Особенности исследования древних рукописных документов

(Каменская А. А.)

(«Юридический мир», 2008, N 3)

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРЕВНИХ РУКОПИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ

А. А. КАМЕНСКАЯ

Каменская А. А., соискатель кафедры криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.

В условиях современности наиболее актуальными становятся исследования, связанные с изучением рукописных источников древности. Наука не может до конца объективно и полно устанавливать исторические факты. Это связано с определенными трудностями, вызванными небольшой экспертной практикой в изучении исторических документов.

При исследовании внешних признаков рукописей с целью их датировки и возможной идентификации необходимо уделять внимание как материалу и инструменту письма, так и особенностям орнамента, водяных знаков и др. Основным же при исследовании древних рукописей является анализ графики букв, характерной для каждого периода.

Достаточно давно развивается такая вспомогательная историческая дисциплина, как палеография. Эта дисциплина изучает историю письма, выявляет и исследует закономерности развития графических форм. Отдельные разделы палеографии исследуют письменные знаки, писчий материал, орудия письма, филиграни (водяные знаки) и видимые на бумаге изображения, художественные украшения, переплет и т. п. в их историческом развитии. Это необходимо не только для правильности чтения рукописных текстов, но и для определения места и времени их возникновения, их авторов и истории создания, выявления различного рода подделок.

Экспертная практика показала, что палеографический метод идентификации рукописей далеко не совершенен и бессистемен. Знание же почерковедческих методик исследования рукописных текстов открывает для исследователей новые горизонты.

К экспертам-криминалистам достаточно часто обращаются с просьбой идентифицировать различные рукописи. Традиционные методики почерковедческих исследований основаны на общих закономерностях написания графических знаков, напрямую связанных с нормами письма и методиками обучения ему. Исследование останавливается перед вопросом: какие же нормы письма характерны для определенного исторического периода? Палеографами разработана целая система написания графических знаков, характерных для различных исторических периодов. И что примечательно, в предлагаемых образцах вариационность написания букв настолько велика, что использовать их для решения вопросов идентификации не представляется возможным. Эта проблема отягощается еще тем, что помимо отсутствия единых норм прописи отсутствовала единая методика обучения письму. Так, варианты написания различных букв напрямую зависят не только от личного опыта исполнителя и художественных навыков письма, но и от местности, в которой документ был написан.

Здесь нужно остановиться на наиболее характерных особенностях написания графических знаков. Древним стилем письма был «устав». Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно строке, горизонтальные — параллельно.

Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный «уставом», имел справа и слева поля и разлиновывался. «Устав» знал знак препинания — точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры.

Он имел достаточно жесткие рамки и условия исполнения букв, поэтому в «уставных» рукописях все общие признаки почерка, способные помочь в идентификации, как правило, отсутствуют. Это связано с тем, что буквы не просто писались, они рисовались. Поэтому особенности письменно-двигательного навыка, индивидуализирующие писца в данном случае, практически не проявляются. По таким документам необходимо проводить комплексные исследования, но что касается области почерковедения, то здесь необходимо изучать нажимные характеристики и особенности выполнения овальных и полуовальных элементов. Исследования показали, что именно в них наиболее проявляются индивидуальные навыки письма. Таким образом, в основе выводов о времени, месте составления, авторстве и подлинности источников XI — XII вв. лежат наблюдения за совокупностью признаков, свойственных данному периоду, и их соответствием друг другу. Например, в «древнейшем уставе» тип письма совпадает с пергаментом как материалом для письма. В книгах им сопутствует древнерусский (старовизантийский) орнамент. Важны наблюдения за чернилами, красками, орудиями письма, переплетом, форматом рукописей. Чернила, характерные для этого периода, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Из красок использовалась чаще всего киноварь. В качестве орудий письма древние писцы использовали преимущественно гусиные перья, которые сохранились вплоть до XIX в. Для написания заглавных букв пользовались кистями.

Наиболее интересными и информативными являются «поздний устав» и «полуустав», характерные для периодов XIII — XIV вв. и второй половины XIV — XV вв. соответственно. Здесь буквы теряют определенную геометричность начерка, появляется разделение слов, наклон, элементы букв выходят за линию строки. В свою очередь, возникают определенные признаки, характерные для различных «полууставов»: «русского» — наиболее древнего, «южнасловянского», «московского» и «круглящегося». Все они широко представлены в литературе по палеографии. Кроме графических признаков, отличительной особенностью «полуустава» от «устава» является наличие большего разнообразия приемов сокращения. Появляются титла, выносные буквы, лигатуры. Особенности их написания имеют весьма высокую идентификационную значимость. Очень важным является наблюдение за написанием подстрочных элементов. И само исследование необходимо строить на поиске и анализе различающихся частных признаков почерка. Это опять связано с тем, что буквы по-прежнему рисуются, особенно в книжном письме. Так же частой становится стилизация под византийское письмо или под письмо западноевропейское, и, как следствие, многие совпадающие признаки могут оказаться попросту особенностями того или иного стиля. Поэтому при исследовании таких рукописей возможные совпадающие частные признаки почерка высокой идентификационной значимости иметь не могут. В XIV в. появляется новый материал для письма — бумага, особенностью которой является наличие водяных знаков — филиграней, указывающих на место производства и качество бумаги.

После XV в. в практику письма входит скоропись. Здесь важными являются наблюдения за отдельными почерками. Поэтому при исследовании скорописных документов необходимо смотреть на комплекс признаков письменной речи и почерка. При исследованиях таких источников также необходимо основываться на различиях в написании графических знаков, в данном случае это связано попросту с отсутствием норм прописи. Однако же при исследовании наиболее поздних рукописных текстов (XVIII — XIX вв.) нужно принять во внимание тот факт, что письмо претерпевает определенные изменения. В конце XVIII — начале XIX в. вырабатываются и получают распространение несколько почерковых вариантов скорописного письма. В качестве орудия письма в конце XVII в. появился карандаш, а в XIX в. — стальное перо. Помимо изучения почерка значимым является техническое исследование документов, представленных на экспертизу. Поэтому необходимо учитывать целый комплекс особенностей материала письма (вид, способ изготовления), водяных знаков, оттисков печатей, особенностей оформления (орнамент, миниатюра и т. д.), инструментов письма, красящих веществ, клеев, лаков.

Таким образам, зная основные исторические закономерности развития письма и изготовления документов в целом, основываясь на традиционных методиках проведения криминалистических экспертиз, становится возможным решать диагностические (время, место, способ изготовления) и идентификационные задачи при исследовании древних рукописных источников.

——————————————————————