вне связи нравственности и науки невозможно выживание человеческой цивилизации <2>. ——————————— <2> http://www. rusk. ru/newsdata. php? idar=181958.

На современном этапе развития России утрата духовных и нравственных ценностей чрезвычайно опасна. Современная жизнь порождает необходимость изменения многих традиций и правил поведения. Без возрождения духовности и нравственности невозможно преодоление экономических и политических трудностей в России. В Послании бывшего Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. подчеркивается, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, а общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров <3>. ——————————— <3> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.

Президент Российской Федерации Д. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. назвал наиболее важные, с его точки зрения, нравственные ценности: справедливость, свобода, межнациональный мир, единство разнообразных культур, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм и т. д. <4>, — что также указывает на значимость нравственных норм в развитии российского общества. ——————————— <4> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.

Сущность нравственности — одна из наиболее сложных научных проблем современности. Еще Кант в «Критике практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» <5>. ——————————— <5> Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 1: Критика практического разума. С. 499.

Понятия «мораль» и «нравственность» исторически возникли как тождественные понятия. «Этика» (от греч. «etnos» — обычай, нрав) и «мораль» (от лат. «mos», «moris» — нравы, обычаи) близки к значению русского слова «нравственность», и в большинстве случаев эти понятия употребляются как синонимы, что вряд ли можно считать целесообразным <6>. ——————————— <6> См.: Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Г. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. С. 8.

Когда говорят о нравственности социальных групп либо общества в целом, то, по сути, имеют в виду нравственность как систему общесоциальных нравов, ценностей, идей и норм. Мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, а нравственность в качестве внешнего регулятора поведения. Таким образом, наиболее убедительной является позиция тех авторов, которые мораль рассматривают в качестве достояния внутреннего мира индивида. Некоторые исследователи при характеристике морали и нравственности выделяют два момента в этом явлении — личностный (внутреннюю свободу индивида и мотивацию им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный (сложившиеся в данной культуре, социальной группе ценности, нравы, идеи), подчеркивая, что первый момент относится к характеристике морали, второй — нравственности <7>. ——————————— <7> См.: Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). М.: Знание, 1986. С. 39 — 40.

На наш взгляд, нравственность — это совокупность норм (норм нравственности), определяющих поведение индивидуума в зависимости от существующих нравов, традиций, принципов человеческого общежития как благопристойное. Мораль — это особая форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе с помощью норм нравственности. Мораль шире понятия нравственности, т. к. помимо отношения к нормам нравственности мораль включает в себя взгляды человека, видение им тех или иных нравственных принципов, его индивидуальные особенности и т. п. Кроме того, различные люди могут иметь разные нравственные ориентиры. Хотя реализация норм нравственности основывается прежде всего на внутреннем мире человека, нельзя рассматривать ее в отрыве от внешнего мира, от тех общественных условий, в которых личность существует и которые в конечном счете формируют ее внутренний мир. Критерии оценки нравственного и безнравственного были различными на разных этапах исторического развития многих стран мира. Каждое общество имеет свою мораль, т. е. свое представление о нравственных ценностях, с учетом которых оцениваются действия и поступки людей. Спартанцы выбрасывали хилых детей, нисколько не мучаясь угрызениями совести. Да и в современном мире существует точка зрения, согласно которой жизнь новорожденного обладает меньшей ценностью, чем жизнь свиньи, и право на жизнь ребенка должно быть признано только по истечении 28 дней с момента рождения, а младенцы с признаками неполноценности должны быть умерщвлены <8>. Рабство в Древнем Риме и Греции воспринималось нравственно оправданным явлением. Не осуждает рабство и Библия. И не только не осуждает, но и оправдывает. Новый завет призывает рабов со страхом и трепетом повиноваться своим господам, как злым, так и добрым <9>. Коран также признает рабство, лишь регулируя его разными способами <10>. В современном мире, в т. ч. и в России, свои представления о нравственности <11>. ——————————— <8> См.: Singer P. Practical Ethics. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 122 — 123, 217. <9> См.: Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Ефесянам (6: 5); I послание Петра (2: 18). GBV: Благая весть, 1991. С. 994. <10> См.: Крачковский И. Ю. Коран. М.: АСТ, 2005. 528 с. <11> См., напр.: Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005. С. 3 — 17.

