Вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся в нормативных актах Временного и Советского правительств, в определениях Священного собора Православной российской церкви (1917 — 1918 гг.)
(Синельников С. П.) («История государства и права», 2011, N 2)
ВОПРОС О ВОЗРАСТЕ РЕЛИГИОЗНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ВРЕМЕННОГО И СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВ, В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ СВЯЩЕННОГО СОБОРА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ (1917 — 1918 ГГ.) <*>
С. П. СИНЕЛЬНИКОВ
——————————— <*> Sinel’nikov S. P. Problem of the age of religious self-determination of pupils in the normative acts of the caretaker and soviet governments in the rulings of the Holy Assembly of the Russian Orthodox Church (1917 — 1918).
Синельников Сергей Петрович, преподаватель Волгоградского индустриального техникума.
В статье рассматривается ключевой вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся в 1917 — 1918 гг. — по документам Временного и Советского правительств и по решениям Поместного собора. Решение этого вопроса определяло правовые возможности изучения детьми Закона Божьего в школе. Временное правительство манипулировало этой гражданско-правовой нормой и провозгласило необязательность изучения Закона Божьего. Советское правительство запретило религиозное образование для несовершеннолетних, что сделало изучение религии недоступным для детей и юношества. В статье сравниваются нормативные акты Временного правительства, Советского правительства и решения Священного собора в отношении возраста религиозного самоопределения учащихся, из которых следовало различное правовое положение религиозного образования в школе.
Ключевые слова: религиозное самоопределение, Временное правительство, Советское правительство, Священный собор Православной российской церкви, Закон Божий, религиозное образование, атеизм.
The article considers the key issue of the age of religious self-determination of pupils in 1917 — 1918 in accordance with the documents of the Caretaker and Soviet Governments and decisions of the church council. The solution of this issue determined the legal opportunities for learning by pupils of the Law of God at school. The Caretaker Government manipulated this civil-law norm and declared non-obligatoriness of learning the Law of God. The Soviet Government prohibited religious education for minors which made religious education inaccessible for them. The article compares normative acts of the Caretaker Government, Soviet Government and decisions of the Holy Assembly with regard to the age of religious self-determination of pupils which resulted in different legal status of religious education at school.
Key words: religious self-determination, Caretaker Government, Soviet Government, Holy Convocation of the Orthodox Russian Church, Law of God, religious education, atheism.
В 1917 — 1918 гг. ключевым вопросом, определяющим и допускающим возможность изучения детьми Закона Божьего в школе, стал вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся. До 1917 г. религиозная принадлежность детей устанавливалась и определялась полностью по воле родителей. В законодательстве этого периода признавалось, что «индивидуальная свобода совести и независимость гражданских и политических прав от вероисповедания обеспечиваются за каждым гражданином, но абсолютной неограниченной свободы совести не существует». Считалось, что свобода совести находит свой предел в возрасте гражданина, поскольку не может быть свободного религиозного самоопределения в детском возрасте, и, следовательно, «дети должны получить религиозное образование и воспитание не по собственному выбору, а по указанию родителей или тех, кто их заменяет» <1>. ——————————— <1> Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 164.
Временное правительство издало ряд постановлений и разработало пакет законопроектов, существенно меняющих правовое положение религиозного образования в школе, снизив возраст религиозного самоопределения учащихся до 14 лет, среди которых главными были Постановление «О свободе совести» <2> и Временное положение о преподавании Закона Божия <3>. В комментариях и объяснениях этого решения указывались возможные случаи неизучения Закона Божьего <4>. ——————————— <2> Постановление Временного правительства от 14 июля 1917 г. «О свободе совести» // Церковные ведомости. 1917. N 31. 29 июля. С. 247 — 248. <3> Временное положение о преподавании Закона Божьего в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения (заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.) // ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31. <4> Из «Вестника Временного правительства» // Педагогические известия. 1917. Октябрь — ноябрь. N 3 — 4. С. 73 — 74.
Постановлением о значительном понижении возраста религиозного самоопределения до 14 лет Временное правительство объективно ослабило власть родителей над детьми, разделило детей с их родителями, проигнорировав предложения съездов педагогов (с 16 лет) <5>, Всероссийского родительского съезда (с 17 лет) <6>. ——————————— <5> Выписка из протокола N 3 съезда учащих г. Мариуполя и уезда, 9 августа 1917 г. // ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 26. Л. 219. <6> Резолюция 1-го Всероссийского родительского съезда в Москве (7 — 10 августа 1917 г.). Секции по религиозно-нравственному обучению и воспитанию // ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 4.
