Фестивали воскрешают муз

(Савилова Л.) («Культура: управление, экономика, право», 2008, N 1)

ФЕСТИВАЛИ ВОСКРЕШАЮТ МУЗ

Л. САВИЛОВА

90-е годы ушедшего столетия стали настоящим испытанием для деятелей культуры. Общепринятые понятия культурного наследия стали исчезать из лексикона граждан, задавленных грузом многочисленных реформ, ведь «когда грохочут пушки, музы молчат». Особенно печальной выглядела судьба молодых и малых городов нашей страны в то сложное время. Детей мало интересовали факультативные занятия, студии, кружки, а взрослых было сложно увлечь в концертные залы. Вспоминая то время, деятель культуры, директор фестивального комитета «Жизнь городов» Галина Скворцова говорит: «Я точно знала, что выжить в эти годы могут только те, кто сможет принять в свой профессиональный багаж международный опыт». Среди инициатив, помогающих выжить культурным проектам в сложных условиях, выступили многочисленные фестивальные проекты. Новые тенденции выразили себя не только в увеличении количества жанров, репертуарных поисков, но и в более свободном стиле фестивального общения. Для упрочения и развития русской культуры и искусства в 90-е годы мало было дать толчок развитию фестивального движения у нас в стране. Творческим коллективам необходимо было продолжать рассказывать о себе за рубежом, следуя традициям проведения Дней русской культуры в разных городах и странах. В этом состоит и еще одна цель фестиваля — вырваться из монотонности обыденной жизни, удивить окружающих, продемонстрировать самое ценное и лучшее. Важно было также показать: несмотря ни на что, русское искусство не собирается вымирать. В 90-е годы одним из первых фестивалей, пропагандирующих русское искусство за рубежом, стала «Русская калинка» в Египте. Множество коллективов: хоровых, инструментальных, танцевальных, в ярких костюмах и с необычными постановками и номерами — надолго оказались в центре внимания. Праздничное шествие, охватившее центральные улицы и площади Шарм-эль-Шейха, надолго запомнились местным жителям и туристам. Люди захотели снова вернуться в праздничное состояние, которое, по мнению М. Бахтина, является первичной формой человеческой культуры. Выбранная тематика фестиваля-конкурса «Калинка», знакомство с символами русской культуры сформировали особое пространство, в которое были вовлечены все участники и гости. С легкой руки организаторов проект «Калинка» стал проводиться регулярно, дважды в год. За ним последовали фестивали русского искусства в других странах: Тунисе, Китае, Италии, Франции. Учитывая то, что публику невозможно постоянно удивлять одним и тем же, фестивали русского искусства искали новые формы, смешивая жанры и стили, выходя за рамки традиционных символов. Разножанровые фестивали с участием российских артистов скоро продвинулись в Европу, приглашая к участию коллективы из СНГ (Украину и Казахстан), которые несли с собой совсем другие формы творческого самовыражения. Фестивали, находясь в поиске и движении, становились международными праздниками общения практически по всей Европе, фиксируя изменения в окружающей их жизни. Однако, помимо сложностей, возникающих в связи с оформлением на выезд каждого отдельного коллектива, обнаружились трудности иного плана. Коллективы оказывались не готовыми к участию в международных программах, а многие артисты, выезжая за рубеж за счет государственного бюджета, не могли взять на себя функцию представлять искусство России на достойном уровне. Международная программа «Жизнь городов», организуя участие коллективов в фестивалях за рубежом, взяла на себя труд содействовать их профессиональному развитию. Для этого на фестивалях были введены конкурсы по номинациям «За вклад в пропаганду русского искусства за рубежом», «За лучшую интерпретацию и исполнение произведений на тему «Калинка» и другим. Создание новых номинаций способствовало повышению активности коллективов и их руководителей, развитию профессионального мастерства. Кроме того, обучающий формат фестиваля-конкурса поддерживали мастер-классы для режиссеров и руководителей ансамблей, включенные в постоянную программу. На фестивалях присутствовали представители посольства России в Египте, администрации губернатора региона Красного моря, журналисты и многочисленные почетные гости, возможность общения с которыми влияла на мотивацию коллективов. Фестивальное движение стало формировать условия для реализации всех категорий творческих личностей: профессиональных и самодеятельных артистов, звукорежиссеров и операторов. Каждый вид мастерства смог занять нишу в рамках фестиваля-конкурса. Этому способствовали постоянно меняющиеся формы, подстраивающиеся под запросы культурной среды. На фестивалях нет и не было академических программ, поэтому его участники усиленно «цеплялись» за свободу творческого самовыражения. Наряду с этим за постановкой номеров и художественным уровнем исполнения всегда следили режиссеры фестиваля, а оценивало творческие проекты конкурсантов независимое жюри. Состав жюри международных фестивалей, как правило, оказывался неоднороден. В него входили как заслуженные профессионалы, так и зрители из зала. Галина Скворцова так объясняет это факт: «За рубежом нам важен не только уровень представляемого художественного номера, но и то, как он принимается обычным зрителем…». Учитывая эту особенность, в фестивальном комитете «Жизнь городов» вот уже несколько лет коллективы награждают призом зрительских симпатий. В Египте этот приз носит название всемирно известной царицы «Нефертити». Двери на международные фестивали сейчас открыты не только для профессионалов сферы культуры, но и для тех, кто хотел бы освоить мастерство менеджера проектов, администратора. Желающие могут принять участие в стажировках — помочь оргкомитетам фестивалей при встрече и сопровождении артистов, размещении в гостиницах, проведении экскурсий. После международных фестивалей коллективы и их руководители приезжают вдохновленными новыми идеями и обогащенные новыми деловыми контактами и знаниями. Дети не в силах больше забыть такие гастроли, а взрослые не могут прийти в себя от обилия радости, которую доставляет возможность показать свое творчество и мастерство. «Онтологической» сущностью фестиваля являются два его качества — это праздничность и коллективность. Действительно, на фестивале царит особый тонус высказываний и впечатлений. Публика, да и сами выступающие участвуют в происходящем с определенной психологической установкой на повышенную значимость событий <1>. Есть основания утверждать, что успешно начавшиеся международные и мультикультурные фестивали будут способствовать разрушению замкнутости профессиональных сообществ, возникновению новых явлений культуры и сохранению ценностей прошлого. ——————————— <1> Культура-портал. Ключникова Е. От праздника к бренду.

Отечественные деятели культуры, которых рыночные реалии заставляют вступать в коммерческий диалог со своим «потребителем», от этого смогут только выиграть. Следствием аккумулирования международного опыта должно стать развитие фестивального движения в нашей стране, активизирующее развитие культурного туризма, инфраструктур городов. Ну и, конечно, обмен опытом, межкультурные коммуникации не должны на этом прерываться. Необходимо учиться также современным управленческим навыкам, совершенствуя креативный подход, применяемый на всемирно известных фестивалях за рубежом.

——————————————————————