К вопросу о формировании концепции управления образовательным процессом в вузах МВД

(Порожняков А. С.)

(«Общество и право», 2011, N 1)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗАХ МВД

А. С. ПОРОЖНЯКОВ

Порожняков Александр Сергеевич, адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Статья раскрывает основные принципы формирования новой гуманистической, ценностной концепции управления образовательным и воспитательным процессом в вузах МВД, некоторые формы и методы построения системы гражданского и государственного контроля за функционированием и результатами образовательной деятельности в ведомственной системе подготовки кадров для современной российской полиции.

Ключевые слова: образовательный процесс, МВД, концепция, управление, гражданский контроль.

Article opens main principles of formation of the new humanistic, valuable concept of management of educational and educational process in high schools of the Ministry of Internal Affairs, some forms and methods of construction of system of civil and state control over functioning and results of educational activity in departmental system of a professional training for modern Russian police.

Key words: educational process, the Ministry of Internal Affairs, the concept, management, civil control.

Современное российское общество находится на этапе реформирования, вызванного необходимостью перехода от промышленной к научно-технической стадии развития мировой цивилизации. Специфика данного перехода, характерного для многих стран, заключается в том, что в России он совпал по времени с отказом от планово-распределительной экономики и построением рыночных отношений, что не могло не повлечь за собой глубоких изменений в социальной сфере.

Трансформация политической, экономической и социальной сторон жизни российского общества, наряду с положительными результатами, привела к возникновению целого ряда отрицательных явлений. К числу последних можно отнести: рост нестабильности в жизни людей, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, социальные катаклизмы, рост бездуховности. Следствием данных проявлений дезинтеграции социальных связей и отношений стало увеличение числа преступлений, вызванных жестокостью, вандализмом и национальной нетерпимостью, а также рост наркомании и алкоголизма.

Распад социалистического общества и коммунистической идеологии привел к распаду и этой системы идеологического управления образованием. Все учебные заведения получили невиданную ранее свободу самим определять направленность, содержание и организацию гуманитарного образования. В целом это большой позитивный сдвиг, но при этом следует учитывать следующие два обстоятельства.

Во-первых, долгие годы идеологического прессинга не могли пройти даром. Одни вузы тяготятся полученной свободой и требуют «для понятности» новой, утверждаемой единой идеологии и соответствующих «спускаемых» учебных программ.

В других вузах вообще ничего хорошего не ждут от общественного, гуманитарного образования, здесь преобладает технократизм и тенденция к сокращению объема и значимости гуманитарного образования.

В третьих вузах администрация вообще старается отказаться от регулирования направленностью гуманитарного образования, здесь дана полная свобода инициативе преподавателей, что наряду с очевидными плюсами имеет минусы: стремление каждого сделать свои курсы популярными среди студентов ведет к исчезновению необходимой доли академичности знаний, а также широкому наплыву мистических, псевдонаучных, парапсихологических и прочих популярных течений массового сознания. В такой ситуации нельзя исключить и проникновение экстремистских политических, в том числе фашиствующих направлений.

Во-вторых, государственное регулирование такой важнейшей для общественного сознания и порядка сферы, как гуманитарное образование, не может и не должно исчезнуть. Государство может почти полностью отстраниться от влияния на общественные и частные учебные заведения (здесь главным ограничителем остается право), но государственные учебные заведения, живущие за счет средств налогоплательщиков, не должны полностью выходить из сферы государственного регулирования (что не исключает, разумеется, возможного делегирования прав на такое регулирование различным общественным и профессиональным организациям, советам попечителей и т. п.).

Итак, проблема состоит в следующем: как построить систему государственного регулирования, государственного образования, не скатываясь обратно к идеологическому управлению и сохраняя свободу учебных заведений и свободу личной инициативы и творчества преподавателей?

Данные изменения в жизни общества не могли не повлечь за собой изменений в правовой системе Российского государства, которое коснулись и системы образовательных учреждений МВД. В первую очередь это касается самого использования юридического и гуманитарного образования при подготовке профессионалов в области правоохранительной деятельности. Так, в советскую эпоху юридическое, гуманитарное образование в виде так называемых общественных наук выступало в качестве главного орудия обоснования интересов коммунистической партии. Идеологический характер гуманитарного образования в сочетании с авторитарной системой образования позволял тоталитарному государству формировать нужный ему тип сознания.

При этом интересы господствующей партии очень часто вступали в противоречия с подлинными национальными интересами и общественным мнением. Такое несоответствие интересов общества и государства самым негативным образом складывалось на взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и представителями различных социальных групп. Последние очень часто воспринимали милицию не как необходимый элемент социально-политического устройства, но как одно из воплощений тоталитарного режима.