После состоявшихся решений Временного правительства родители только до 14-летнего возраста своего ребенка могли решать этот вопрос единолично. Теперь всякий юноша по свободному желанию мог определить свое отношение к изучению Закона Божьего, а родители не были вправе принудить своего ребенка изучать Закон Божий и теряли над ним власть. Кроме того, проблема самоопределения была превращена или переиначена в вопрос о праве выхода из православия, что можно было сделать задолго до 18 лет, ведь препятствия к «добровольному выходу из православия» снимались. Священный собор Православной российской церкви посчитал, что 14-летний возраст для перемены вероисповедания и признания себя не принадлежащим ни к какой вере, а следовательно, и для прекращения изучения Закона Божьего в школе, «представляется слишком юным, так как не обеспечивает надлежащей зрелости суждения ввиду душевных и телесных особенностей отрочества» <7>. Была предусмотрена возможность «добровольного выхода из Православия». Соборное определение от 2 декабря 1917 г. запретило решение вопроса о выходе из православия, а значит, и саму возможность отказа от изучения религии до совершеннолетнего возраста, т. е. до 18 лет. Но предусмотрело ряд оговорок: если добровольный выход из православия допускается не ранее достижения брачного возраста, то такое возможно и «дети могут оставить Православие только по желанию родителей, и притом лишь в случае оставления Православия самими родителями; от детей, достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие» <8>. Таким образом, Собор определил, что до наступления совершеннолетия (18 лет) изучение Закона Божьего безоговорочно и обязательно. ——————————— <7> Выписка из протокола Соборного совета от 28 сентября 1917 г. за N 15 // ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 38. <8> Определение Священного собора Православной российской церкви о правовом положении Православной российской церкви от 2 декабря 1917 г. // Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917 — 1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 14.
Все споры 1917 г. о возрасте религиозного самоопределения детей были прекращены решениями советской власти. Впервые норма, запрещающая преподавание религиозных учений детям до 18 лет не только в государственной школе, но и вне ее в любых организованных формах, прозвучала в разъяснении Наркомпроса от 23 февраля 1918 г. <9>. Последующие постановления и циркуляры закрепили положение о недопустимости преподавания вероучения детям до 18 лет <10>. ——————————— <9> Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 23 февраля 1918 г. // URL: http://law-news. ru/cp/c25/page_243.html (дата обращения: 28.10.2008 г.). <10> Декрет ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» (Положение) 1918 г. // Систематический сборник важнейших декретов. 1917 — 1920. М., 1920. С. 187; Постановление Народного комиссариата по просвещению от 23 апреля 1921 г. (протокол Коллегии Наркомпроса 17-го заседания) // ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 59; Циркулярное разъяснение Наркомюста, НКВД и Наркомпроса N 200 всем губисполкомам об использовании зданий, предназначенных для богослужебных целей и других надобностей (по дате заверенной копии — 17 октября 1921 г.) // ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61; Разъяснение V отдела Наркомюста N 227, 8 мая 1922 г. // Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик… Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства / Под ред. П. А. Красикова. М., 1926. С. 368 — 369; Циркуляр НКВД N 336 всем губотделам управления (по губликвидкому) от 31 июля 1923 г. // ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 344.
Фактически в советской школе для детей до 18 лет устанавливалось обязательно-принудительное антирелигиозное воспитание. Поэтому ни о каком религиозном самоопределении речи быть не могло. Государство лишило этого права учащихся и их родителей. По установлениям советской власти для детей, отроков и даже юношей до 18-летнего возраста вообще не требовалось спрашивать мнения ни самих учащихся, ни их родителей по указанному поводу, тем самым юношество до 18 лет намеренно оставлялось без всякого духовного просвещения и помощи. Советское правительство, заботясь единственно о том, чтобы дети не попадали под влияние религии, и заинтересованное в пропаганде атеизма в школе, подняло возраст самоопределения до 18 лет. Это привело к еще большему ослаблению власти родителей над детьми, к подрыву родительской воли, авторитета, к внутрисемейному разладу. Фактически отменив религиозное самоопределение учащихся, советская власть взяла на себя право и ответственность решать за ребенка и его родителей этот сложный вопрос. Целями и результатами указанных постановлений были, с одной стороны, создание облегченного порядка для выхода из православия, а с другой — большие затруднения в полноценном пребывании в православии. Советскими органами власти это называлось «соблюдением и осуществлением принципа свободы совести». Парадоксально, но советская власть подняла возраст самоопределения до той отметки, на которой настаивала