Взаимодействие и взаимосвязь творческих и предпринимательских начал в процессе осуществления инновационной деятельности
(Ефимцева Т. В.) («Предпринимательское право», 2011, N 4)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАЧАЛ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т. В. ЕФИМЦЕВА
Ефимцева Татьяна Владимировна, заведующая кафедрой предпринимательского и природоресурсного права Оренбургского института (филиала) ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина», кандидат юридических наук, доцент.
В статье раскрывается содержание такого принципа инновационного права, как взаимодействие и взаимосвязь творческих и предпринимательских начал в процессе осуществления инновационной деятельности. При этом сформулировано понятие творчества, перечислены его виды, названы причины, препятствующие творческой активности, и пути их преодоления. Важным представляется высказанное предложение о дополнительном стимулировании авторов инновационных разработок. Кроме того, обосновывается тезис о том, что инновационная деятельность является предпринимательской, поскольку ей присущи риск, самостоятельность и направленность на получение прибыли.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, творчество, предпринимательство, прибыль.
Interaction and interconnection of creative and entrepreneurial principles in the process of effectuation of innovational activity T. V. Efimtseva
The article reveals the contents of such principle as interaction and interconnection of creative and entrepreneurial principles in the process of effectuation of innovational activity. At that the author formulates the concept of creativity, lists the types thereof, and names the reasons hindering creative activity and the ways of negotiation thereof. The proposal on additional stimulation of authors of innovational developments is important. Besides the author substantiates the issue that innovational activity is entrepreneurial as it is characterized by risk, independence and focusing on receiving profit.
Key words: innovation, innovational activity, creativity, entrepreneurship, profit.
В условиях модернизации производства и перехода к инновационной экономике все большее развитие получает правовое регулирование инновационной деятельности. Совокупность норм, регулирующих отношения по созданию результатов интеллектуальной деятельности и по их введению в оборот, составляет предмет инновационного права — сложного комплексного межотраслевого правового института, которому присущи как общеправовые принципы, так и собственные принципы. К таким собственным принципам инновационного права относится принцип взаимодействия и взаимосвязи творческих и предпринимательских начал в процессе осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность на первых этапах имеет характер творческой деятельности и только потом — предпринимательской. В связи с этим можно сказать, что инновации основаны на творчестве. Конституция Российской Федерации <1> гарантирует каждому свободу творчества и охрану законом интеллектуальной собственности (ст. 44). Творчество как составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которой удовлетворяются ее запросы и потребности. ——————————— <1> Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Вступила в силу со дня ее официального опубликования. С поправками // Российская газета. N 237. 25.12.1993.
Однако в действующем законодательстве не дается легального определения понятия «творчество». В литературе творчество рассматривается в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее <2>. Также творчество характеризуется как вид деятельности, порождающий качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью <3>. ——————————— <2> См. об этом: Гайденко В. Творчество. Философская энциклопедия. 1970. Т. 5. С. 185. <3> См. об этом: Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1322.
В то же время нужно иметь в виду, что творчество — это особый вид деятельности человека. Особой эту сферу деятельности можно назвать потому, что эта деятельность построена посредством человеческого интеллекта. Интеллектуальная деятельность целенаправленна, в ней существует необходимость, порожденная рядом потребностей, к примеру, в выполнении конкретных разработок или создании каких-либо изобретений и полезных моделей. Таким образом, целью творческой деятельности является удовлетворение потребностей, т. е. творческая деятельность должна удовлетворять общественные потребности и не должна служить удовлетворению антиобщественных целей. Это означает, что творческая личность должна быть в ответе за результаты своего труда, должна чувствовать ответственность за свои открытия, несущие антиобщественный характер <4>. ——————————— <4> Военно-промышленный комплекс России является одной из немногих экспортно-ориентированных отраслей экономики, позволяющих пополнить доходную часть бюджета страны. Изобретением Калашникова пользуются во всем мире. Однако о социальном эффекте этой разработки — инструмента для уничтожения людей — говорить не приходится. Возможна также ситуация, когда сложно охарактеризовать эффекты, возникающие при использовании инновации, т. е. нельзя сказать однозначно — обладает нововведение положительным или отрицательным действием. Изобретение технологии по производству электроэнергии с использованием ядерных реакций позволило значительно снизить себестоимость электроэнергии. При этом АЭС являются опасными производственными объектами. (См.: Василевская И. В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: РИОР, 2009. С. 106.)
