О регулировании градостроительной деятельности в исторических поселениях

(Никифоров А. А.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2011, N 2)

О РЕГУЛИРОВАНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

А. А. НИКИФОРОВ

Выделение исторических городов как особых объектов изучения и сохранения культурного наследия началось во второй половине XX в., и в настоящее время эта деятельность приобрела международный характер.

В 1987 г. в Вашингтоне ИКОМОС принял Международную хартию исторических городов, так как большое число городов (более 159) в разных странах мира имеют объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Наличие самобытной историко-культурной среды — неотъемлемый признак любого исторического поселения. Большинство исторических городов объединяет концентрация элементов их развития (планировка, застройка, благоустройство и т. д.) и связанных с ними характерных черт городской среды и образа жизни населения. Нередко они являлись духовными и культурными центрами, зачастую единственно доступными для систематического посещения жителям прилегающих сельских территорий, центрами развития ремесел, промыслов.

В Российской Федерации Перечень исторических городов России утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 815 в качестве приложения N 1 к Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 — 2010 годы)». К сожалению, указанная Федеральная целевая программа завершена в 2006 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р.

Также в соответствии с нормами главы XII Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено выделение исторических поселений как зоны с особыми условиями.

В соответствии с п. 4 ст. 60 данного Федерального закона градостроительная документация, а именно: проекты планировки, проекты межевания и градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), разрабатываемые для территории исторических поселений, — подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Росохранкультурой на основании п. 58 Плана подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации подготовлен соответствующий проект Постановления Правительства Российской Федерации, утвержденный 16 января 2010 г.

Во исполнение п. 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации экспертным советом по охране культурного наследия при Росохранкультуре рассмотрены материалы историко-градостроительных исследований и по результатам предложено включить в перечень исторических поселений 41 населенный пункт. Указанный перечень утвержден совместным Приказом Минкультуры России и Минрегиона России 29 июля 2010 г. N 418/339.

В настоящее время работа по расширению указанного перечня продолжается. Соответствующие предложения от экспертного совета Росохранкультуры направлены в Минкультуры России 6 декабря 2010 г.

Сегодня, в условиях ускоренной реализации требований Градостроительного кодекса по разработке документов территориального планирования, реализации программ по сносу и замене ветхого жилого фонда, введение процедуры обязательного согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов застройки является единственно возможным механизмом сохранения уникальности, самобытности, достоверности, эстетической и художественной ценности опорной исторической застройки и всего исторического городского пространства исторических городов.

Обобщение более 30-летней истории охраны объектов культурного наследия в России выявило на сегодня следующую ситуацию. Практика установления зон охраны, даже в случаях действия ограничений вокруг отдельных объектов или группы объектов, малоэффективна для сохранения исторического окружения охраняемых памятников, и часты случаи, когда потеря окружающей предметной исторической среды приводит к фактической утрате памятника, теряющего привлекательность, эстетическую, историческую достоверность и ценность.

Как отмечалось известным защитником архитектурно-исторической среды России академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, «мы никак не можем осознать простой вещи, что сохранение и использование культурного наследия — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природной среды. Памятники нужны человеку для определения своего места в мире, для его нравственной самодисциплины и устойчивости. За этим — историческая «связь времен», укорененность человека в родной земле, в конечном счете, любовь к Родине».

Именно в исторических поселениях, а это, как правило, территории исторических центров древнерусских городов, таких как Владимир, Кострома, Ростов Великий, Суздаль, Ярославль, требование об обязательной государственной охране всех исторически ценных градоформирующих объектов является главным фактором комплексного сохранения историко-градостроительной среды.

Анализ состояния большой группы исторических городов России свидетельствует о низком инженерном оснащении, неудовлетворительном благоустройстве, искажении панорам и видов. Показательно, что в итоге Россия в начале XXI в. имеет картину сокращения численности населения в 6 процентах из 425 исторических городов по сравнению даже не с XX, а с XVIII в. Это такие исторические поселения, как Гороховец (Владимирская обл.), Крапивна (Тульская обл.), Плес (Ивановская обл.).

