Военно-историческое наследие как фактор социально-экономического развития региона

(Иванов А. А.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 11)

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

А. А. ИВАНОВ

Иванов А. А., преподаватель Мурманского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

В начале XXI в. туризм превратился в феномен мирового масштаба, представляющий собой неотъемлемую часть жизни современного общества — его доля в мировом валовом продукте уже достигла 10%, а география туристских путешествий постоянно расширяется. При этом, по оценкам современных исследователей, «классический туризм уступает место познавательному, в том числе историко-культурному туризму». Его доля, согласно некоторым данным, уже составляет до 60% общего объема туристских услуг, поэтому можно констатировать, что историко-культурные путешествия стали системообразующим фактором регионального туристского комплекса. В этой связи «историко-культурное достояние территорий необходимо рассматривать и как туристский ресурс, вызывающий интерес и мотивацию к путешествию, и как ресурс социально-экономического развития территорий» <1>. ——————————— <1> Боханов В. В. Организационные и экономические аспекты развития историко-культурного туризма в регионе (на примере Смоленской области): Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2007. С. 3, 11.

Как следствие, культурно-исторические туристские ресурсы региона, к которым традиционно относят памятники, исторические местности, этнографические достопримечательности, музеи, религиозные центры и т. д. <2>, приобретают не только культурную, но и экономическую ценность. В этом отношении Россия, благодаря многовековой истории, богатой разного рода событиями, обладает уникальным туристским потенциалом. По словам ряда ученых, при грамотном использовании данных ресурсов «туризм может стать локомотивом социально-экономического развития, способствующим экономическому, социальному и духовному» подъему российских регионов и страны в целом <3>. Тем самым актуальным становится вопрос о выявлении факторов и принципов повышения туристской аттрактивности региона посредством рационализации эксплуатации историко-культурных объектов. Одним из таких факторов может быть признана региональная военная история. ——————————— <2> Шульгин П. М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2004. Т. XIII. N 2. С. 115. <3> Бойченко Ф. А. Стратегия развития индустрии туризма в экономике региона: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2007. С. 3.

История России и ее военная история есть понятия не только пересекающиеся, но и во многом совпадающие <4>. Особенности развития нашей страны как государства, традиционно расширявшего свои границы путем колонизации, предопределили конфликтный характер взаимоотношений с соседними народами, результатом чего стало появление профессиональных вооруженных сил, а также специальной научной дисциплины, занятой изучением их эволюции в хронологическом развитии. ——————————— <4> Золотарев В. А., Саксонов О. В., Тюшкевич С. А. Военная история России. М., 2001. С. 40.

Тем не менее военная история в современном ее состоянии имеет не только познавательную, но и мировоззренческую функцию. Являясь эффективным средством совершенствования мышления, она выполняет задачу патриотического и гражданского воспитания. Тем самым основной ее целью, применительно к организации туристической деятельности, является содействие военно-патриотическому туризму. Помимо непосредственных преимуществ от данного вида путешествий, заключающихся в развитии туристской инфраструктуры региона (клубов военно-исторической реконструкции, поисковых отрядов и др.) и диверсификации рынка услуг, в том числе ориентированных на молодежь, особое значение имеет и формирование положительного имиджа региона как центра патриотического воспитания <5>. Это создает благоприятные условия для повышения аттрактивности всего комплекса туристских ресурсов территории, способствуя привлечению внешних инвестиций и интенсификации туристских потоков за счет увеличения доли участия нерезидентов в региональном туристском рынке <6>. ——————————— <5> Титова Е. А. Военный туризм как новое направление туристского рынка // Туризм и культурное наследие. Вып. 2. Саратов, 2004. С. 183. <6> Хромешкин В. М. Методологические аспекты оценки туристского рынка в регионе // Известия ИГЭА. 2007. N 1. С. 22.

