Социокультурные аспекты модернизации российского образования в контексте европейской интеграции
(Зиберова Л. В.)
(«Общество и право», 2010, N 5)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Л. В. ЗИБЕРОВА
Зиберова Лидия Владимировна, преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Московского гуманитарного экономического института.
Автор, анализируя в своей статье, что современной системе образования необходимо учитывать творческое восприятие усвоенной информации и трансформацию ее в качественно новое знание; фундаментальность образования, формирующую целостную картину мира; нравственную и этическую функции образования; расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора ею жизненного пути.
Ключевые слова: Концепция модернизации, парадигма, Болонский процесс, интеграция интеллекта, социокультурный аспект, национальная доктрина, реформирование образования.
The author of the article «Social and cultural aspects of the modernization of the russian education in context of the european integration» considers that it is necessary in the modern system of the education to take into account creative perception of the learned information and its transformation into the new knowledge, fundamental nature of the education, which forms the integral picture of the world, moral and ethic functions of the education, broadening of the possibilities of self-development of personality and competent choice of the course of life.
Key words: conception of modernization, paradigm, Bolognese process, integration of intellect, social and cultural aspect, national doctrine, reformation of education.
Международная интеграция в сфере образования, открывая новые связи, являясь взаимосвязанной и взаимообусловленной целостностью, выступает фактором преобразования общества. Современная мировая практика развития образования в условиях цивилизационных изменений и поиска новой образовательной парадигмы все больше ориентируется на формирование интегративных тенденций. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, на государство возложена в качестве основной задача обеспечить интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций. Одной из форм перехода стал Болонский процесс, структурные реформы которого выступают механизмом построения европейского пространства образования, сохраняющего богатство культуры, многообразие ее национальных типов при одновременном достижении их сопоставимости.
Модернизация российского образования, рассматриваемая в условиях формирования Болонского процесса, направлена на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта. Новая концепция высшего образования исходит из развития духовности и творческого потенциала личности с нравственной ответственностью за свои действия, способной к гармонизации взаимоотношений в системе «человек — природа — общество».
В контексте произошедших изменений возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть социокультурные аспекты реформирования российского образования. В условиях смены приоритетов в системе культурных ценностей обозначается проблема формирования поликультурности, диалогового общения, диалоговых способов мышления, что требует от современного образования обращения к отечественным традициям, ценностям духовного мира, расширяющего такие функции, как социализация и инкультурация.
Теоретической основой реформирования системы образования в современном мире является философия образования, которая рассматривает мировоззренческие, интегративные и методологические задачи существующей системы образования. Это позволяет решать проблемы модернизации образования, помещая их в парадигмальный контекст современной социальной философии.
Вопросы реформирования образования занимают сегодня одно из центральных мест в российской государственной социокультурной политике. Концепция модернизации образования определяет основные направления в развитии российского образования: учет тенденций мирового развития, возрождение российской культуры и ценностей национального образования, укрепление образования как социального института. Образование является приоритетным национальным проектом, цель которого — ускорить модернизацию российского образования, в том числе через инновационные программы, усилить роль воспитательной функции образования. Механизмом реализации проекта стала Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы, считающая плавное вхождение российских вузов в Болонский процесс одним из направлений реформы.
Вступление России в единое образовательное пространство согласуется с европейскими процессами, во многом определяющими сроки внедрения стандартов третьего поколения, а также новые специальности и направления. Прагматика времени требует тщательного изучения всех составляющих современного образовательного пространства, поскольку реформирование российского образования — это не столько политическая и экономическая проблема, сколько вопрос сохранения общества и национальной культуры на основе диалога. Кроме того, интеграция России в европейские и общемировые образовательные процессы обострила проблему взаимоотношения центра и периферии, интеграции и регионализации.
Уже само многообразие выносимых суждений, полифония мнений вокруг модернизации образования свидетельствует об их важности для общественного сознания современной России, актуальности их осмысления как в теоретическом, так и в практическом плане, при этом потребность практики в ряде случаев звучит в качестве императива. Поэтому закономерно, что тема реформирования образования, проблематика развития образования в социокультурном контексте привлекает все большее внимание исследователей, объективно стимулируя поиск новых решений, особо актуальных в русле регионального аспекта проблемы.