Творчество включает в себя различные виды интеллектуальной деятельности человека — научную, техническую, художественную <5>. Несмотря на, казалось бы, очевидное различие художественного и научно-технического творчества, существует мнение, что научное творчество связано с литературно-художественным творчеством <6>. Этот факт обусловлен тем, что ученые и разработчики должны уметь доступно излагать свои научные материалы, что требует литературно-художественного мастерства и опыта. ——————————— <5> См. об этом: Рассудовский А. В. Право и управление научными организациями. М.: Наука, 1980. С. 299. <6> См. об этом: Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972.
В силу необходимости развития инновационной деятельности особенно возросло значение научного и технического творчества. Это проявляется прежде всего в интенсивном развитии новшеств и внедрении их в производство. Научно-техническое творчество заслуживает особого внимания, так как этот вид творчества представляет собой процесс получения новых результатов в научно-производственном цикле. Творчество в инновационной сфере тесно связано с отношениями общественного воспроизводства. Отсюда вытекает, что создание какого-либо изобретения посредством творческой деятельности возможно, если в этом изобретении назрела экономическая или общественная необходимость, а наряду с социальными и юридическими предпосылками имеются соответствующие технические условия. Однако существуют причины, препятствующие творческой активности, — это политические, социальные, правовые и экономические факторы. Правовая составляющая проявляется в следующем. Свобода творчества означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Вместе с тем свобода творчества не может быть абсолютной, поскольку возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет в обществе, и ради обеспечения публичных интересов и прав других лиц законодательство содержит некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 1 ст. 10 ГК РФ). Между тем, воспроизведя в Конституции Российской Федерации 1993 г. ряд норм Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ <7> о свободе научного творчества и охране интеллектуальной собственности, что является фактом, безусловно, положительным, но не закрепив в ней обязательств государства по отношению к научному сообществу, законодатель как бы освободил государство от ответственности за судьбу своих ученых и науки в целом. По сравнению с прежней Конституцией СССР 1977 г. <8> наши граждане формально утратили конституционное право претендовать на государственную поддержку и фактически лишились правового фундамента, который придавал устойчивость всему научно-техническому потенциалу и его развитию. Отсутствие четкого конституционного базиса научно-технического развития сопровождается неопределенностью инновационной политики и неразработанностью концептуально выдержанного, систематического, планомерного правового регулирования сферы науки. ——————————— <7> Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865. <8> Конституция (Основной Закон) СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (с изм. от 1 декабря 1988 г., 20, 23 декабря 1989 г., 14 марта, 26 декабря 1990 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
К социальным факторам следует отнести то, что в результате научно-технического прогресса научное творчество становится более коллективизированным, поскольку для внедрения инноваций необходима инновационная компания, в которой возможно разделение труда на пути от достижения творческого результата до его практической реализации. Кроме того, современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого нужны специалисты, которые должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность инноваций. Такие инновационные менеджеры выполняют функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирования заказов на научные исследования и разработки. Они способствуют инновационному процессу, прогнозируют возможные риски и пути их преодоления. Конечно, творческую деятельность трудно спланировать, но инновационный менеджер должен обеспечить максимально возможное соответствие задач и необходимых для их решения специалистов. Среди вышеперечисленных причин снижения творческой активности в обществе именно экономическая представляется наиболее значимой. Творческому подходу противостоит риск автора потерять свое изобретение и оказаться без вознаграждения в случае его коммерциализации. В связи с этим представляется возможным передать права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, в заявительном порядке организациям-разработчикам или самим авторам. В том случае, если организация-разработчик получила в соответствии со своей заявкой права на результаты интеллектуальной деятельности, эта организация обязана заключить договор с авторами, в котором оговариваются размер авторского вознаграждения, условия и порядок его выплаты. Кроме того, в договоре следует определить сроки начала коммерциализации, т. е. выдачи лицензий заинтересованным лицам. Договор также должен содержать условие о неустойке, которую организация обязана выплатить авторам в случае, если к определенному сроку не выдана ни одна лицензия или выдано меньше лицензий либо на меньшую сумму, чем предусмотрено в договоре. Размер неустойки может определяться в зависимости от неполученного авторского