В обществе отдельно взятого государства не все люди одинаково оценивают одни и те же действия и поступки. Человек является носителем определенной традиции в силу условий своего рождения, жизненного опыта, исторической ситуации. Сложность и противоречивость тех или иных аспектов жизни людей иногда приводят к формированию у них принципиально отличных ценностных представлений, сложившихся в силу неадекватного отражения ими социальных условий действительности. Эти ценностные представления во многом формируют их образ жизни, который определяет степень активности личности, содержание и характер ее деятельности. Личность является носителем различных интересов, которые формируются на базе потребностей. Границы социально приемлемого поведения нередко размываются относительностью и непостоянством нравственных категорий. Эти ценностные представления во многом формируют образ жизни людей. Поэтому можно говорит о существовании норм нравственности отдельных социальных групп. Но, как ни разнопланово понятие нравственности, имеются и непреходящие ценности. Поэтому любое общество создает так называемую общественную нравственность, которая основывается на общечеловеческих ценностях. Под общественной нравственностью следует понимать совокупность норм нравственности, сложившихся в конкретном обществе и принимаемых большей его частью, т. е. господствующих в обществе. Именно некоторые нормы общественной нравственности являются объектом уголовно-правовой и административно-правовой охраны. В то же время сами нормы общественной нравственности являются идейными началами норм права и критерием их справедливости. В законодательстве России используются понятия «нравственность» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 169 ГК РФ) и «общественная нравственность» (в наименовании главы 25 Особенной части УК РФ и в ст. 1.2 и названии главы 6 КоАП РФ). Поскольку УК РФ 1996 г. и КоАП РФ 2001 г. приняты позднее Конституции РФ 1993 г. и части первой Гражданского кодекса РФ 1994 г., полагаем, что наиболее предпочтительным является использование в доктрине правоприменительной и законотворческой практики понятия «общественная нравственность». В период кризиса необходима консолидация всех членов общества на основе общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Очевидно, что только в идеале возможна полная иерархия ценностей, которую венчают общечеловеческие ценности. Ни одно человеческое общество, основывающееся на религиозных или светских гуманистических принципах, не сможет претендовать на воплощение полной истины, правоты и совершенства. Любое притязание на обладание абсолютной истиной ведет в тупик. Каждый народ гордится тем, что он обладает своим набором духовных ценностей, своими традициями воспитания и формирования человека. Речь должна идти о «примирении» интересов различных культур, религий, групп, о поиске путей для компромисса. Чтобы общество могло существовать и функционировать, необходимо обеспечить определенный уровень координации интересов всех членов этого общества. Эти интересы многочисленны и многоплановы и уже в силу этого противоречивы. И здесь огромная роль принадлежит нормам общественной нравственности. Терпимость, уважение и толерантность позволят решить данную задачу. Проблема не в том, чтобы создать абсолютные общечеловеческие ценности, а в том, чтобы их практически реализовать, материализовать. Ценности формируются в рамках определенной культуры и проблема состоит не в поиске «общего знаменателя», а в том, как соотнести содержание различных культур. Известный чувашский просветитель И. Я. Яковлев отмечал: «У всякого народа есть своя культура. Приняв эту истину, мы должны сказать, что нет на земле дикарей, т. е. совершенно некультурных народов. Термин «дикарь» был пущен в ход высокомерными испанцами при завоевании Америки, чтобы оправдать свои зверства» <12>. ——————————— <12> И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. Чебоксары, 1968. С. 99.

Материальные ценности должны уступать место социальным, культурным и нравственным потребностям. К сожалению, принцип индивидуализма, который является фундаментальной ценностью европейского общества, достиг сегодня наивысшего признания и создает проблемы в согласовании различных индивидуалистических интересов и формировании общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности должны стать основой нравственности современного общества, к их достижению каждое общество должно стремиться. Они выработаны мировой духовной культурой и являются продуктами общественного сознания всего передового человечества. Нравственные нормы должны пронизывать всю правоприменительную практику. Ценностные ориентации, к какой бы сфере жизнедеятельности они ни относились и как бы они ни различались, в той или иной мере обусловлены базовыми ценностными представлениями. Нравственные ценности выражают господствующие в обществе представления о нравственных идеалах, добре и зле, чести и достоинстве, о должных нравственных отношениях между людьми. Поэтому любое общество создает общественную нравственность, которая основывается на общечеловеческих ценностях.

——————————————————————