Кроме того, при рассмотрении военно-исторического туристского потенциала региона необходимо учитывать тот факт, что значительная часть культурного наследия прошлых эпох аккумулируется в музеях, посвященных истории войн и сражений, отдельных воинских частей или выдающихся полководцев, непосредственно связанных с прошлым данного региона. Такого рода музеи могут быть как единственными в своем роде в рамках конкретной территории (например, Музей боевой славы в Астрахани), так и входить в состав агломераций, объединенных одной тематикой. Сохранение и накопление артефактов военных конфликтов на определенной территории способствует ее превращению в самодостаточный культурный комплекс, степень аттрактивности которого находится в прямой зависимости от его военно-исторической ценности. К примеру, одним из наиболее известных комплексов такого рода в нашей стране является Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, представляющий ценность как целостное достопримечательное место, благодаря событиям Отечественной войны 1812 г. В связи с этим стоит заметить, что одной из главных отличительных особенностей военно-исторических музеев является наличие обширных оружейных коллекций, а «оружие, как объект музеефикации, аккумулирует в себе информативную и документальную ценность, обладает высоким потенциалом в сфере репрезентативности, экспрессивности и аттрактивности» <7>. По мнению Н. Н. Смолина, экспонирование предметов военного быта, к которым относятся вооружение и обмундирование солдат, ордена и медали, флаги, письма и т. д., помогает составить наглядное представление о минувшей эпохе <8>, что способствует экстраполяции переживаемых туристами эмоций на конкретные визуализированные предметы. В свою очередь, конечный эффект от данного процесса выражается в переносе образной ценности перечисленных выше движимых объектов познавательно-культурной рекреации на недвижимые центры их хранения — музеи, архивы, библиотеки и территорию их расположения в целом. За счет этого достигается эффект прямой корреляции между первичной аттрактивностью туристских объектов и конечной аттрактивностью региона — наибольшая роль в этом плане принадлежит территориям, обладающим высокой концентрацией подобных объектов <9>. ——————————— <7> Ерешко Ю. В. Оружие как объект музейного экспонирования: Автореф. дис. … канд. культуролог. наук. СПб., 2008. С. 13. <8> Смолин Н. Н. Коллекция предметов военной форменной одежды первой четверти XIX в. в собрании Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника // Бородинское поле: музей и памятник. М., 2005. С. 134. <9> Карташевская И. Ф. Музеи как составляющий блок индустрии туризма, их роль в географии управления туристическими потоками // Культура народов Причерноморья. 2006. N 82. С. 10.

К тому же следует учитывать тот факт, что, согласно современным социологическим опросам, доминирующим фактором выбора места отдыха для большинства российских туристов служит информация, передаваемая «из рук в руки», в то время как воздействие рекламы «достигает менее 5% потенциальных реципиентов» <10>. Исходя из этого формирование позитивного образа региона как центра познавательного туризма посредством осуществления прямого воздействия на эмоционально-ценностную сферу рекреантов, в том числе в форме распространения военно-патриотических знаний, представляется перспективным направлением работы. ——————————— <10> Зелетдинова Э. А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы // Социологические исследования. 2005. N 11. С. 101.

Не стоит забывать и о том, что крупные отечественные музейные комплексы нередко служат базой для проведения научных конференций по военной истории. Например, в Бородинском музее-заповеднике с 1992 г. ежегодно проводится военно-историческая конференция «Отечественная война 1812 года: источники, памятники, проблемы», неизменно привлекающая исследователей со всей России и из стран ближнего зарубежья, что также является формой использования потенциала местной военной истории для интенсификации туристских потоков. Подобные конференции проводятся не только в Подмосковье, но и в Архангельске («Общественно-научные чтения по военно-исторической тематике «Защитники Отечества»), Омске («Катанаевские чтения»), Санкт-Петербурге («Чтения по военной истории») и других городах России. К примеру, согласно статистическим данным туристских ведомств Калининградской области, посещаемость региона в 2006 г. выросла по сравнению с 1997 г. на 85%. Большую роль в роль в этом сыграло привлечение культурно-исторических ресурсов к обслуживанию туристов. При этом аттрактивность данной категории объектов во многом обусловлена внешними факторами — военно-исторический характер местных ресурсов предопределяет заинтересованность иностранных туристов и экскурсантов в посещении региона как места боевых столкновений вооруженных сил разных государств. Так, учитывая, что на территории Калининградской области протекали сражения Семилетней, Первой мировой и Великой Отечественной войн, данный регион пользуется большой популярностью у туристов из Германии — страны, принимавшей участие в данных конфликтах. В частности, в 2006 г. Калининградскую область посетили почти 82 тыс. иностранных туристов, и гости из Германии составляли около 50% всех зарубежных посетителей региона. Аналогичные тенденции характерны и для других пограничных регионов Российской Федерации. К примеру, туристы из Финляндии стремятся посетить Республику Карелия и Ленинградскую область, являвшихся в 1939 — 1940 гг. главным театром советско-финляндской войны. Большой популярностью у американских и британских туристов пользуются Архангельск и Мурманск — портовые города, служившие в годы Второй мировой войны конечными пунктами союзных поставок по ленд-лизу. Таким образом, объекты туристского показа, связанные с международной военной историей, служат эффективным средством привлечения туристских потоков из-за рубежа. Помимо музеев, большое значение для организации эффективной туристско-экскурсионной работы имеют памятники, мемориалы и обелиски. Появление многих из них также инициировано событиями отечественной военной истории. К таковым, например, относятся памятники М. В. Фрунзе в Иваново и М. Б. Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге, памятник-часовня героям Плевны в Москве и т. д. Будучи недвижимыми объектами туристского показа, памятники и мемориалы, благодаря своей уникальности, оказывают непосредственное влияние на аттрактивность региона, поскольку ассоциируются только с конкретной территорией. Как следствие, наличие подобных объектов выступает в качестве конкурентного преимущества территории по сравнению с другими регионами <11>. ——————————— <11> Семенова Л. В. Методические особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в регионе (на примере гостиничного комплекса Калининградской области): Автореф. дис. … канд. экон. наук. Калининград, 2006. С. 14 — 15.