Модернизация образования, затрагивая тактические образовательно-организационные проблемы, представленные в сферах образовательной политики, социальной педагогики, социологии образования, в целом решает мировоззренческие, социально-философские вопросы. Идея, согласно которой ценностью образования считается развитие человека, лежит в основе философско-образовательных концепций таких философов, как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, Л. Выготский, М. Бахтин, М. Мамардашвили, М. Бубер, В. Библер и др.
В связи с переосмыслением статуса образовательной парадигмы, характерным для общества в периоды социокультурных кризисов, получила развитие новая отрасль философского знания — философия образования, комплексно изучающая вопросы образовательного процесса. Отечественная философия образования располагает собственными традициями и подходами к разработке ее проблематики, выраженными в трудах Б. С. Гершунского, К. Х. Делокарова, В. М. Межуева, Н. Н. Моисеева и др.
Значительное внимание в теоретических работах современных российских ученых Ф. Т. Михайлова, Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчанинова уделяется исследованию изменений социальной роли, задач и идеалов высшего образования.
Вместе с тем, несмотря на многообразие разноплановых исследований в области образования, ряд принципиально важных вопросов не получили в научных разработках достаточно полного освещения. К ним относится проблема реформирования российского образования в условиях европейских образовательных интеграционных процессов и сохранения отечественных традиций в образовании. Исследования данной проблематики находятся на начальном этапе изучения, поскольку процесс реформирования образования в контексте европейской образовательной интеграции исследуется преимущественно в педагогической литературе, редко становясь объектом философско-культурологического осмысления. В последнее десятилетие появились работы, отличающиеся новизной представлений о модернизации российского образования в контексте европейских интеграционных образовательных процессов (В. И. Байденко, Л. С. Гребнев, Л. Л. Любимов, С. А. Медведев и др.). Возросший интерес объясняется необходимостью учета новых социальных реалий в социокультурной практике реформирования системы образования.
Несмотря на широкий спектр исследований, связанных с модернизацией образования, требуется более глубокое раскрытие специфики российской ситуации реформирования отечественной системы образования в контексте европейской образовательной интеграции. Недостаточное внимание уделяется принципиально новым социально-философским подходам развития образования, связанным с сущностными характеристиками современного мирового развития и интеграционными процессами в высшем образовании. Мировой кризис образования, неудачи предыдущих реформ выводят на первый план философское осмысление создавшейся ситуации, поскольку без выработки новых концептуальных, методологических и аксиологических подходов окажется невозможным достижение тех целей в сфере образования, которые выдвигаются как на международном, так и на национально-государственном уровне.
Образование — многоаспектное явление: социальный институт, специфическая сфера духовной жизни, транслятор культуры, часть социокультурного пространства материальной жизни. Хотелось бы подчеркнуть, что образование — это не только процесс передачи знаний от одного поколения к другому, это процесс становления и развития личности в ходе ее приобщения к культуре общества, воспитание и самообразование человека.
В современных научных разработках по проблемам образования особое значение приобретают глобальные факторы, поскольку возрастает взаимозависимость человека и природы, разных культур и традиций, социально значимыми становятся открытость образовательных моделей, способность реагировать на вызовы времени. Такая постановка вопроса требует существенной перестройки прежде всего высшего профессионального образования. Фон мировых и европейских изменений, которые затрагивают все аспекты экономических, социальных, политических, технологических и культурных контекстов, меняет основные параметры высшего образования, поскольку образовательная система переходит к так называемому массовому или даже к всеобщему высшему образованию.
На основании официальных материалов ЮНЕСКО можно выделить и анализировать следующие тенденции развития высшего образования: 1) многовариантность, многообразие, многомодельность образования; 2) стратегическая установка на образование для всех на протяжении всей жизни; 3) постоянная адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям; 4) развитие опережающего, инновационного обучения; 5) преодоление узкоэкономических ориентаций в высшем образовании; 6) сохранение, развитие и распространение национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия; 7) расширение доступа к образованию на началах справедливости; 8) повышение роли и уровня научных исследований и преподавания.
Анализ выделенных тенденций позволяет отметить, что российская система образования развивается в русле мировых тенденций, образование способно закрепить позитивные сдвиги, сохранить уникальность отечественной культуры, выйти на ускоренный режим развития, если включит ресурс мировых тенденций реформирования в стратегические ориентиры на основе сохранения и продвижения плюрализма ценностей. Учитывая влияние глобальных тенденций на развитие образования, на основании документов ЮНЕСКО, можно сделать вывод, что приоритеты в сфере образования определяются независимо от социальной, конфессиональной, гендерной принадлежности человека. Каждый человек имеет право на доступ к полноценному и качественному образованию, предполагающему принципы интегрированного, непрерывного, открытого, мультикультурного образования для всех в интересах устойчивого развития человечества.