вознаграждения. В этом случае авторы могут обратиться с заявкой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и переоформить на себя права на результаты интеллектуальной деятельности. Еще одним важным дополнительным стимулом для авторов инновационных разработок является возможность выхода с собственными патентами на международный рынок. В настоящее время, по оценкам специалистов, темпы роста мирового рынка патентов более чем в три раза превышают темпы роста традиционных рынков товаров. Многие фирмы, стремясь к концентрации инвестиционных и интеллектуальных ресурсов, приобретают тысячи патентов в год. Формируются портфели патентов с целью максимального закрепления за собой прав на использование изобретений в конкретной сфере. Доля интеллектуального капитала в виде нематериальных активов в суммарном показателе капитализации среднего современного высокотехнологичного предприятия достигла 85%. Непрерывное освоение новых технологий сейчас является одним из приоритетных направлений развития для хозяйствующих субъектов развитых стран. Фирмы отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить право на их использование. Все это является подтверждением того факта, что только лично экономически заинтересованные правообладатели результатов интеллектуальной деятельности способны эффективно ими распорядиться, обеспечивая внедрение. Российская экономика значительно менее восприимчива к использованию новейших технологий из-за нехватки долгосрочных инвестиций и оборотного капитала, что является необходимым условием для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Практика внедрения изобретений, охраняемых патентами, показывает, что, даже несмотря на возможность их бесплатного использования, частные инвесторы неохотно вкладывают свои средства в реализацию подобных проектов. Как правило, используются те изобретения, внедрение которых не требует значительных и долгосрочных инвестиций, но имеет короткие сроки окупаемости. В связи с этим необходимо создание привлекательных условий для негосударственных инвестиций в процесс коммерциализации результатов творчества. Одним из способов повышения инновационной активности частного бизнеса может стать расширительная трактовка исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности в Гражданском кодексе РФ <9>. В настоящее время автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат и его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. По общему правилу исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. ——————————— <9> Гражданский кодекс РФ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ. Часть вторая // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; Гражданский кодекс РФ. Часть третья // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5496.
В то же время в двусторонних международных соглашениях, заключаемых ранее СССР, а теперь — Российской Федерацией, устанавливаются иные правила. На международном уровне принято исходить из критериев творческого и материального вклада в создание результата интеллектуальной деятельности. Лицо, вложившее средства в процесс разработки новшества, также приобретает права на этот результат. Ведь очевидно, что многие важные для государства работы не были бы произведены без финансового участия заинтересованных частных лиц. Закрепленная в нашем законодательстве формулировка в части творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности не способствует развитию инновационной деятельности. В этой связи желательно предоставить возможность инвестору благодаря своему материальному вкладу стать совладельцем патента наряду с лицом, внесшим творческий вклад в разработку научной проблемы. Такой подход поможет предпринимателям вернуть вложенные средства посредством продажи патентов, в том числе и на международных рынках интеллектуальной собственности, и в конечном итоге приведет к росту числа запатентованных изобретений. Если на начальных этапах, связанных с созданием новшества, деятельность, как правило, бесприбыльна, то производство и реализация новой продукции, напротив, направлены на получение прибыли. Этой цели подчинены научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, коммерческие, производственные и иные мероприятия, объединенные в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинены своей логике развития, имеют свои закономерности и свое содержание. Поэтому инновационную деятельность нельзя свести ни к одной из ее составляющих: она представляет собой «процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта» <10>. Инновационная деятельность характеризуется фронтальностью, высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов <11>. Для успешной реализации инновационной программы необходимо существование производителя инновационной продукции, ее потребителя и правил взаимодействия между ними <12>. Все это свидетельствует о связи инновационной деятельности с предпринимательством. ——————————— <10> См.: Курнышева И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. N 10. С. 187. <11> Для справки: около 90% инноваций не воспринимаются рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения. <12> См.: Бердашкевич А. П. Экономические и правовые основы развития инновационной деятельности в Российской Федерации в 2000 году // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2001. N 1. С. 28.
