О необходимости изучения уголовно-правовой социологии

(Маркунцов С. А.) («Юридическое образование и наука», 2011, N 3)

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СОЦИОЛОГИИ <*>

С. А. МАРКУНЦОВ

——————————— <*> Markuntsov S. A. On the necessity of study of criminal-law sociology.

Маркунцов Сергей Александрович, первый заместитель декана, доцент кафедры уголовного права факультета права Национального исследовательского университета — «Высшей школы экономики», кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена вопросу исключения криминологии из числа обязательных дисциплин при подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция», что вызывает необходимость изучения уголовно-правовой социологии.

Ключевые слова: криминология, уголовно-правовая социология, уголовное право.

The article is devoted the issue of excepting the criminology of among compulsory disciplines training for bachelor of law, that to generate a need to study sociology of criminal law.

Key words: criminology, criminal-law sociology, criminal law.

В последнее время проблемы криминологии становятся все более актуальными. В частности, появился ряд значительных специализированных криминологических сайтов, несколько криминологических журналов, в том числе включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий по праву <1>, возникли криминологические клубы, постоянно проводятся конференции, «круглые столы» и научные семинары по проблемным криминологическим вопросам <2>. Представляется, что интерес к проблемам криминологии обусловлен, с одной стороны, объективно возросшим запросом на криминологические знания (исследования) в современном мире <3>, а с другой — состоянием, в котором находится современная российская криминология как наука и учебная дисциплина. ——————————— <1> Речь прежде всего идет о таких журналах, как «Российский криминологический взгляд» и «Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права». <2> В частности, 19 апреля 2011 г. на кафедре уголовного права факультета права Национального исследовательского университета — «Высшая школа экономики» прошел научно-практический семинар «Какая криминология сегодня нужна стране?» (проблемы преподавания и практического применения). <3> Следует согласиться с М. П. Клейменовым и констатировать резкое повышение востребованности криминологии при анализе практически всех современных явлений и процессов. И это закономерно, поскольку общественные отношения во всем мире подвергаются активной криминализации. Подробнее об этом, например, см.: Клейменов М. П., Клейменов И. М. Криминология в современном мире // Криминологический журнал БГУЭП. 2011. N 1. С. 5 — 9.

Вместе с резким повышением востребованности криминологии необходимо также констатировать и тот факт, что «в современной литературе и на научных форумах достаточно активно обсуждается проблематика кризиса мировой и отечественной криминологии» <4>, частным проявлением которого является тенденция некорректного использования криминологических понятий и необоснованных притязаний на криминологически обоснованные выводы представителями других наук в рамках географических, политологических, исторических, экономических, социологических, философских исследований <5>. Именно в такой сложный для криминологии как науки период возник вопрос об обязательности преподавания криминологии как учебной дисциплины. ——————————— <4> Туляков В. А. Тенденции развития современной криминологии и уголовно-правовая доктрина // Криминологический журнал БГУЭП. 2010. N 2. С. 5. <5> См.: Клейменов М. П., Клейменов И. М. Профанация криминологии // Криминологический журнал БГУЭП. 2010. N 2. С. 13 — 20.

Вопрос о необходимости обязательного преподавания некоторых дисциплин уголовно-правового цикла активно обсуждался еще до принятия федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» <6>. Дискуссия шла в основном по вопросу преподавания в качестве обязательной для бакалавров такой дисциплины, как криминология <7>. В настоящее время указанная дисциплина является обязательной при подготовке специалистов по специальности 030501.65 «Юриспруденция» <8>, а также входит наряду с уголовным и уголовно-исполнительным правом в систему подготовки аспирантов по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право». ——————————— <6> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26. <7> В частности, данный вопрос возник на научном межвузовском семинаре «Актуальные проблемы перехода к двухуровневой подготовке по дисциплинам уголовно-правового комплекса», проходившем 26 февраля 2008 г. на факультете права ГУ-ВШЭ. <8> Криминология в качестве учебного курса в высших юридических учебных заведениях была введена с 1964 — 1965 учебного года. См.: Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1977. С. 25.