Кроме того, стоит отметить, что в вопросе утраты исторического наследия городов многое зависит от профессиональной подготовки практикующих архитекторов, широты их взглядов, знания исторического прошлого. Особо сложной представляется тема совместимости исторической и новой застройки. Добиться совместимости можно только на основе точных и выверенных знаний и умений. К сожалению, мы часто имеем дело с архитекторами, не умеющими проектировать в историческом центре. Никто не заглядывает в историко-культурный опорный план поселения, не стремится проводить необходимые историко-культурные исследования и изыскания. В лучшем случае они идут по пути стилевого подражательства, хотя возможно создание современной архитектуры на основе сохранения исторической архитектоники зданий.

Мы понимаем, что реконструкция исторических городов неизбежна, темпы и объемы ее возрастают. В каждом случае так или иначе будет затронута сложившаяся историческая среда и ее пространственная основа.

Вместе с тем на протяжении целого ряда десятилетий ни Минкультура России, ни тем более упраздненный Госстрой РФ не смогли обеспечить аттестацию архитекторов-реставраторов и повышение общего уровня квалификации практикующих архитекторов. Вследствие этого историко-градостроительная среда большинства исторических поселений деградирует, а формирующие ее объекты культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии.

Только при условии изменения вектора направленности в сфере охраны памятников истории и культуры со штучного на средовой возможно сохранение полноценной городской среды, «неповторимого облика исторических поселений».

В густонаселенном, урбанизированном мире XX в. ценности культуры, и особенно архитектурное наследие, оказались подвержены агрессивному натиску индустриализации и техногенеза.

По мнению большинства специалистов, XXI век, безусловно, будет веком сформированной среды. В связи с этим большинство развитых стран приняли стратегии устойчивого развития, с обязательным компонентом — сохранение историко-культурной среды поселений.

Устойчивое существование исторических поселений в течение столетий обусловлено их незаменимыми функциями в экономике и духовной жизни страны. Прежде всего это их экономическое значение.

При обширной территории России и низкой, по сравнению со странами Западной и Центральной Европы, плотностью населения, несовершенстве транспортных путей города всегда являлись узловыми элементами связи между аграрными зонами и ремесленно-промышленными центрами, были элементами, обеспечивающими первую и ответственную ступень товарооборота.

Кроме того, важной функцией исторических поселений является их культурное значение. Города на протяжении столетий являлись духовными культурными центрами, зачастую единственно доступными для систематического посещения жителям прилегающих сельских территорий, центрами развития традиционных производств. Жители городов являются носителями исторической памяти. В эпоху глобализации, когда пересматриваются критерии ценности исторического наследия, и прежде всего нематериального духовного, формирующего каркас, определяющий самоидентификацию народов России (и прежде всего русского как государствообразующего), культурное значение исторических городов является приоритетным в деле сохранения самосознания граждан Российской Федерации.

В связи с этим вложение средств в охрану памятников без учета культурного и социоэкономического аспектов историко-культурной среды городов превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Памятники никогда не воспринимаются как самоценные и замкнутые в собственном совершенстве. Произведение архитектуры всегда часть среды, в которой развертывается жизнь. Она входит в сложный контекст поселения или преобразованного человеческим трудом «культурного ландшафта».

Кроме того, важнейшим направлением сохранения и регулирования развития исторического города является комплекс вопросов его жизнедеятельности. Помимо идентификации его наследия существенным направлением должны стать восстановление, популяризация и максимальное использование историко-культурного потенциала города в его наиболее широком понимании: объектов культурного наследия всех категорий значимости, исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, самобытности кулинарной традиции, форм самоуправления, общественных контактов — всего того, что создает неповторимый образ места и формирует его специфичный «бренд».

——————————————————————