О работе УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации и Ассоциации юридического образования по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»
(Субботин В. Н.) («Юридическое образование и наука», 2010, N 1)
О РАБОТЕ УМО ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АССОЦИАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 МАЯ 2009 Г. N 599 «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» <*>
В. Н. СУББОТИН
——————————— <*> On the work of educational-methods association on juridical education of the institutions of higher education of the Russian Federation and association of juridical education with regard to execution of edict of the president of the Russian Federation of may 26, 2009, N 599 «On measures of improvemen t of higher juridical education in the Russian Federation».
Субботин В. Н., председатель правления АЮРО, ученый-секретарь УМО, директор Межвузовского центра по юридическому образованию МГЮА имени О. Е. Кутафина.
В данной информации освещается основное содержание деятельности Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации и Ассоциации юридического образования по совершенствованию подготовки юридических кадров в стране в 2009 г. и в начале этого года.
Ключевые слова: УМО по юридическому образованию, АЮР, АЮРО, федеральный государственный образовательный стандарт, Положение об общественной аккредитации.
The article reveals basic contents of the activity of Educational-methods Association related to juridical education of the institutions of higher education of the Russian Federation and Association of Juridical Education related to improvement of training of legal personnel in the country in 2009 and in the beginning of this year.
Key words: EMA on juridical education, Association of Jurists of Russia, Association of Juridical Education, Federal State Educational Standard, Statute on Public Accreditation.
В современный период реформирования российской системы высшего профессионального образования Учебно-методическое объединение по юридическому образованию вузов Российской Федерации (УМО) и Ассоциация юридического образования (АЮРО) совместно с Ассоциацией юристов России (АЮР) проводят целенаправленную комплексную работу по совершенствованию юридического образования. Свою общественную значимость эта работа приобрела с выходом Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», в котором конкретные задачи по повышению качества подготовки юристов в стране ставятся не только государственным структурам, но и общественным объединениям. УМО по юридическому образованию с целью определения основных направлений деятельности по выполнению данного Указа провело 4 июня 2009 г. в Саратове заседание президиума УМО, а 13 ноября в Санкт-Петербурге — совместное заседание Президиума УМО по юридическому образованию, комиссий Ассоциации юристов России по юридическому образованию и юридической науке и Ассоциации юридического образования. Кроме того, представители УМО и АЮРО принимали активное участие в мероприятиях, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Ассоциации юристов России, таких как: — совместное расширенное заседание комиссий Ассоциации юристов России — Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования и Комиссии по юридическому образованию (23 сентября 2009 г.); — заседание Комиссии Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования (22 декабря 2009 г.); — заседание Межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования (24 декабря 2009 г.); — заседание группы по администрированию высшего юридического образования Межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования (22 января 2010 г.), возглавляемой Министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко. Следует отметить, что руководители УМО по юридическому образованию являются председателями экспертных групп Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Ассоциации юристов России. Экспертной группой по разработке и внедрению в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, руководит председатель УМО, ректор МГЮА В. В. Блажеев, а экспертной группой по разработке федеральных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» — заместитель председателя УМО, декан юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова А. К. Голиченков. Для непосредственной разработки документов по совершенствованию юридического образования и прежде всего образовательных стандартов по юриспруденции третьего поколения в УМО три года назад была создана рабочая группа под руководством декана юридического факультета РУДН А. Я. Капустина. Решением заседания Президиума УМО (3 июня 2009 г.) она была реорганизована в Комиссию по разработке нормативной и учебно-методической документации. В результате скоординированной совместной работы всех комиссий и групп были разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Юриспруденция» и проект Положения об общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юристов. В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты (бакалавриат, магистратура) по направлению «Юриспруденция» проходят очередную экспертизу в Межведомственной комиссии по вопросам повышения качества высшего юридического образования, а Положение об общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юристов — в Ассоциации юристов России. По инициативе Президента Ассоциации юридического образования, ректора Санкт-Петербургского государственного университета, декана юридического факультета СПбГУ Н. М. Кропачева на Общем собрании АЮРО с целью апробации Положения об общественной аккредитации и окончательной выработки критериев оценки