Статья 2 Гражданского кодекса РФ <13> определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Из этого следует, что инновационной деятельности присущи признаки предпринимательской деятельности: наличие предпринимателя как субъекта инновационной деятельности, скажем, в роли заказчика, исполнителя инновационной программы или потребителя инноваций; готовность предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта и всю ответственность; самостоятельность; направленность на систематическое получение прибыли <14>. ——————————— <13> Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. <14> См.: Толкачев А. Н. Российское предпринимательское право. М.: Экзамен, 2003. С. 457.
Таким образом, инновационная деятельность, так же как и предпринимательская, носит систематический характер, имеет своей целью получение прибыли от коммерциализации инноваций, прошедших все стадии инновационного процесса. При осуществлении инновационной деятельности субъект стремится найти новые сферы вложения капитала, создает новый или улучшает уже имеющийся продукт, ищет новые возможности для реализации на рынке. По мере же выхода российской экономики из кризиса инновационная деятельность, сохраняя свою относительную автономию, будет все более интегрироваться с предпринимательством, поскольку решающая роль в доведении новшеств до промышленной реализации принадлежит производителям. Изложенное позволяет сделать вывод, что в процессе инновационной деятельности находят проявление и творческие, и предпринимательские начала, которые тесно между собой взаимосвязаны. Закрепление в инновационном законодательстве соответствующего принципа будет способствовать тому, что патентообладателями станут квалифицированные, знающие сферу применения своих изобретений и самое главное — экономически заинтересованные лица. Все это может дать новый импульс оживлению инновационных процессов в нашей стране.
——————————————————————
Интервью: Интервью с деканом юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации и Республики Татарстан, членом Высшей квалификационной коллегии судей РФ, членом Совета Татарстанского регионального отделения Ассоциации юристов России Тархановым Ильдаром Абдулхаковичем («Юридический мир», 2011, N 9)
ИНТЕРВЬЮ С ДЕКАНОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ, ЗАСЛУЖЕННЫМ ЮРИСТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЧЛЕНОМ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РФ, ЧЛЕНОМ СОВЕТА ТАТАРСТАНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ ТАРХАНОВЫМ ИЛЬДАРОМ АБДУЛХАКОВИЧЕМ
И. А. ТАРХАНОВ
— Ильдар Абдулхакович, Вы являетесь деканом юридического факультета на протяжении уже почти 20 лет. Расскажите о казанской юридической школе, о ее выпускниках и традициях. — В самом деле, случилось так, что коллектив юридического факультета Казанского университета доверил мне исполнение функций декана еще в 1992 г. Следует напомнить, что в социальном и экономическом отношении это было время активно проводимых в нашей стране преобразований и реформирования, которые непосредственно затронули высшую школу в целом и юридическое образование в частности. Актуальной стала проблема выбора вектора их дальнейшего развития, сохранения и приумножения лучших отечественных традиций в подготовке высококвалифицированных юридических кадров, обеспечения образовательного процесса соответствующим преподавательским составом, не располагающим по тем (да и нынешним) стандартам достойной экономической оценкой их труда. Талантливая молодежь из числа преподавателей и выпускников юридических вузов устремилась в иные, ставшие значительно более престижными и экономически прибыльными сферы жизнедеятельности. Забота о воспитании нового поколения юристов высшей квалификации в вузах оказалась взваленной на плечи преподавателей старшего поколения, также переживающих немалые социальные и экономические невзгоды. Сложилась парадоксальная ситуация, когда престиж профессии юриста в обществе необычайно возрос, но одновременно изменились требования к содержанию учебного процесса, направлениям подготовки специалистов и др. К примеру, весьма востребованными стали специалисты цивилистического профиля, включая международное частное право, в то время как гражданское законодательство по известным причинам формировалось уже в совершенно новом качестве. Эти проблемы стали общими для многих высших юридических учебных заведений нашей страны. На юридическом факультете Казанского университета благодаря стараниям всего коллектива и энергии наиболее инициативной его части удалось избежать больших кадровых потерь, продвинуться в наиболее перспективных, на наш взгляд, направлениях, увлечь выпускников нашей Школы идеей о большой социальной значимости, творческом потенциале многотрудной профессии преподавателя. Значительную роль в этом сыграли опора на традиции факультета, его образовательные и научные достижения, а также установившийся нормальный социально-психологический климат в коллективе. История нашего факультета складывалась из нескольких крупных временных и качественно отличающихся периодов его развития. Известно, что