Церковная автономия и самоуправление. История и современность

(Иеродиакон Евлогий (Харитонов)) («Административное и муниципальное право», 2011, N 11)

ЦЕРКОВНАЯ АВТОНОМИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ИЕРОДИАКОН ЕВЛОГИЙ (ХАРИТОНОВ)

(Харитонов) Евлогий Иеродиакон, аспирант кафедры управления и канонического права.

В соответствие с каноническими постановлениями и церковной традицией издревле существовало внутрицерковное административное разделение. Единство Вселенской Церкви не нарушается ее историческим подразделением на канонические единицы. Автономные и Самоуправляемые Церкви в составе Поместных, следуя Апостольским правилам, формируются на основе административно-территориального принципа, заложенного еще в первые века христианства.

Ключевые слова: управление, автокефалия, автономия, самоуправление, митрополия, каноническое право, юрисдикция, Вселенская Церковь, Поместная Церковь, Устав.

Church autonomy and self-administration. History and Modernity Hierodeacon Eulogius (Kharitonov)

In accordance with the canonic statements and religious tradition, church has always had certain administrative divisions inside it. Even though the Universal Church has been historically divided into units, it does not break its wholeness and integrity. Following the apostolic canons, autonomous and self-administrating churches as part of the local church administration is established according to the administrative-territorial principle which was introduced in the first centuries of Christianity.

Key words: administration, autocephaly, self-administration, metropolis, canon law, jurisdiction, universal church, local church, charter.

Вселенская Церковь состоит из отдельных Поместных Церквей. Поместные Церкви, в свою очередь, включают в себя епископии (епархии), а епархии — приходы. Существуют и иные единицы административно-территориального деления Церкви: автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура Церкви сложилась в течение первых столетий ее истории, и с тех пор в основе своей она остается неизменной. Административное деление Церкви строится на территориальном, а иногда и на национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют церковную общину и окормляются епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного…» (Колосс. 3:11). Как сказано в 34-м Апостольском правиле, «епископам всякаго народа подобает знати первого в них…», однако исторический контекст совершенно однозначно говорит о том, что под «народом» в этом правиле подразумевается территория, занятая тем или иным народом. Провинции Римской империи составили земли, населенные племенами, подвергшимися впоследствии эллинизации или латинизации, в названиях провинций сохранилась память о населявших их некогда народах: Дакия, Галатия, Фракия, Нумидия, что также косвенно подтверждает эквивалентность понятий «народ» и «территория», применительно к 34-му Апостольскому Правилу. В своем территориальном размежевании Поместные Церкви сообразуются, в основном, с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Совершенно очевидно, однако, что в настоящее время к канонической территории той или иной Поместной Церкви относятся и их заграничные учреждения: митрополичьи округа, экзархаты, епархии, благочиния, монастыри и приходы, в которых окормляются не только соотечественники, живущие в диаспоре, но и православные христиане иных национальностей. Тем не менее помимо очевидных удобств, административно-территориальный принцип находит косвенное обоснование в самих канонах. Так, 38-е правило Трулльского Собора гласит: «Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и иные, кроме упомянутых выше, исключений, которые по сути своей в известном смысле аналогичны понятию экстерриториальности в международном праве. Так, в древности главы одних Поместных Церквей для поддержания постоянного общения с другими Церквами направляли к их митрополитам, экзархам или Патриархам своих представителей — апокрисиариев <1>. Монастыри, в которых пребывали апокрисиарии, находились в канонической власти той Церкви, которая их направила. Эти монастыри назывались метохами <2>, или подворьями. В эпоху турецкого ига Восточные Патриархаты учреждали свои подворья при других Церквах, особенно много в России, для сбора пожертвований. Другим отступлением от территориального начала в разграничении юрисдикции является право Патриаршей ставропигии. Термин «ставропигия» происходит от греческих слов «сигматауальфаипсилонроомикрондзэта» (крест) и «пиэтагамманимийота» (водружать) <3>. Водружение Креста епископом при основании храма или монастыря является символом их канонической зависимости от него. Право патриаршей ставропигии заключается в том, что Патриарх может водрузить Крест и при устроении монастыря или храма вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. В России в синодальную эпоху правом ставропигии пользовался Святейший Синод. ——————————— <1> От греч. альфапиомикронкаппаройотасигмайотаальфаройотаомикрондзэта — приносящий ответ; лат. responsalis — дипломатическая должность (посланник) в поздней Римской и Византийской империи. В церковно-административном значении — полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при высших гражданских или церковных учреждениях, в т. ч. при императорском дворе. <2> Метох — (греч. metoxion), метохия — византийский институт, распространившийся также в Сербии и Болгарии 13 — 14 вв. Этим термином обозначали барскую усадьбу (в церковном понимании — храм или небольшой монастырь), зависимую от другого, более крупного феодала (монастыря или храма). <3> Статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчиненными непосредственно патриарху или синоду.

