Стороны договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов
(Гребенников Д. А.) («Гражданское право», 2006, N 2)
СТОРОНЫ ДОГОВОРА НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ДОГОВОРА НА ПОДАЧУ И УБОРКУ ВАГОНОВ
Д. А. ГРЕБЕННИКОВ
Гребенников Д. А., аспирант ТГУ.
Одной из особенностей железнодорожных перевозок грузов является наличие специальных путей сообщения, по которым осуществляются эти перевозки. Железнодорожные перевозки могут осуществляться по путям общего и необщего пользования. Отличие одних путей от других состоит в том, что пути общего пользования предназначены для удовлетворения потребностей в железнодорожных перевозках всех грузоотправителей, грузополучателей; пути необщего пользования предназначены для обслуживания определенных пользователей или используются владельцами этих путей для удовлетворения собственных нужд (ст. 2 УЖТ РФ). Наличие железнодорожных путей необщего пользования обусловлено потребностью максимально приблизить погрузку и выгрузку к местам производства и потребления, говоря иными словами, обеспечить доставку грузов «от двери к двери». Использование подъездных путей на начальных и конечных этапах перевозочного процесса оказывает существенное влияние на взаимоотношения грузовладельца и перевозчика. Особенности отношений между перевозчиком и грузовладельцами при осуществлении перевозок грузов через пути необщего пользования регламентируются при помощи специальных источников правового регулирования. Нормативная регламентация осуществляется гл. IV УЖТ РФ, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее по тексту — Правила эксплуатации) <*> и др. нормативно-правовыми актами <**>. Индивидуальное регулирование осуществляется при помощи договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (далее по тексту — договоры на эксплуатацию) и договоров на подачу и уборку вагонов <***>. ——————————— <*> См.: Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования». <**> См., напр.: Приказ МПС РФ от 29 сентября 2003 г. N 67 «Об утверждении Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов». <***> Отношения между перевозчиком и грузовладельцами, не имеющими складов и погрузоразгрузочных площадок на подъездных путях, регламентируются при помощи договора, заключаемого между соответствующими грузовладельцами, перевозчиком и владельцем подъездного пути (ч. 2 ст. 56 УЖТ РФ). Такой договор не поименован в УЖТ и Правилах как договор о подаче и уборке вагонов или как договор на эксплуатацию, в нормативных актах лишь указано, что этот договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, а также взаимную ответственность сторон.
Исследование реформы железнодорожного транспорта позволяет критически проанализировать субъектный состав договора на эксплуатацию и договора на подачу и уборку вагонов. Одной стороной рассматриваемых договоров является перевозчик. По ранее действовавшему законодательству классификация субъектов, составляющих другую сторону договора, проводилась по критерию принадлежности этим субъектам подъездных путей. Владельцем (ветвевладельцем) считалось лицо, обладающее подъездными путями, не принадлежащими железной дороге. Пользователем назывались грузоотправители и грузополучатели, использующие подъездные пути, принадлежащие железной дороге (п. 1.2 Правил эксплуатации от 25 мая 2000 г. <*>). Контрагентами считались пользователи в пределах не принадлежащего железной дороге подъездного пути, имеющие свои склады либо примыкающие к указанному подъездному пути свои железнодорожные подъездные пути (ч. 1 ст. 63 ТУЖД РФ). Описанный выше субъектный состав договора был создан и рассчитан на ранее существовавшую систему отношений собственности на имущество железнодорожного транспорта, когда перевозчик (железная дорога) владел всем имуществом, необходимым для осуществления железнодорожных перевозок. ——————————— <*> См.: Приказ МПС РФ от 25 мая 2000 г. N 15Ц «Об утверждении Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей».