Изменение негативного образа сотрудника правоохранительной системы во многом произошло благодаря активному участию милиции в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике, борьбе с терроризмом и с коррупцией в собственных рядах. Тем не менее, добиться коренного перелома в отношениях между правоохранительной системой государства и обществом можно только путем отказа от авторитарного способа мышления со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Формирование же образа мысли и стиля поведения сотрудников милиции, в первую очередь начальствующего состава, происходит в стенах учебных учреждений. Таким образом, проблема взаимоотношений правоохранительной системы и общества решается в первую очередь в образовательной сфере. В свою очередь организация образовательно-воспитательного процесса в учебных учреждениях ОВД во многом зависит от отношений высшей школы МВД и государства. Весьма актуальной и значимой эта проблема становится и в связи с предстоящим реформированием российской милиции в полицию.

Специфика взаимоотношений государства и системы ВПО полицейского ведомства заключается в том, что вузы МВД призваны служить проводниками государственной политики в области права и правоохранительной деятельности. Если при взаимодействии с гражданскими вузами государство может свести свою контролирующую роль к минимуму, то по отношению к вузам Министерства внутренних дел оно не может себе это позволить. Дело заключается в том, что организация образовательно-воспитательного процесса в высшей школе МВД является для государства своеобразным полигоном, на котором формируются основные нормы взаимодействия властных структур и гражданского общества. Ведь от того, в какой правовой атмосфере будут воспитаны будущие офицеры органов внутренних дел, зависит не только то, каким образом они будут исполнять свой профессиональный долг, но и то, какими правовыми, морально-нравственными и идеологическими ценностями они будут при этом руководствоваться. На основании морально-нравственного и профессионального облика сотрудников правоохранительных органов можно судить об отношении государства к правам и свободам граждан.

Таким образом, государственный контроль за ходом образования в высшей школе МВД нужен и неизбежен, поскольку он в конечном итоге задает правила игры в рамках правового поля общества в целом. Вместе с тем старые формы контроля государства, практиковавшиеся в царские и советские периоды российской истории (да и на этапе формирования современного Российского государства тоже), недопустимы, поскольку в них правовая система была направлена на защиту интересов конкретной религии (православия), конкретной идеологии (коммунистической) и конкретных экономических интересов (новорусской олигархии коррумпированного чиновничества). В результате такого подхода ущемлялись права других социальных слоев и групп, иные мировоззренческие позиции и политические взгляды.

Как представляется, контроль государства за образовательно-воспитательным процессом должен носить, прежде всего, ценностный характер. При этом сами ценности должны иметь конструктивный характер и формироваться исходя не только из государственных и национальных интересов, но и исходя из потребностей гражданского общества и гуманистических идеалов.

Реальным воплощением ценностного регулирования образовательно-воспитательного процесса высшей школы МВД может служить система стандартов подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности. В качестве образца здесь можно использовать опыт западноевропейских стран в области стандартизации образования. При этом ценностно-нормативной базой для образовательных стандартов в области юриспруденции и правоохранительной деятельности могут служить такие правовые акты, как Декларация прав человека, Хельсинкское соглашение, а также статьи Конституции, в которых отражены гуманистические ценности и принципы.

Значительно сложнее говорить о содержании образовательных стандартов в области гуманитарного знания. Здесь преподавателям может быть предоставлена большая степень свободы при выборе учебного материала в необозримой сфере культуры, философии и социальных наук. В ситуации плюрализма научных точек зрения на решение основных проблем общественных наук, ценностный подход к контролю за излагаемым учебным материалом представляется наиболее эффективным. С его помощью государство сможет защитить столь важную для него область правоохранительного образования от проникновения псевдонаучных, шовинистических и религиозно-фундаменталистских доктрин. Таким образом, ценностный подход решает проблему государственного регулирования педагогического процесса высшей школы МВД при сохранении права преподавателей самим формировать содержание и организацию образования.