В соответствии со структурой основных образовательных программ бакалавриата, утвержденной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (п. 6.3 Стандарта), криминология не входит в число дисциплин базовой (обязательной) части профессионального цикла. Наряду с указанными из числа обязательных исчезли еще многие юридические дисциплины. Оставшиеся дисциплины представляют преимущественно базовые, материальные отрасли права, и по своей сущности это нормативно ориентированные дисциплины. Безусловно, исчезнувшие из числа обязательных дисциплины можно вводить среди дисциплин вариативной части (по выбору студента). Но войдут ли они хотя бы в эту группу дисциплин? В то же время в соответствии с п. 5.2 рассматриваемого Стандарта выпускник наряду с другими профессиональными компетенциями в сфере правоохранительной деятельности должен обладать способностями осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12). Представляется, что формирование как минимум этих профессиональных компетенций в правоохранительной деятельности невозможно у бакалавров без обязательного изучения криминологии. Как писал В. Н. Кудрявцев, «криминология повернута лицом к самым темным сторонам жизни — преступлениям. И как ни неприятно этого касаться, все же изучать плохое тоже необходимо. Ведь мы живем в мире, где есть и убийства, и терроризм, и грабежи. Не будем прятаться от действительности» (выделено мной. — С. М.) <9>. ——————————— <9> Кудрявцев В. Н. Указ. соч. С. 4.

Все юристы согласны в том, что право, для того чтобы быть правом, должно постоянно осуществляться в жизни <10>. Исходя из этого весьма важным представляется исследование вопросов, связанных с реализацией положений уголовного законодательства в реальной жизни, вопросов «жизни уголовного права» с различных сторон (в том числе поведенческий аспект реализации уголовного права). Как отмечал В. Н. Кудрявцев, социальные исследования в праве имеют своим предметом общественные отношения в сфере создания и применения правовых норм; они направлены на изучение социальной обусловленности и социальной эффективности права и его интересов <11>. Эти вопросы не исследуются современной криминологией. За ее рамками остается целый пласт социальных по своей сущности вопросов, прямо связанных с уголовным правом. Впрочем, выделение криминологии из уголовного права как самостоятельной науки не привело и не должно было привести (выделено мной. — С. М.) к сужению социальных исследований в области уголовного права <12>. Эти вопросы должны исследоваться и изучаться в рамках уголовной социологии как направления (части) науки уголовного права. ——————————— <10> См.: Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1916. С. 359. <11> См.: Кудрявцев В. Н. Социология, право и криминология // Советское государство и право. 1969. N 2. С. 65. <12> См.: Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1977. С. 7.

По признанию большинства авторов, социология уголовного права есть неотъемлемый, сквозной элемент, направление науки уголовного права, представляющее собой совокупность научных взглядов и представлений об уголовно-правовых институтах и нормах в их социально-экономической обусловленности в процессе их функционирования в обществе, рассматриваемых сквозь призму конкретно-социологического исследования <13>. ——————————— <13> См.: Маркунцов С. А. Место уголовной социологии в структуре науки уголовного права // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы Восьмой международной научно-практической конференции 27 — 28 января 2011 г. М.: Проспект, 2011. С. 90 — 95.

Определяя круг вопросов, входящих в предмет исследования уголовно-правовой социологии, необходимо отметить, что он достаточно широк. Во-первых, это общественные отношения, которые входят в круг уголовно-правового воздействия (уголовно-правовой охраны), но прямо не входят в предмет уголовно-правового регулирования (это уровень существования уголовного права). Во-вторых, это вопросы социальной обусловленности и эффективности уголовного закона в целом, отдельных уголовно-правовых институтов, отдельных норм Общей и Особенной частей, системы наказаний в целом и отдельных ее элементов и видов <14>. Социология уголовного права, в частности, позволяет понять, как работают уголовно-правовые нормы в конкретных общественных условиях, как общие начала уголовного закона и уголовно-правовые принципы соотносятся с иными социальными и правовыми реалиями <15>. В-третьих, в предмет исследования уголовно-правовой социологии должны войти иные вопросы, тесно связанные с обозначенными выше, в частности, такие, как уголовно-правовое мышление, спрос на уголовное право, стоимость (цена) уголовного права, уголовно-правовые риски, оценки роли и значения уголовного права для общества в целом и для его отдельных социальных групп. В рамках исследования практически всех указанных групп общественных отношений, составляющих предмет уголовной социологии, представляется перспективным выделение уголовно-правового запрета в качестве одной из основных категорий для исследования. ——————————— <14> См.: Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 35. <15> См.: Долгова А. И. Уголовное право и преступность // Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А. И. Коробеева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. Т. I: Преступление и наказание. С. 45.