Казанский университет был основан Указом императора Александра I в 1804 г. Одним из его первых учебных подразделений было нравственно-политическое отделение, которое мы рассматриваем как колыбель юридического факультета. Одним из первых двенадцати студентов этого отделения стал будущий известный русский писатель С. Т. Аксаков. Преподавание вначале велось в основном на латинском и немецком языках, поскольку юридическими учителями были специалисты из Германии. Учебников и учебных пособий на русском языке не было. Становление факультета как крупного юридического научного и образовательного центра мы по праву связываем с именами профессоров Д. И. Мейера, Г. И. Солнцева, Г. Ф. Шершеневича, Н. П. Загоскина, А. А. Пионтковского (старшего) и других известных российских ученых. Казанский университет и сама Казань, будучи крупнейшими научными и культурными центрами России, географически расположенными на востоке от Санкт-Петербурга и Москвы, охватывали своим влиянием обширную евразийскую территорию и привлекали к себе многих талантливых и прогрессивно настроенных ученых и молодежь. На этой основе и формировалась в дальнейшем казанская юридическая школа. Достаточно сказать, что благодаря трудам Д. И. Мейера в России зародилось и стало самостоятельным направлением международное частное право. Он же впервые в России организовал из числа студентов юридическую клинику, оказывающую правовую помощь малообеспеченным слоям населения. Неоценим вклад в развитие современного гражданского права и процесса трудов профессора Г. Ф. Шершеневича, основоположником социологического направления в уголовном праве России считается профессор А. А. Пионтковский (старший). В советский период юридическое образование в нашей стране подвергалось разнообразным содержательным и организационным преобразованиям. На базе юридических факультетов создавались институты юридического профиля, которые впоследствии вновь становились юридическими факультетами. Не избежал этой участи и юрфак Казанского университета, который вновь стал его научным и учебным подразделением только в 1952 году. Его первым деканом стал известный ученый и воспитатель студентов профессор А. Н. Бажанов. В этот период на поприще юридического образования в Казани в разные годы успешно трудились Д. И. Фельдман, А. М. Васильев, А. В. Владимиров (старший), А. К. Безина, Б. С. Волков, Н. А. Волков, Р. С. Ажимов, В. П. Малков, В. В. Лазарев, В. Н. Лихачев, Ф. Н. Фаткуллин. Их лучшие научные и педагогические традиции и сейчас продолжают развивать профессора Р. М. Валеев, Б. Л. Железнов, Г. И. Курдюков, Л. Х. Мингазов, Б. В. Сидоров, Ф. Р. Сундуров, Ю. С. Решетов и другие преподаватели старшего поколения. Их высокому стандарту стремится соответствовать и молодая научная поросль: профессора З. Ф. Сафин, М. Ю. Челышев, Д. Х. Валеев, М. В. Талан, А. И. Абдуллин, Н. Г. Муратова, Г. Р. Шайхутдинова. В настоящее время на факультете работает более 20 докторов наук, которые вместе с другими квалифицированными преподавателями обучают около 4 тысяч студентов. На факультете традиционно успешно развиваются научные школы криминалистического и цивилистического направлений. Большим авторитетом в нашей стране и за ее пределами пользуется современная казанская школа юристов-международников, основанная профессором Д. И. Фельдманом. На кафедре международного и европейского права сейчас трудятся 5 профессоров, докторов юридических наук по этой специальности. Юридический факультет Казанского университета по праву гордится своими воспитанниками — учеными, практическими работниками, государственными и общественными деятелями. Среди них следует выделить профессоров Г. Ф. Шершеневича, П. С. Ромашкина, М. И. Пискотина, А. А. Пионтковского (младшего), С. В. Дьякова, Ю. Н. Демидова, В. В. Лазарева, А. В. Наумова, Т. Я. Хабриеву, А. Ф. Малого, В. Н. Лихачева, У. Р. Латыпова, Ф. И. Кудина, З. З. Зиннатуллина, Т. Г. Понятовскую, З. М. Фаткутдинова, Н. В. Федорова, В. А. Юсупова, В. А. Якушина, премьер-министра РТ И. Ш. Халикова, мэра г. Казани И. Р. Метшина, председателя исполкома Олимпийского комитета РФ М. М. Бариева, министров А. А. Сафарова, Л. Р. Сафина, А. К. Хамаева, А. Г. Сидорова. Достаточно сказать, что абсолютное большинство судей, работников прокуратуры в нашей республике являются выпускниками юрфака Казанского университета. Наш факультет развивает многие лучшие традиции отечественного юридического образования. В советское время у нас их называли ленинскими, потому что некоторое время в Казанском университете учился В. И. Ульянов (Ленин). Однако традиционным по своему содержанию является воспитание у студентов уважительного отношения к закону и гражданам, независимо от их национальной принадлежности, имущественного и социального положения и других статутных элементов, любви к отечеству и его истории, чувства благодарности факультету (alma mater) за полученные в нем знания и воспитание, духа корпоративности, стремления эффективно сочетать фундаментальность в образовании с юридической практикой и многие другие качества, так необходимые сейчас юристу как достойному гражданину России.