Ценностная концепция государственно-образовательной политики в высшей школе МВД позволяет решить следующие насущные проблемы:

свести к минимуму негативы командно-административной системы управления педагогическим процессом в вузе, учения с принуждением, оценки труда преподавателя по формальным признакам, а не по его результатам; конструирование учебно-воспитательной работы на основе гуманизма, развивающего проблемно-деятельностный характер;

признать курсанта, слушателя не только как объекта, но и как субъекта педагогического процесса при ведущей роли преподавателя;

утвердить идеи фундаментальной, общей, специальной подготовки, разностороннего развития личности курсанта, формирование и развитие у него прочных навыков исследовательского труда, логичности и остроты мышления, эрудированности, профессионально-этических качеств, общей культуры, готовности квалифицированно и творчески решать поставленные задачи;

создать в вузе атмосферу, побуждающую курсанта, слушателя активно и продуктивно учиться, самосовершенствоваться, а также стимулировать культ чести, совершенствования профессионального мастерства, обеспечения актуального содержания учебных программ, применения методов активного обучения и воспитания, повышения педагогической культуры преподавателей и др.;

повысить уровень подготовленности педагогических кадров путем дополнительной психолого-педагогической подготовки, подтвержденной дипломом «Преподаватель высшей школы» в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ.

Специфика ценностной концепции государственного управления высшей школы МВД заключается в привлечении к контролю за образовательно-воспитательным процессом различных институтов гражданского общества. Конечно же, закрытый характер ведомственного образования не может позволить прямого «вторжения» гражданских лиц в педагогический процесс, тем не менее привлечение общественности к контролю за качеством работы преподавательского и воспитательного состава вуза все же возможно. В первую очередь это касается оценки морально-психологического уровня курсантов, слушателей и выпускников путем проведения социологических исследований и доведения их результатов до широких слоев общественности.

Немалую роль в усовершенствовании и гуманитаризации правоохранительного образования может служить обсуждение его актуальных проблем в печати и других средствах СМИ. Целью участия представителей администрации и педагогического состава учебных учреждений МВД в открытых дискуссиях является изменение образа сотрудников правоохранительных органов в массовом сознании. В свою очередь, повышение престижа офицера милиции должно привлечь интеллектуальную молодежь к поступлению в образовательные учреждения МВД. Тем самым диалог с общественностью, убеждение последней в гуманистическом и демократическом характере правоохранительного образования следует рассматривать, с одной стороны, как одну из форм контроля за педагогическим процессом, а с другой — как создание условий для его нормального протекания.

Взаимодействие высшей школы МВД с институтами гражданского общества может рассматриваться в качестве одного из важнейших моментов ценностной концепции государственного управления ведомственным образованием. Это объясняется созданием новых структур во взаимодействии государства и общества, что, в частности, выразилось в создании Общественной палаты, призванной, наряду с парламентом, сообщать власти от лица самых широких слоев населения об их отношении к различным реформам и социальным процессам.

В рамках вновь созданного общественного института рассмотрение вопроса о повышении качества образования сотрудников правоохранительных органов нужно признать неизбежным. При этом полемика между государственной властью и представителями широких слоев общественности неизбежно примет принципиальный ценностный характер.

Высшей школе МВД, как социальному институту, отвечающему за качество подготовки кадров российской полиции придется выдержать экзамен на способность формировать у слушателей и курсантов такие ценностные качества, как профессионализм, гуманизм, гражданственность, общекультурная образованность.

Неизбежность ответственности перед обществом должна способствовать принятию руководством и педагогическим составом высшей школы МВД ценностного подхода к формированию знаний и профессиональных навыков у курсантов и слушателей. В целом ценностный подход представляется нам наиболее эффективным, поскольку способствует оптимизации как внешних, так и внутренних противоречий образовательно-воспитательного процесса в учебных учреждениях ОВД.

Во-первых, он позволит государству с помощью требований выполнения образовательных стандартов сохранить контроль за качеством образования при предоставлении максимальной свободы преподавателям самим определять содержание учебного материала. Тем самым во многом снимается противоречие между социальным заказом, с одной стороны, и личным убеждением преподавателя — с другой.

Во-вторых, указание на ценностный характер общеобразовательных дисциплин в процессе их преподавания позволит преодолеть противоречие между ними и дисциплинами, имеющими прямое отношение к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Благодаря этому, без сомнения удастся преодолеть целый ряд трудностей, возникающих в процессе преподавания.

В-третьих, отказ от воплощения в процессе воспитательной работы конкретной идеологии и ориентация на поиск единых ценностных оснований в различных религиях, мировоззрениях, политических позициях должен привести к снятию противоречий между требованиями действующей системы правосознания и личными убеждениями курсантов и слушателями.

В-четвертых, формирование ценностного сознания у будущих офицеров полиции позволит им при исполнении своего профессионального и служебного долга достигнуть взаимопонимания с представителями различных слоев населения. Знание морально-нравственных и ценностных предпочтений представителей различных социальных групп будет способствовать смягчению противоречий между правоохранительной системой государства и гражданским обществом.

——————————————————————