качества подготовки юристов было решено провести в первой половине 2010 г. «пилотные» мероприятия по общественной аккредитации в вузах, являющихся членами Ассоциации юридического образования. При разработке Положения об общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юристов, приходилось решать много спорных вопросов по каждому разделу Положения. Так, предлагались различные определения общественной аккредитации. На данном этапе обсуждения остановились на следующем определении: «Общественная аккредитация образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, — это постоянно действующая система общественного признания уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям общественных организаций юридического сообщества». Основными задачами общественной аккредитации были определены: — повышение ответственности руководителей, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов вузов в выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция»; — предоставление работодателям гарантий в достаточном уровне подготовки юридических кадров в конкретном высшем учебном заведении; — достоверное информирование граждан о качестве подготовки юристов в каждом вузе России. В ходе разработки Положения одним из проблематичных был вопрос о том, кто будет инициировать, осуществлять и контролировать общественную аккредитацию. Предлагалось три подхода. Первый: «Организация и проведение общественной аккредитации в России возлагается на общественные организации юридического сообщества: Ассоциацию юристов России (АЮР); Учебно-методическое объединение по юридическому образованию вузов Российской Федерации (УМО); Ассоциацию юридического образования (АЮРО)». То есть все перечисленные организации обладали бы равными правами и были со своей общественной аккредитацией. Второй: «Организация и проведение общественной аккредитации в России возлагается на Учебно-методическое объединение по юридическому образованию вузов Российской Федерации (УМО) и Ассоциацию юридического образования (АЮРО) под руководством и контролем Ассоциации юристов России (АЮР) с привлечением их региональных структур». Третий: «Возложить организацию и проведение общественной аккредитации на Ассоциацию юристов России». Исходили из того, что АЮР как ведущая организация юридического сообщества, имеющая обширные представительства по всей России, сама определит «действующие лица» в общественной аккредитации. Победил третий вариант как самый приемлемый и реально значимый. Достаточно много было споров по определению инициаторов проведения общественной аккредитации. Предварительно предлагалось считать, что общественная аккредитация вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, будет проводиться в следующих случаях: — по инициативе образовательного учреждения; — по предложению государственных органов; — по просьбе общественности и вузовских коллективов; — на основании постоянного мониторинга качества юридического образования, осуществляемого соответствующей структурой Ассоциации юристов России, при участии Российской социологической ассоциации. Позднее было принято решение оставить как основание только инициативу вуза. Однако на заседании экспертной группы 10 ноября 2009 г. было решено добавить «проведение общественной аккредитации по решению организаций юридического сообщества». Принятый после всех обсуждений проект Положения на данный момент устанавливает, что общественная аккредитация вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, проводится в следующих случаях: — по инициативе образовательного учреждения, на основании заявления в Комиссию по общественной оценке качества высшего юридического образования Ассоциации юристов России; — по решению Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Ассоциации юристов России (основанием данного решения могут являться поступающие в Ассоциацию юристов России обоснованные жалобы граждан на качество юридического образования в вузе, сведения из средств массовой информации и других информационных источников, предложения общественных организаций юридического сообщества, плановая общественная аккредитация вуза); — по инициативе Рособрнадзора. При разработке и обсуждении проекта Положения особое внимание уделялось понятию механизма общественной аккредитации юридического образования. После длительных согласований было решено, что механизм общественной аккредитации юридического образования должен включать в себя ряд последовательных мероприятий, а именно: а) оценку качества юридического образования в образовательном учреждении ВПО, определяемую экспертной группой в составе не менее трех человек с обязательным представительством работодателей, юридических общественных организаций и вузов (состав экспертной группы определяется решением Комиссии Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования); б) обсуждение полученных результатов и принятие решения о получении (продлении) или отказе вузу в общественной аккредитации на заседании Комиссии Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования; в) занесение вуза в Реестр общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования Ассоциации юристов России; г) вручение вузу, получившему общественную аккредитацию, удостоверения установленного Ассоциацией юристов России образца; д) письменное уведомление Рособрнадзора об итогах общественной аккредитации вуза (подписанное Председателем Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Ассоциации юристов России); е) размещение в прессе и свободном доступе на официальных сайтах общественных организаций юридического сообщества результатов общественной аккредитации; ж) общественное