— В Казани будет проводиться летняя Универсиада-2013, крупное и, наверное, главное спортивное событие перед Олимпиадой. Проводятся ли при поддержке юридического факультета какие-либо спортивные мероприятия, есть ли молодежный студенческий актив в университете, как развиваются и пользуются ли популярностью занятия спортом среди студентов? — Студенты и преподаватели юридического факультета Казанского университета всегда были увлечены физической культурой и спортом. Иногда, с некоторой долей иронии, его называли в нашем городе спортивным факультетом с юридическим уклоном. Однако и сейчас, не без влияния уровня престижности профессии юриста, к нам стремятся абитуриенты, имеющие подчас высшую спортивную квалификацию. На факультете учились и учатся известные спортсмены. Среди них заслуженные мастера спорта, чемпионы мира — хоккеисты А. Морозов, Д. Зарипов, И. Никулин, А. Терещенко, призер Олимпиады в Пекине легкоатлетка Е. Мигунова, победители Универсиады в Корее штангист А. Деманов, стрелок Э. Мингазов и ряд других. Одновременно мы развиваем и массовое спортивное движение. Достаточно сказать, что на протяжении многих лет студенты юридического факультета являются победителями университетских соревнований как по отдельным спортивным дисциплинам, так и в комплексном зачете. Наш излюбленный лозунг: «Юрфак — чемпион». Мы рассчитываем, что наши высококвалифицированные спортсмены из числа студентов, выпускников и аспирантов примут непосредственное участие во Всемирных студенческих играх в Казани в 2013 г. Многие студенты рассчитывают стать волонтерами этой Универсиады и Олимпиады в г. Сочи. Вспоминаю, что в прежние годы проводились ежегодные всесоюзные спортивные состязания именно среди юридических вузов по волейболу, баскетболу, борьбе самбо, дзюдо и другими видам спо рта. Однако эта традиция сейчас оказалась утраченной. Мы готовы выступить инициаторами возрождения таких соревнований, тем более что спортивная и иная материальная база в Татарстане к Универсиаде фактически подготовлена. Надеемся, что эта инициатива найдет своих сторонников в Ассоциации юристов России и Ассоциации юридических вузов, в учебных заведениях. С обретением Казанским университетом статуса федерального наши возможности значительно возрастают, и факультет готов к их реализации.
— А научные, образовательные мероприятия как часто проводятся на базе юридического факультета университета? — Юридический факультет стремится жить не только в русле научных и образовательных достижений, но определять также перспективу, тенденции развития современной юриспруденции. Стало хорошей традицией ежегодное проведение на базе Казанского университета и его юридического факультета четырех-пяти общероссийских и международных теоретических и научно-практических конференций, семинаров и круглых столов с участием ученых и студентов. Только в последние несколько лет мы стали инициаторами и успешно провели более 20 таких форумов, среди них можно назвать Международную конференцию судебных приставов (2011 г.), Международную научно-практическую конференцию «Преодоление правового нигилизма как вектор развития современного государства и общества» (2009 г.), ежегодные общероссийские студенческие судебные дебаты. Это направление является одной из важных составляющих в воспитании студентов в духе лидерства.