Уголовно-правовой запрет является ядром запрещающей уголовно-правовой нормы. Запрещающая норма уголовного права внешне не совпадает с уголовно-правовым запретом, наличие санкции для которого будет лишь формальным признаком (которая, впрочем, не входит в структуру самого запрета). Непосредственно уголовно-правовой запрет будет выражен в рамках диспозиции запрещающей нормы уголовного права, которая включает основные признаки состава преступления. Значит, совокупность признаков состава преступления составляет основу содержания соответствующего уголовно-правового запрета. По своему содержанию уголовно-правовой запрет будет включать признаки состава преступления, сформулированные в норме Особенной части УК РФ. Как справедливо отмечает В. Д. Филимонов, «неконкретизированного запрета, запрета «вообще» не существует. Он всегда наполнен определенным содержанием. В данном случае это запрет совершать описанное в законе преступное деяние» <16>. По мнению Н. И. Пикурова, признаки состава преступления непосредственно описывает уголовный закон. Нормативные же предписания других отраслей права лишь детализируют те признаки, которые в более общем виде сформулированы законодателем и позволяют дифференцировать ответственность в рамках общего запрета. При этом проявляется противоречивость переменных признаков: с одной стороны, они приведены в уголовном законе, а с другой — подлежат дальнейшей конкретизации. Чтобы конкретизировать их, требуется дополнительная правовая информация, содержащаяся не в уголовном законе, а в иных нормативных актах. Без такой информации квалифицировать преступление нельзя <17>. ——————————— <16> Филимонов В. Д. Норма уголовного права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 20. <17> См.: Пикуров Н. И. Уголовное право в системе межотраслевых связей: Монография. Волгоград, 1998. С. 158.

Представляется логичным определять понятие уголовно-правового запрета через понятие нормативно-правового предписания. Уголовно-правовой запрет — это нормативно-правовое предписание, закрепленное в нормах уголовного закона и конкретизированное в иных нормативно-правовых актах, устанавливающее обязанность лица не совершать (воздерживаться от совершения) общественно опасные деяния, признаваемые уголовным законом преступлениями. Уголовно-правовой запрет, являясь разновидностью нормативно-правовых предписаний, выступает элементарной, самостоятельной, цельной, логически завершенной ячейкой в контексте уголовного права. Специфический механизм действия уголовно-правовых запретов содержит в себе большие перспективы в контексте исследования информативного и ценностно-ориентационного воздействия уголовного права. В контексте такого механизма действия уголовно-правовой запрет быть может даже ближе к категории субъективного права (являясь его антиподом, как и субъективная обязанность), чем к категории объективного права. Признание уголовно-правового запрета в качестве первичного элемента уголовного права будет способствовать оптимизации оценки эффективности соответствующих уголовно-правовых норм. Представляется, что уголовно-правовой запрет должен стать одной из основных категорий для исследователей в контексте уголовно-правовой социологии как специфического направления науки уголовного права. В этом смысле вполне обоснованно говорить о теории уголовно-правовых запретов <18>. ——————————— <18> См.: Маркунцов С. А. Уголовно-правовой запрет: теоретический аспект / Под науч. ред. А. Э. Жалинского. М.: Юрлитинформ, 2007.

На наш взгляд, в настоящее время исследования в области уголовно-правовой социологии являются одним из основных и перспективных направлений развития науки уголовного права (в рамках уголовно-правовой социологии). Актуальность вопросов уголовно-правовой социологии во многом подтверждается тем значительным интересом, который в настоящее время проявляется к работам профессора А. Э. Жалинского <19>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография А. Э. Жалинского «Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ» включена в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2009. —————————————————————— <19> См., например: Жалинский А. Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М.: Проспект, 2008.

Представляется, что изучение криминологии в процессе обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования по специальности (по направлению) «Юриспруденция» должно быть обязательным. Изучение уголовно-правовой социологии в рамках уголовного права, конечно, не заменит изучение криминологии, но может стать своеобразным мостиком, связующим звеном между уголовно-правовыми и криминологическими знаниями, а в ряде случаев и базисом для изучения криминологии, например в рамках профильных программ магистерской подготовки. Изучение уголовно-правовой социологии представляется необходимым для более четкого понимания механизма «жизни уголовного права» (не ограниченного рамками уголовной догматики) в качестве дисциплины специализации при подготовке специалистов (по уголовно-правовой специализации) и в качестве самостоятельного курса в рамках профильных магистерских программ. В то же время полагаем, что потенциально с развитием социологических исследований в рамках науки уголовного права, их качественным совершенствованием можно будет ставить вопрос о самостоятельности уголовно-правовой социологии как отрасли научного знания.

——————————————————————