церковь. Однако в это вкладывался совершенно иной смысл. Конечно, юридическое и духовно-нравственное совершеннолетие не совпадают, но отнесение срока религиозного самоопределения до столь позднего возраста говорит о недоверии законодателей как к родителям, так и к их детям, об озабоченности руководителей партии и государства в отношении того, чем будет просвещаться душа и ум ребенка, — знаниями основ родной веры и религии или суррогатами коммунистической идеологии? Возраст от 10 до 18 лет — самый, пожалуй, ответственный в жизни человека: в эти годы закладывается личность, навыки, отношение к миру и к себе, приобретаются основы мировосприятия, формируются мировоззренческие установки, т. е. все то, что определяет — чем и кем человек будет во взрослости. Получилось, что, с одной стороны, поднимался возраст, с которого допускалось изучение религии, но годы учебы в этом возрасте уже заканчиваются, юноша уже сформировался как личность и в тех немногих разрешенных специальных богословских школах могли получить религиозное образование лишь немногие. Фактически эта непомерно поднятая по возрасту разрешительная планка означала для 99% вчерашних школьников — насмешку. С другой стороны, до 18 лет ни родители, ни сами дети не могли позволить себе ни под каким предлогом возможности религиозного обучения. Новые законы объективно означали для огромного числа детей разного возраста (до их совершеннолетия) — принудительный выход из православия! Это — главное. Между родителями и детьми случился разрыв связей, ослабление и даже устранение родительской власти над детьми. Советское законодательство прямо нигде не указывало на ограничение прав родителей в отношении воспитания детей в своей религии. Более того, до 1923 г. формально оставалось право на частное обучение детей. Однако в законоустановлениях советской власти отсутствовала четкая констатация этого права. Систематизируем этот сложный вопрос, представив в табличной форме четыре возможные ситуации-варианта с изучением Закона Божьего и того, как они разрешались Временным правительством, Священным собором и Советским правительством — в соответствии с устанавливаемой в каждом случае нормой возраста религиозного определения:
По решениям и определениям
Временного Священного собора (до правительства 18-летнего Советского возраста детей) правительства до 14 лет 14 — 18 (до 18 лет) лет Родители При выходе признают родителей себя из православными православия
1. (+) (+) (+) получают право и (-) следует Родители дети дети возможность на изучение подождать до и их дети изучают ЗБ изучают ЗБ наступления хотят ЗБ 18-летия изучать ЗБ
2. (+) (-) (+) дети в (-) только (-) Родители получают дети обязательном по желанию желательный и их дети право на не порядке родителей и не желают изучение изучают изучают ЗБ при условии приветствуемый изучать ЗБ ЗБ их выхода законом ЗБ из вариант православия и с согласия детей с 9- летнего возраста
3. (+) (-) (+) право родителей (-) закон Родители согласно дети решать за детей до 18- выступает на желают, воле не летнего возраста стороне детей а дети родителей изучают против воли их не хотят дети ЗБ «реакционных» изучать изучают ЗБ родителей ЗБ обязательно
4. (-) дети (+) (+) дети (-) по (-) у детей Родители подчиняются дети изучают ЗБ желанию нет никакой не хотят, воле изучают родителей возможности а дети родителей и ЗБ и при самостоятельно желают не изучают условиях: реализовать изучать ЗБ а) право на ЗБ подчинения изучение ЗБ воле родителей до 9 лет, б) согласия детей старше 9 лет
Таким образом, установленный законодательством возраст религиозного самоопределения свидетельствует как о характере государственно-церковных отношений, так и о месте и роли, отводимых религиозному образованию и изучению Закона Божьего. Этот признак является атрибутивным, выражающим существенное в отношениях церкви и государства. Временное правительство легкомысленно и безответственно манипулировало этой гражданско-правовой нормой. А с октября 1917 г. в результате сознательного и целенаправленного нормотворчества — в ущерб психолого-возрастным особенностям учащихся, общепризнанным педагогическим нормам и вопреки религиозно-нравственным ценностям — советская власть исключила возможность изучения религии в школьном возрасте, сделав ее недоступной для детей и юношества. При определении этой нормы естественным образом следовало учитывать исторический опыт России и культурообразующую роль православия, религиозный быт и традиции, глубоко укоренившиеся в народе. Введением разрешительной для изучения религии нормы лишь с 18 лет Советское правительство не считалось с духовной природой человека, игнорировало психолого-возрастные особенности детского, подросткового и юношеского возраста, отвергало педагогические разработки в этом вопросе и следовало целиком соображениям политическим и идеологическим. В установлении указанной нормы советские законодатели исходили в первую очередь из доктрины коммунизма, «альфой и омегой» которого являлся атеизм. Все иные факторы воспитательно-педагогического и культурно-образовательного значения были подчинены этой доктрине.
——————————————————————