В настоящее время возможна ситуация, когда инфраструктурой общего пользования владеет одно лицо (владелец инфраструктуры), а перевозки грузов осуществляет другое лицо — перевозчик. Однако Правила эксплуатации сохранили традиционный подход к определению сторон договора. Договор по-прежнему заключается между перевозчиком, с одной стороны, и владельцем, пользователем или контрагентом, с другой стороны (ст. 55, 56, ч. 2 ст. 60 УЖТ РФ). Только теперь для разграничения контрагента, пользователя и владельца применяется критерий принадлежности железнодорожных путей необщего пользования не перевозчику, а владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования в настоящее время зависит не столько от перевозчика, сколько от владельца инфраструктуры. При этом владелец инфраструктуры участвует в отношениях по выполнению перевозочных операций на железнодорожных путях необщего пользования только как представитель перевозчика (ч. 2 ст. 50, ст. 54 УЖТ РФ). Такая ситуация обоснованно критиковалась в юридической литературе <*>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003. —————————————————————— <*> В. В. Витрянский резко критикует такое положение вещей, утверждая, что «такая структура договорных связей абсолютно иррациональна. Создается впечатление, что здесь все поставлено с ног на голову. Ведь перевозчик, не располагая подъездными путями общего пользования и даже собственным локомотивом, как это предусмотрено ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ни в коей мере не привязан к конкретным ветвевладельцам — грузоотправителям и грузополучателям. Его роль исчерпывается доставкой пассажиров и грузов в пункты назначения. Гораздо более логично выглядела бы ситуация, когда бы владелец инфраструктуры, обладающий необходимым технологическим комплексом, включая железнодорожные подъездные пути общего пользования, к которым примыкают подъездные пути организаций — грузоотправителей и грузополучателей, заключал с последними (от своего имени) договоры об эксплуатации соответствующих подъездных путей и о подаче, уборке вагонов». См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2004. С. 371.
Эту критику можно признать справедливой лишь в той части, в которой она касается отношений, возникающих по поводу эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования. По нашему мнению, все операции по обслуживанию железнодорожных путей необщего пользования можно разделить на две группы: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования; 2) подача и уборка вагонов. В первую группу включаются операции по обеспечению взаимодействия железнодорожной станции и примыкающих к ней путей необщего пользования, по обеспечению маневровых, сортировочных работ и другие операции (ст. 16 Закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации») <*>. Эксплуатация подъездных путей обеспечивается через взаимодействие владельца путей необщего пользования и владельца путей общего пользования (владельца инфраструктуры). Перевозчик, убирающий, подающий вагоны на подъездные пути и не владеющий инфраструктурой, не оказывает существенного влияния на содержание и развитие этих отношений. Поэтому договоры, регламентирующие отношения по эксплуатации подъездных путей, должны заключаться между владельцем путей и владельцем инфраструктуры и только в случае необходимости должны быть представлены на согласование не владеющему инфраструктурой перевозчику. ——————————— <*> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 169.
В настоящее время технические аспекты этих отношений регламентируются: инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, утверждаемой владельцем инфраструктуры (п. 1.7 разд. I Правил эксплуатации); единым технологическим процессом обслуживания работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания (далее по тексту — ЕТП) <*>. По нашему мнению, юридические и экономические аспекты этих отношений необходимо регулировать при помощи договора, заключаемого между владельцем инфраструктуры и владельцем пути необщего пользования. Такой договор может носить традиционное наименование — «договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования». ——————————— <*> В соответствии с п. 5.1 Правил эксплуатации ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов. При согласии сторон ЕТП может разрабатываться и с меньшим грузооборотом.
Во вторую группу входят операции по обслуживанию перевозчиком грузоотправителей и грузополучателей на железнодорожных путях необщего пользования. Отношения, возникающие по поводу выполнения перевозчиком этих операций, должны регламентироваться договорами, заключаемыми между перевозчиком и грузовладельцем, и только в случае необходимости согласовываться с владельцем инфраструктуры. Такие договоры следует именовать — договоры на подачу и уборку вагонов. Таким образом, предлагается выделять следующие разновидности договоров: 1) договор на подачу и уборку вагонов, заключаемый между перевозчиком и грузовладельцем (грузоотправителем и грузополучателем); 2) договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, сторонами которого являются владелец инфраструктуры общего пользования и владелец путей необщего пользования.
——————————————————————