Проблемы и перспективы социально-экономического развития олимпийского Сочи
(Кучеренко И. М.)
(«Туризм: право и экономика», 2009, N 2)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ОЛИМПИЙСКОГО СОЧИ
И. М. КУЧЕРЕНКО
Кучеренко И. М., проректор по воспитательной работе и международным связям Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента.
Решить проблему качественного менеджмента, который является определяющим в социально-экономическом развитии туризма в России в преддверии проведения Олимпиады в г. Сочи в 2014 г., конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса, возможно в том случае, если административные органы обратят внимание на вопросы подготовки кадров для туристско-рекреационного комплекса. Рынок туристских услуг развивается с каждым годом все активнее, находя дополнительные ниши на мировом рынке услуг. Роль туристских услуг в современном мире стремительно возрастает. Для успешного решения многообразия задач по обслуживанию гостей в период проведения Олимпиады в г. Сочи персоналу гостиниц и туристских комплексов необходимо овладевать профессиональными знаниями и постоянно совершенствовать процесс подготовки и переподготовки кадров. Не секрет, что современные западные фирмы делают ставку на формирование системы управления развитием персонала, которая реализуется в рамках обучения и повышения квалификации работников, а также развития их карьеры. Рассматривая вопросы подготовки, а затем и трудоустройства выпускников на рынке занятости, нельзя не учитывать проблему профилирования образовательного учреждения, его систему и качество подготовки, соответствия требованиям, выдвигаемым Болонским процессом. Именно в этих условиях образовательное учреждение должно занять свое место и сконцентрировать свою деятельность на подготовке кадров для туристской индустрии и для развития экономики региона в целом. Какие же шаги необходимо предпринять административным органам, вузам для разработки эффективной системы подготовки специалистов для сферы туризма, что является гарантом качественного менеджмента в индустрии гостеприимства:
— в учебном заведении необходимо создать ресурсный центр, на базе которого разработать комплексный план по реализации программы подготовки с привлечением ведущих специалистов отрасли;
— разработать предложения и рекомендации по интеграции края в мировую систему туристского образования при помощи и участии краевой исполнительной власти;
— ввести соревновательную систему среди вузов по качественной подготовке специалистов для туристской индустрии с подведением итогов и поощрением студентов и вузов — победителей соревнования;
— активизировать участие студенчества в ярмарках-выставках, приобщая их к приобретению навыков по работе с клиентами (сбору информации для проведения статистического анализа по отрасли и эффективной работе туристских предприятий);
— создать единую информационную базу для сотрудничества работников туризма с образовательными учреждениями с целью проведения совместных мероприятий туристской отрасли, создания базы данных по выпускникам, обмену опытом;
— комитету по курортам и туризму рекомендовать молодежной бирже труда сформировать отдел по трудоустройству выпускников, подготовленных для работы в сфере туристско-рекреационного комплекса;
— в целях качественной подготовки и повышения гарантий по безопасности жизнедеятельности туристов издавать централизованно путеводители, туристские справочники, буклеты, проспекты, привлекая для этого ведущих специалистов учебных и научных заведений;
— учебным заведениям взять на себя инициативу и продолжить традицию по проведению круглых столов с участием всех заинтересованных лиц, работников туристско-рекреационного комплекса, ученых, специалистов в области туризма и санаторно-курортного бизнеса;
— вузам города и края привести в соответствие номенклатуру вузовских специальностей и отраслевых профессиональных стандартов, ввести новые наиболее востребованные специальности в сфере отрасли, совершенствовать систему языковой подготовки;
— используя внутренние возможности образовательных учреждений, разработать план по повышению квалификации туристских кадров, получению второго диплома, диплома европейского образца, используя возможности международного сотрудничества, поощряя участие студенчества в программах мобильности и трудоустройства выпускников не только в стране, но и за рубежом.
Учебный процесс подготовки специалистов в сфере туризма связан с определенными трудностями, к числу которых относится недостаточное количество научных обобщений, систематизированных учебников по вопросам организации обслуживания в гостиницах и туристских комплексах, использования систем автоматизации обработки данных в туристских учреждениях. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
——————————————————————