— Как избавиться от некачественного юридического образования в России, какие задачи необходимо решить? — Наша страна всегда славилась качественным юридическим образованием, хотя изменялись ее политический режим, государственное устройство и идеологические парадигмы. Это представляется неоспоримым. Думается, что одним из основных принципов подготовки высококвалифицированных служителей закона (правотворцев и правоприменителей) было органичное сочетание фундаментальности в образовании и адекватного ей развития практических умений и навыков (компетенций), воспитание высокого чувства гражданственности, социальной ответственности и причастности к судьбе нашей великой Родины, патриотизма. Сейчас некоторые считают это высокой фразой и ненужными отягощениями. Однако «ремесленничество» в юриспруденции, в силу ее большой социальной значимости, недопустимо, а подчас и крайне опасно. Мы стараемся придерживаться лучших традиций, хотя и делается это не всегда успешно. В любом случае, мы убеждены, что качественное юридическое образование и воспитание могут достигаться главным образом в крупных юридических научно-учебных центрах, располагающих для этого всем необходимым (традиции, научные и педагогические школы, кадры, соответствующее материальное обеспечение и опыт воспитания многих поколений юристов). Значительный урон качеству юридического образования причинило безосновательное и почти повсеместное создание с благословения высоких чиновников от образования юридических факультетов в непрофильных государственных высших учебных заведениях (не только технических, но и ряде гуманитарных). Не имея требуемой для этого интеллектуальной и материальной базы, лихо используя престиж профессии юриста среди молодежи, многие руководители таких вузов сочли, что таким образом можно решить некоторые проблемы негуманитарного (естественнонаучного) профессионального образования и попутно удовлетворить свои собственные интересы и амбиции. На фоне появления множества негосударственных образовательных заведений юридического профиля, определенная часть которых представляет собой «юридические подвалы и подворотни», число лиц, имеющих диплом юриста, стало достигать астрономических величин. Думается, что именно это дало повод официально говорить о перенасыщении рынка кадров специалистами юридического профиля и явилось неким основанием для резкого сокращения контрольных цифр приема в крупные государственные юридические учебные заведения. Однако «перегрев рынка юристов» и действительная потребность в «настоящих юристах» не всегда между собой тесно связаны (известно, что наличие множества дипломированных лиц вовсе не означает, что действительная потребность в квалифицированных юристах удовлетворена). Нашим руководителям необходимо это учитывать, а не полагаться полностью на мнение хотя и высокопоставленных, но очевидно малокомпетентных государственных чиновников, вероятно не заинтересованных в подготовке для страны юристов именно высокой квалификации. Пути исправления ситуации известны, они перманентно озвучиваются на юридических форумах, однако реального продвижения в требуемом направлении, к сожалению, не достигнуто. Не способствует необходимому для России уровню и содержанию юридического образования безоглядное, порой безрассудное стремление определенной части наделенных властью лиц копировать иностранные образовательные модели. Насыщение стандартов и примерных учебных программ только теми общими познаниями, которые не всегда адекватны идее фундаментальности в подготовке юристов, наверное, соответствует потребностям зарубежного юридического кадрового рынка с учетом их традиций в продвижении выпускников к правоприменительной практике. Наши традиции и опыт имеют иные свойства. Соглашусь с тем, что лучшее всегда должно быть воспринято. Следует обогащать профессиональный кругозор наших выпускников, который должен быть согласован и с содержанием зарубежного законодательства. Однако большинство из них будут востребованы именно в нашей стране, и это нельзя не учитывать. Образовательный процесс в России, где бакалавр пока не рассматривается даже государственными структурами (да и самим гражданским обществом) как высококвалифицированный юрист, должен иметь собственные ориентиры.
— Как Вы относитесь к проводимой сейчас Ассоциацией юристов России общественной аккредитации юридических вузов? Нужно ли общественным институтам заниматься качеством юридического образования? — Требования к аккредитации юридических вузов должны быть предельно высокими в первую очередь на государственном уровне. Однако опыт убеждает в том, что чиновники, руководящие этим процессом на разных уровнях, не всегда выполняют свои обязанности в полном объеме, а иногда, по разным причинам, не имеют такого желания. В этих условиях общественная аккредитация, проводимая сейчас Ассоциацией юристов России, приобретает особое значение и представляется важным звеном для перехода к аттестации самих выпускников юридических вузов, уже располагающих некоторым опытом юридической работы (стажем), к определенному роду правоприменительной деятельности. Такой опыт имеется в зарубежных странах, на корпоративном уровне накапливается и в России. Аттестация юридических кадров должна постоянно находиться в сфере интересов и влияния зарождающегося в нашей стране гражданского общества.