ранжирование (рейтинг вузов); з) периодическую (не реже одного раза в пять лет) перепроверку качества подготовки юридических кадров в образовательном учреждении высшего профессионального образования с целью подтверждения общественной аккредитации. Особенно много споров среди членов экспертной группы вызывал пункт о процедуре оценки качества юридического образования в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Поначалу содержание процедуры было вынесено за рамки Положения. В конечном счете все же было решено включить процедурные вопросы в Положение. Очень важно, что предложенная процедура оценки качества юридического образования проводится не столько с целью определения формальных показателей, сколько с целью познания качественных характеристик условий образовательного процесса, включая качество воспитательной работы по подготовке юристов. Она включает в себя следующие виды экспертиз: Во-первых, анализ качества организационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса. К критериям качества организационного и материально-технического обеспечения были отнесены: — наличие в многопрофильном вузе монопрофильного (юридического) факультета; — наличие и качество организации работы студенческой правовой консультации (юридической клиники); — наличие и эффективность использования учебного зала судебных заседаний; — наличие и эффективность использования криминалистической лаборатории, оборудованной для проведения занятий по криминалистике (судебной экспертизе); — наличие собственной библиотеки и эффективность ее использования; — обеспеченность каждого обучающегося рабочим местом с выходом в Интернет и правовые справочные системы в соответствии с трудоемкостью изучаемых дисциплин; — наличие учебных аудиторий в количестве, необходимом для проведения занятий с имеющимся на юридическом факультете (в юридическом вузе) контингентом в соответствии с расписанием, а также режим их использования. Во-вторых, анализ качества организации образовательного процесса в вузе (на факультете). В критерии качества организации образовательного процесса в вузе (на факультете) включены: — соответствие расписаний учебных занятий содержанию рабочих учебных планов; — соответствие реально проводимых занятий расписаниям учебных занятий; — степень приближения образовательного процесса к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников; — наличие разработанных преподавателями вуза учебных программ по всем юридическим дисциплинам рабочего учебного плана; — качество ведения учебных карточек студентов; — соответствие перечня и оценок изученных дисциплин в зачетной книжке студента перечню и оценкам в учебных карточках; — наличие штатных преподавателей (не менее 60%) и степень их участия в учебном процессе; — компетентность преподавательского состава (наличие ученых степеней, званий; практический опыт; соответствие научной работы и публикаций преподаваемым дисциплинам); — количество и качество учебной и научной юридической литературы, авторами которых являются преподаватели вуза; — финансовая обеспеченность образовательного процесса на факультете, в вузе; — мнение сотрудников и преподавателей об уровне организации образовательного процесса в вузе. В-третьих, анализ качества подготовки юристов в вузе (на факультете). По этому виду экспертизы определены следующие критерии: — практическая и теоретическая подготовленность выпускников и студентов старших курсов (по профессиональным дисциплинам); — мнение обучающихся и выпускников о качестве образовательного процесса; — мнение работодателей о качестве подготовки юристов в вузе; — качество воспитательной работы, направленной на осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии, на формирование у них уважительного отношения к праву и закону, а также нетерпимости к коррупционному поведению. В данном Положении также изложен регламент общественной аккредитации, который включает в себя: — определение Комиссией Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования образовательного учреждения, в котором будет проводиться общественная аккредитация; — утверждение состава экспертной группы и ее руководителя, определение сроков проведения общественной аккредитации; — направление в адрес вуза (почтой и по факсу) выписки решения Комиссии Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования не позднее чем за месяц до проведения общественной аккредитации и получение от образовательного учреждения уведомления о своем согласии или отказе в общественной аккредитации не позднее чем за неделю до проведения общественной аккредитации (почтой и по факсу); — экспертизу вуза, которая завершается подготовкой экспертной группой соответствующего заключения, направляемого в Комиссию Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования для принятия решения. Вуз, получивший общественную аккредитацию, получает признание в юридическом сообществе; по его желанию он принимается в Ассоциацию юридического образования и в члены УМО по юридическому образованию; о нем сообщается в средствах массовой информации и других информационных источниках. Другими словами, общественная аккредитация дает населению и работодателям гарантию качественной подготовки юристов в конкретном вузе. И наоборот, вузу, который не получил общественную аккредитацию или от нее отказался, такая информация в средствах массовой информации вряд ли сослужит хорошую службу. P. S. Проект Положения об общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юристов, в настоящее время находится на стадии обсуждения и доработки. Мы ждем от нашего читателя предложений по e-mail: auro08@mail. ru.
——————————————————————