Философское рассмотрение основ образования позволяет сделать вывод о том, что современное образование, являясь реальным участником зарождения нового всемирного сообщества, оказывается в эпицентре проблем его развития. Такое понимание проблемы помогает разрешить целый ряд стоящих перед образованием задач, касающихся формирования новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях, возрождения духовной жизни общества.
Система образования в XXI веке, веке информации и научных знаний, будет решать принципиально новую глобальную проблему — подготовку людей к жизнедеятельности в условиях информационного мира.
М. Маклюэн и теоретики постиндустриального, информационного общества Д. Белл, Й. Масуда, Дж. Несбит, А. Тоффлер и др. предупреждали о наступлении нового периода развития общества, создании качественно новой искусственной информационной среды, которая сможет не только обеспечить адекватное отражение текущего состояния общества, но и его саморегулирование. На наш взгляд, информация, интегрируя социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы, создает перспективы возможной концентрации основных интеллектуальных ресурсов, формирует новые культурные и социально-гуманитарные потребности в информационном обществе. Показано, что обмен знаниями сопровождается становлением новых ценностных и мотивационных парадигм, разнообразием подходов к решению проблем культурного взаимодействия и сохранением этнокультурного своеобразия, идентичности личности в условиях мультикультурализма.
Особую роль в формировании образовательной системы выполняет глобальная информационная сеть Интернет, формирующая новые типы человеческого общения, трансформирующая существующие ценности (индивидуализм, обособленность, присвоение, собственность, рынок, капитал, потребительские ценности) и предполагающая новые ценности (открытость общества и человека, непосредственную связь между людьми в обществе, приоритетное развитие познавательной способности людей и их духовности). На наш взгляд, поиск философских основ современного образования предполагает для российской школы обращение прежде всего к истокам отечественной философии. Можно допустить возможность заимствования технических достижений Запада, необходимо находить такие формы образования, которые близки российскому мировоззрению. В этой связи целесообразно соотнести философские основы взглядов отечественных мыслителей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, П. А. Флоренского, В. И. Вернадского, Н. А. Бердяева и др., которые определили особенности российского человека и его культуры, с предлагаемыми сегодня формами образования.
Информационный потенциал общества определяется уровнем информационной культуры, поскольку любые технические нововведения становятся эффективными в социальном плане тогда, когда органически включаются в культурную среду общества. Под информационной культурой общества понимается способность эффективно использовать информационные ресурсы, необходимые для освоения новых научных представлений и их философского осмысления, создания условий для раскрытия интеллектуального потенциала человека, мобилизации его мышления, развития его познавательных способностей, творческого потенциала, креативности, разнообразных проявлений духовности, нравственного и физического здоровья. В связи с этим одним из главных факторов, который влияет на уровень информационной культуры современного общества, является состояние системы образования, определяющей общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей.
Параллельно с интеграцией интеллекта идет также процесс стирания разнообразия, обозначается проблема адаптации человека к новой непривычной и крайне быстро развивающейся образовательной среде, обнаруживается смещение приоритетов от концентрации на фундаментальных знаниях к концентрации на прикладных экономических аспектах. Вместе с тем коммерческая ориентация ведет к снижению уровня фундаментального образования, меньше внимания уделяется этическим проблемам, социальной справедливости, критическому анализу. Кроме того, возникает проблема фрагментарности полученных знаний, что особенно характерно для социальных наук. Отмечается, что современные процессы информатизации объединяют мир чаще всего через массовую культуру, ориентированную на развлечение.
Анализ социокультурных факторов реформирования образования в условиях информационной культуры позволяет сделать вывод, что современной системе образования необходимо учитывать творческое восприятие усвоенной информации и трансформацию ее в качественно новое знание; фундаментальность образования, формирующую целостную картину мира; нравственную и этическую функции образования; прикладной аспект образования, баланс между ориентацией программ на рыночные отношения с целью дальнейшего трудоустройства выпускников и этически ориентированной составляющей образования; расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора ею жизненного пути.
——————————————————————