— Как Вы считаете, можно ли преодолеть правовой нигилизм, особенно в среде самих юристов? — В преодолении правового нигилизма крайне заинтересовано не только государство, регламентирующее общественную жизнь посредством права. Повышение эффективности этого рода деятельности лежит в сфере общесоциального и индивидуального интереса. Это правильно воспринимается большинством граждан тогда, когда законы и иные нормативные акты социально обоснованы, юридически безупречны и подлежат исполнению каждым носителем обязанностей, независимо от его статуса, ранга и иных преимуществ. Как говорил несостоявшийся выпускник юрфака Казанского университета В. И. Ульянов (Ленин), прежде чем учить дисциплине рабочих, нужно начинать с самих себя. Думается, что это положение весьма актуально и по сей день. Многие ученые полагают, что в правотворческой деятельности не все обстоит благополучно, их мнение торпедируется административным ресурсом или просто игнорируется. Элементарной предпосылкой преодоления правового нигилизма со стороны граждан является знание ими соответствующих положений тех или иных нормативных актов, информированность о них. Убежден в том, что правовое образование и воспитание в соответствующих формах должны начинаться в раннем детстве и продолжаться всю сознательную жизнь. В недавно принятом Президентом России документе называются конкретные направления такой работы. На юридическом факультете Казанского федерального университета действует отделение правового образования, где готовят педагогов-правоведов. Однако их трудоустройство в школе фактически не обеспечено, ибо дисциплины юридического профиля в необходимом объеме в школьной программе отсутствуют. Представляется, что начинать обучение праву нужно с начальных и завершать выпускными классами. Однако школьные программы ориентированы в ином направлении. Правовой нигилизм в среде самих юристов объясняется многими причинами. Его уровень во многом определяется содержанием политической воли и связанных с ней социальных процессов, неуважением к закону и стремлением угодить властеобладателям в надежде обрести личную выгоду, а также иными известными обстоятельствами, которые не требуют особых комментариев.
— Какими качествами должен обладать настоящий юрист? — Юрист, как и любой другой гражданин России, должен стремиться к тому, чтобы обладать качествами, которые способствовали бы его успешной жизнедеятельности в окружающем его социальном мире. Но поскольку по роду своей деятельности юристу постоянно приходится общаться с гражданами, подчас зависящими от его юридического решения, правового совета или рекомендаций, то наиболее важным качеством любого выпускника юрфака Казанского университета считаю умение общаться с людьми как с равными, проникаться их нуждами, владеть навыками умело, на основе права разрешать конфликтную ситуацию. К юристам, как и к врачам, редко обращаются с тем, чтобы разделить с ними свою радость. Чаще всего — это проблемы… Чванливость, непомерный апломб в отношениях с гражданами совершенно недопустимы. Я, как учитель, горжусь, когда выпускники факультета — государственные служащие высокого ранга говорят: «Когда к чиновнику приходит налогоплательщик, он должен встать!» Думается, что это убеждение основано на глубоком понимании своего места и роли в общественном процессе. Любой юрист должен не только правильно понимать закон, не менее важно его умение донести смысл и содержание правового акта до каждого. Человеку, который не способен выразить свою мысль, правильно оформить вывод, не должно быть места в юриспруденции. Эти и многие другие полезные качества не обязательно наследуемы, они могут обретаться в процессе обучения и живого общения с достойными учителями.
— Ильдар Абдулхакович, что бы Вы хотели пожелать нынешним и будущим российским юристам? — Хочу пожелать своим коллегам, всем служителям юриспруденции оптимизма, веры в то, что юридические идеалы восторжествуют, а профессия юриста будет уважаема и почитаема в обществе не только в связи с присущими ей статусными благами. Однако это требует большого терпения, выдержки и здоровья, которого я вам всем желаю!
——————————————————————