К вопросам о правовом регулировании рабочего времени работников образовательных учреждений

(Иглин В. В.) («Юрист», N 8, 2000)

К ВОПРОСАМ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В. В. ИГЛИН

В. В. Иглин, зав. кафедрой трудового и хозяйственного права Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Реформирование системы образования трудно представить без коренных преобразований в организации и правовом регулировании труда работников этой сферы, т. к. действующие до настоящего времени нормативные акты (в основном бывшего СССР) весьма противоречивы и не способствуют снижению наметившегося в последнее время роста конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Одной из таких острых проблем является проблема правового регулирования рабочего времени. Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Таким образом, здесь предусмотрена только предельная норма рабочего времени педагогических работников за одну ставку заработной платы (должностной оклад), составляющая не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда (как установлено в указанной статье) продолжительность рабочего времени определяется КЗоТом и иными нормативными правовыми актами, которые, к сожалению, до настоящего времени еще не приняты. Поэтому для педагогических работников нормируемой частью рабочего времени фактически являются нормы часов педагогической работы в день (в неделю, год), за которые им устанавливаются ставки заработной платы. Нормы часов педагогической работы за одну ставку зарплаты определяются ведомственными инструкциями о порядке исчисления заработной платы по различным типам учебных заведений. Так, согласно п. 87 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94, ставка зарплаты устанавливается за 3 часа педагогической (преподавательской) работы в день (18 часов в неделю) учителям 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений (в т. ч. школ, лицеев, гимназий); за 20 часов в неделю учителям — 1 — 4 классов; за 4 часа работы в день (24 часа в неделю) — преподавателям музыкальных школ и т. д. <*>. ——————————— <*> См. подробно: Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения // Нормативные правовые акты Министерства образования РФ. М., 1998. С. 28 — 39.

В высших учебных заведениях также определена лишь предельная продолжительность рабочего времени преподавателей — 36 часов в неделю. В пределах этого времени преподаватели должны выполнять все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы. При этом у преподавателя регламентирована лишь педагогическая нагрузка, которая носит дифференцированный характер в зависимости от занимаемой должности (что представляется вполне обоснованным) и значимости вуза (а это весьма спорно). В частности, в Российской академии госслужбы при Президенте России учебная нагрузка на одного преподавателя составляет в среднем 500 часов в год. Для сравнения: в Ульяновском государственном университете Приказом от 6 июля 1999 г. N 290 утверждена средняя годовая учебная нагрузка: профессора — 750/800 часов, доцента — 850 часов, ст. преподавателя и ассистента — 900. Следует отметить, что для определения нагрузки преподавателя необходимо уточнить соотношение преподавателей и студентов. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. N 1379 «О Санкт-Петербургском государственном университете» установлено для этого вуза соотношение: один преподаватель на четырех студентов дневной формы обучения <*>. Для сравнения в УГУ — 1:10. Очевидно, что «безудержное» увеличение педнагрузки приводит к снижению качества преподавания. На наш взгляд, представляется разумным в нынешних условиях соотношение преподавателей и студентов 1:8 и его целесообразно ввести в Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». ——————————— <*> Постановление Правительства РФ от 01.11.1997 N 1379 «О Санкт-Петербургском государственном университете» // Российская газета. 1997. 13 ноября.

Другой частью рабочего времени преподавателей вузов является учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность, которая должным образом нормативно не регламентирована. Здесь вполне допустимо принятие на уровне Министерства образования единого для всех вузов Положения об учебной нагрузке профессорско-преподавательского состава и нормах времени. При разработке данного Положения можно использовать опыт ведущих вузов России. Например, в РАГСе в учебную нагрузку включают выступление на международных конференциях до 40 часов, за сообщение — 20, на российских конференциях — соответственно республиканских, областных — 30 — 15, внутривузовских — 20 — 10; подготовка индивидуальных или коллективных трудов — до 60 часов за 1 п. л. каждому автору. Научное редактирование коллективных монографий, учебников, сборников, статей — от 5 до 10 часов за 1 п. л. Разработка новых текстов лекций, рекомендованных к изданию, — до 60 часов за 1 п. л., за подготовку учебно-методического пособия — до 60 часов <*>. ——————————— <*> Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1998. С. 163.

Не решен также вопрос о рабочем времени педагога в дни, когда у него нет занятий, или в так называемые «методические» либо «библиотечные» дни. Разумеется, эти дни выходными не являются, т. к. общим выходным днем согласно ст. 60 КЗоТ РФ является воскресенье; они должны предоставляться для повышения квалификации преподавателя в любой форме: в творческих семинарах или путем самообразования. Рабочим временем педагогов считается и время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском. В эти периоды, согласно п. 5.2 Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям образования РФ на 1998 — 2000 гг., администрация образовательного учреждения вправе привлекать их к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул, утверждая график работы. Отсутствие законодательного акта РФ об установлении продолжительности рабочего времени педагогическим работникам привело к тому, что стороны указанного отраслевого тарифного соглашения на 1998 — 2000 гг. (Министерство образования и Отраслевой профсоюз) согласились регулировать рабочее время педагогов Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом образовательного учреждения, трудовым договором (контрактом), а также учебным расписанием и годовым календарным графиком, что фиксируется в коллективном договоре. За нормируемую часть рабочего времени работника принято считать норму часов, за которую ему выплачивается ставка заработной платы, установленная нормативными актами бывшего СССР <*>. ——————————— <*> См.: Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования РФ на 1998 — 2000 гг. // Учительская газета. 1998. 30 марта.

Думается, что такое положение долго продолжаться не может и необходимость принятия нормативного акта, устанавливающего нормы рабочего времени различных категорий педагогических работников с учетом особенностей их труда в различных образовательных учреждениях, очевидна. И первый шаг в этом направлении уже сделан. В проект Трудового кодекса РФ впервые включена глава XLIV «Особенности регулирования труда педагогических работников», а в ст. 286 определена продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством РФ. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогических работников за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ <*>. ——————————— <*> См.: Проект Трудового кодекса РФ // Российская газета. 1999. 28 апр.

Думается, за принятием Трудового кодекса РФ следует ожидать решения Правительства по обсуждаемой проблеме либо, что представляется более предпочтительным, Федерального закона «О правовом регулировании труда работников образовательных учреждений», имеющего комплексный характер и регулирующего общественные отношения, связанные как с рабочим временем, так и с временем отдыха, заключением трудового договора (контракта), охраной труда работников образовательных учреждений.

——————————————————————