В византийскую эпоху Константинопольские Патриархи подчиняли своей юрисдикции целые епископии, находящиеся в пределах митрополичьих областей. Такие епископии именовались автокефальными <4> архиепископиями; под автокефалией в данном контексте подразумевалась их независимость от местного митрополита. ——————————— <4> Автокефалия (греч. альфаипсилонтауомикронкаппаэпсилонфиальфаламбдайотаальфа от альфаипсилонйотаомикрондзэта — сам + каппаэпсилонфиальфаламбдаэта — голова) — буквально «самоглавие», самоуправление, независимость — означает независимый статус Поместной Православной Церкви. Поместная Церковь, имеющая этот статус, называется Автокефальной Церковью, во главе которой стоит епископ в сане патриарха или архиепископа, или митрополита. Значение термина «автокефалия» менялось на протяжении церковной истории. В Византии автокефальными назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. Современная экклесиология и каноническое право видят суть автокефалии в том, что Автокефальная Церковь имеет «самостоятельный источник власти», а также право изготавливать и освящать Святое Миро. Предстоятель Автокефальной Церкви избирается и поставляется архиереями самой Автокефальной Церкви, без участия иерархов других Поместных Церквей. Автокефальный статус может Церковью как получаться, так и утрачиваться. Так Сербская Православная Церковь за время своего существования трижды получала и дважды утрачивала автокефалию. В истории Сербской Церкви сравнительно недавно, в 1920 г., имел место случай слияния нескольких Автокефальных Церквей. Получала и утрачивала автокефалию и Болгарская Православная Церковь. Временная утрата автокефалии имела место и в Грузинской Православной Церкви, при вступлении Грузии в состав Российской империи.

Уникальным событием в истории Церкви было переселение в VII в., во время нашествия арабов, Кипрской Церкви на территорию Константинопольского Патриархата в Геллеспонт. Кипрская Церковь и в Геллеспонте сохранила свою автокефалию. По этому поводу Трулльский Собор издал особое 39-е правило: «Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно с своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободитися от языческаго рабства, и верно покорствовати скипетру христианнейшия державы, из упомянутого острова преселился в Геллеспонтскую область, промышлением Человеколюбиваго Бога, и тщанием христолюбиваго и благочестиваго царя нашего; то мы постановляем, да будут сохранены неизменными преимущества, данные престолу вышенаименованнаго мужа от богоносных отец, во Ефесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Константинополя, и учреждаемый в оном боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонтския области, и да будет постановляем от своих епископов, по древнему обычаю». Автономия Церковная (от греч. альфаипсилонтауомикронниомикронмийотаальфа — самозаконие) — в Православии: независимость Церкви в вопросах внутреннего управления, предоставляемая той Автокефальной Церковью, в составе которой эта Церковь ранее находилась на правах экзархата или епархии. Глава Автономной Церкви избирается на Поместном Соборе и утверждается патриархом Автокефальной Церкви. В настоящее время существуют восемь Автономных Православных Церквей (Синайская, Финская, Китайская, Украинская, Японская, Латвийская, Молдавская и Эстонская). В 1956 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии <5>. Китайская Православная Церковь и по сей день официально находится в юрисдикции Московского Патриархата <6>. Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян. Однако в недавнем прошлом данный ее статус пытались оспорить. 9 января 2008 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата изменил границы, учрежденной им в 1996 г. митрополии Гонконга, включив в ее пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии. ——————————— <5> Образованная в 1956 г. решением Священного Синода Московского Патриархата Китайская Автономная Православная Церковь в конце 1960-х гг. практически прекратила свое видимое существование. На сегодня, по данным Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в Китае насчитывается до 15 тысяч православных верующих. <6> 17 февраля 1997 г. Священный Синод РПЦ постановил: «Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений».

В 1970 г. Русская Православная Церковь предоставила автономию Японской Православной Церкви, однако она не была признана Константинопольским Патриархатом и большинством Поместных Церквей <7>. ——————————— <7> В 1970 г. последний глава Токийской епархии Американской митрополии архиепископ Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Православной Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение Преосвященного Владимира в сан Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии.