Одним из специфических объектов такого рода являются исторические памятники природы, т. е. природные комплексы, связанные с важными историческими событиями. Применительно к военной истории ими могут быть районы сражений (Куликово поле, река Калка и др.) или места заключения перемирий. Наиболее известным из последних является Гунибская роща Дагестана, где в 1859 г. имам Шамиль подписал капитуляцию, официально завершив Кавказскую войну с Россией <12>. ——————————— <12> Чичагова М. И. Шамиль на Кавказе и в России. СПб., 1889. С. 100.

Еще одной немаловажной категорией военно-исторических туристских ресурсов являются мемориальные кладбища и братские могилы солдат, павших в ходе военных действий. Основная масса данных объектов в России связана с событиями Великой Отечественной войны, в ходе которой, по самым приблизительным подсчетам, погибло не менее 8,5 млн. военнослужащих Советского Союза <13>. Поскольку основным театром военных действий в 1941 — 1945 гг. была европейская часть России, именно в этом регионе сосредоточена большая часть данных мемориальных объектов. Их посещение в целях туризма несет в себе функцию содействия героико-патриотическому воспитанию граждан посредством их приобщения к военному прошлому России. Количество таких объектов в каждом конкретном регионе зависит от ожесточенности боевых действий на данной территории, и их можно встретить почти во всех концах России. Таким образом, данная категория объектов туристского показа широко распространена в нашей стране и несет в себе не только экономическую, но и социальную нагрузку. ——————————— <13> Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. М., 1993. С. 129.

Вместе тем выявление степени воздействия военной истории на туристский потенциал региона, формирование его культурно-исторических ресурсов и развитие аттрактивности было бы неполным без учета влияния вооруженных конфликтов прошлого на появление разнородных памятников архитектуры и градостроительства. В частности, военно-оборонительное строительство было широко развернуто в нашей стране еще в XII в. Начавшись с появления деревянных и земляных укреплений, отечественная фортификация уже к XIII в. сделала шаг вперед, результатом чего стало появление каменных крепостей, многие из которых сохранились до наших дней. Фортификационные сооружения северо-западной (Новгород, Псков) и северо-восточной (Владимир, Муром, Рязань) Руси, а также Московского и Тверского княжеств создавались с целью обеспечения безопасности земель от вторжений монголов, немцев, шведов, ливонцев. Местами их расположения, как правило, выступали природные объекты, служившие естественными преградами: острова, берега рек, мысовые участки, что во многом предопределило их архитектурно-художественное разнообразие и привлекательность <14>. Применительно к современным туристским условиям можно говорить о том, что оборонительные архитектурные сооружения, расположенные вблизи природных объектов, способствуют формированию интегрального туристского продукта, «потребление которого позволяет максимально полно удовлетворить изменяющиеся потребности отдыхающих и оздоровляющихся» <15>. Так военно-исторические памятники прошлых эпох общественного развития оказывают не только прямое, но и опосредованное воздействие на развитие современной туристской индустрии. ——————————— <14> Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца XIII — начала XVI века. М., 1962. С. 80. <15> Гаценбиллер Н. Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием туристско-рекреационной системы: Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2008. С. 9.

Подводя итоги, можно заключить, что отечественная военная история является одним из важнейших источников культурно-исторических туристских ресурсов в современной России. Она несет в себе функцию не только формирования соответствующих объектов туристского показа, но и воздействия на образ туристской дестинации в массовом сознании, а также влияния на мотивационную активность рекреантов в выборе места отдыха. Важными функциями военной истории являются содействие героико-патриотическому воспитанию граждан России, налаживание международной и межкультурной коммуникации. Тем самым военно-историческое прошлое территории способно оказать позитивное влияние на ее туристское настоящее.

——————————————————————