В 1996 г. восстановлена Автономная Эстонская Апостольская Православная Церковь (в юрисдикции Константинопольского патриархата) <8>, которая в настоящее время существует параллельно с Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата <9>. Священный Синод Русской Православной Церкви по этому поводу сделал официальное заявление, выражающее позицию Церковной Полноты Московского Патриархата по данной проблеме: «Московский Патриархат не признает церковной структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной Православной Церкви» <10>. ——————————— <8> Возникла на основании Томоса Вселенского Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г., принявшего Эстонскую Православную Церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую Православную Митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской Церкви от 23 сентября 1922 г. о предоставлении автокефалии. По вхождении Эстонии в СССР 23 сентября 1940 г. Синод Эстонской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Было принято решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но автономии не будет. 31 мая 1941 г. произошло официально вхождение Эстонской Апостольской Православной Церкви в Московский Патриархат, ее епархии были подчинены Балтийскому экзархату. <9> Самоуправляемая Православная Церковь в канонической юрисдикции Московского патриархата получила автономию 10 мая 1920 г. Постановлением Патриарха Московского Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви. <10> Журнал N 101 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г.

В 2005 г. самоуправляемой церковью в составе Сербской православной церкви на территории Республики Македония объявлена Охридская архиепископия <11>, которая по статусу сближается с Самоуправляемыми Церквами Московского Патриархата, в связи с выходом из состава «Македонской православной церкви» <12>. Подобный статус частичной автономии имеет с 1965 г. и Критская Архиепископия Константинопольского Патриархата <13>. ——————————— <11> Каноническая Автономная Церковь в составе Сербской Православной Церкви на территории Бывшей Югославской Республики Македония. Автономия Охридской Православной Архиепископии в составе Сербской Православной Церкви была восстановлена 24 мая 2005 г. выходом из состава так называемой «Македонской православной церкви». <12> Канонически непризнанная церковь православного обряда, действующая на территории Республики Македонии отделилась в 1967 г. решением Церковно-народного собора в городе Охриде. Однако ни Сербская православная церковь (к которой на правах автономии с 1958 г. относилась Македонская Православная Церковь), ни остальные Поместные Православные Церкви нового статуса «церкви» не признали. В 2005 г. Синод Сербской Православной Церкви отлучил от церковного общения верующих, принадлежащих к нелегитимной «Македонской православной церкви». <13> Полуавтономная Православная Церковь в составе Константинопольского Патриархата статус полуавтономии получили 20 декабря 1965 г., с 28 февраля 1967 г. стала архиепископией.

Таким образом, термин «Автономная Церковь» можно в достаточной мере считать относительно новым в Церковном праве, но явление это, когда та или иная местная Церковь обладала весьма широкой, однако не полной самостоятельностью, было известно и в древности, и в средневековье. В сущности, Русская Церковь до 1448 г., территориально, этнически и политически обособленная от Церкви-Матери, имела лишь ограниченную зависимость от Константинопольского Патриаршего Престола, чем решительно отличалась от греческих митрополий. В этом смысле она может служить примером церковной автономии. Главное различие между Церквами автокефальными и автономными заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства, и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих Церквей, а автономные Церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями Кириархальной Церкви <14>. Из этого вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной Церкви. Ее статус, устав, утверждается Церковью Кириархальной, что тоже служит выражением канонической зависимости. Святое Миро автономные Церкви получают от Церкви Кириархальной, они также принимают участие в расходах на содержание высшей власти Кириархальной Церкви. Первые епископы автономных Церквей подсудны высшей судебной власти Церкви Кириархальной. Свои отношения с другими Церквами автономная Церковь осуществляет через посредство Церкви Кириархальной. ——————————— <14> «Кириархальная Церковь» — буквально «господствующая» (от греческого кирю — господин). Под этим термином следует понимать Церковь-Мать — ту автокефальную Церковь, которая является для новообразованной Автономной Церкви «материнской».

Автономная Церковь обычно имеет меньшее число епископов в сравнении с Церковью-Матерью. Основанием для провозглашения автономии могут служить разные факторы, чаще всего нахождение ее в пределах иного государства, чем Кириархальная Церковь, а также географическая отдаленность и этническое своеобразие. Исторически провозглашение автономии часто следовало за приобретением политической самостоятельности государством, где находится эта Церковь. Так, в 1815 г. было образовано Сербское княжество, находившееся в вассальной зависимости от Порты, и в 1832 г. Сербская Церковь получила автономию. Утрата же государственной самостоятельности обычно ведет и к упразднению автономии. В 1878 г. Босния и Герцеговина освободились от власти Турции и были оккупированы Австро-Венгрией, спустя два года Боснийско-Герцеговинская Церковь получила автономию от Константинопольского Патриархата, но с вхождением Боснии в состав Югославии автономия была упразднена. Статус автономных (самоуправляемых) Церквей можно условно назвать промежуточным, переходным, и потому в истории наблюдаются две тенденции в судьбе автономных Церквей: одни Церкви со временем «дорастают» до автокефалии и в конце концов получают ее, другие же — утрачивают автономию, превращаясь в обычные митрополичьи округа или епархии. Устав Русской Православной Церкви провозглашает, что Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Архиерейским Собором. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Предстоятель вступает в должность после утверждения Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет Самоуправляемую Церковь на основе канонов, Устава Русской Православной Церкви и Устава Самоуправляемой Церкви. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Самоуправляемой Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Самоуправляемую Церковь, и определение их территориальных границ, принимается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Самоуправляемой Церкви. Архиереи Самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Архиереи Самоуправляемой Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III Устава Русской Православной Церкви и в заседаниях Священного Синода. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Самоуправляемой Церкви. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Самоуправляемой Церкви. Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси. Собор и Синод Самоуправляемой Церкви действуют в границах определенных Патриаршим Томосом, Уставом Русской Православной Церкви и Уставом, регламентирующим управление Самоуправляемой Церкви. Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси <15>. ——————————— <15> См.: Устав Русской Православной Церкви 2000 г. в редакции Поместного Собора 2008, 2009; Архиерейского Собора 2011.

Библиографический список

Нормативные документы

1. Деяния Совещания глав и представителей Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8 — 18 июля 1948 г. М., 1948. Том первый. 2. Книга Правил. Калуга: Изд-во Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1994. 3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. 4. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990: Материалы. М.: Издание Московской Патриархии, 1990. 5. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя. 13 — 16 августа 2000 г. М., 2001.

Учебники и учебные пособия

1. История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней / Под общ. ред. М. Б. Данилушкина. СПб., 1997. Т. 1. 1917 — 1970. 2. Кравецкий А. Г. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917 — 1918 гг.: Обзор деяний. Первая сессия. М., 2002. 3. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900 — 1927. СПб.: Сатис, 2002. 4. Цыпин В. История русской церкви. 1917 — 1997. М., 1997. 5. Цыпин В. А., прот. Русская Церковь: 1917 — 1925. М., 1996. 6. Цыпин В. А. Церковное право: Курс лекций. М.: Изд-во МФТИ, 1994.

References (transliteration)

Normativnye dokumenty

1. Deyaniya Soveshchaniya glav i predstaviteley Pravoslavnykh Tserkvey v svyazi s prazdnovaniem 500-letiya avtokefalii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi 8 — 18 iyulya 1948 goda. M. Tom pervyy. 1948. 2. Kniga Pravil. Kaluga: Izd-vo Svyato-Vvedenskoy Optinoy pustyni, 1994. 3. Osnovy sotsial’noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. M., 2001. 4. Pomestnyy Sobor Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi 1990 g.: Materialy. M.: Izdanie Moskovskoy Patriarkhii, 1990. 5. Yubileynyy Arkhiereyskiy Sobor Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Khram Khrista Spasitelya. 13 — 16 avgusta 2000 g. M., 2001.

Uchebniki i uchebnye posobiya

1. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Ot vosstanovleniya patriarshestva do nashikh dney / Pod obsh. red. M. B. Danilushkina. SPb., 1997. T. 1. 1917 — 1970. 2. Kravetskiy A. G. Svyashchennyy Sobor Pravoslavnoy Rossiyskoy Tserkvi 1917 — 1918 gg.: Obzor deyaniy. Pervaya sessiya. M., 2002. 3. Mitrofanov G., prot. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi 1900 — 1927. SPb.: Satis, 2002. 4. Tsypin V. Istoriya russkoy tserkvi. 1917 — 1997. M., 1997. 5. Tsypin V. A., prot. Russkaya Tserkov’: 1917 — 1925. M., 1996. 6. Tsypin V. A. Tserkovnoe pravo: Kurs lektsiy. M.: Izd-vo MFTI, 1994.

——————————————————————