Правовое регулирование договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом

(Коваль А. В.) («Вестник Арбитражного суда города Москвы», 2008, N 4)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

А. В. КОВАЛЬ

Коваль А. В. — консультант организационно-аналитического и контрольного отдела (управления) Арбитражного суда города Москвы, кандидат юридических наук.

В связи со становлением и развитием обновленной структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации, наличием нередко противоречивой судебной практики различных арбитражных округов в применении норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Устава железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ), регулирующих отношения перевозки грузов железнодорожным транспортом, целесообразно рассмотреть наиболее актуальные вопросы правового регулирования заключения и исполнения договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Легальное определение и понятие договора перевозки груза дается в п. 1 ст. 785 ГК РФ, согласно которому по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Сторонами договора перевозки являются перевозчик и отправитель груза (грузоотправитель). В связи со структурным преобразованием отрасли железнодорожного транспорта действующие железные дороги лишились статуса юридического лица и стали филиалами ОАО «РЖД». В качестве перевозчика на железнодорожном транспорте и стороной по договору перевозки может выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки обязанность доставлять пассажира, вверенный им для перевозки груз, грузобагаж, багаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдавать их управомоченному на получение лицу (ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», ст. 2 УЖТ РФ) <1>. ——————————— <1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова.

Основным транспортным документом, свидетельствующим о заключении договора перевозки груза, на железнодорожном транспорте является железнодорожная накладная (ст. 25 УЖТ РФ). В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в накладной и выдать отправителю квитанцию, и именно с этого момента договор перевозки считается заключенным. Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и иными письменными документами, особенно в случае их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных перевозках предусмотрено составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю. На практике часто возникает вопрос о разграничении отношений перевозки и других сопутствующих им правоотношений. Например, клиенты железных дорог считают, что в перевозку входят и доставка груза до железнодорожной платформы, и обеспечение хранения груза, как до принятия груза, так и после выдачи груза грузополучателю, смежных услуг по охране и т. д. Однако данные мнения возникают в результате неправильного толкования ст. 785 ГК РФ и ст. 25 УЖТ РФ, согласно которым договор считают заключенным с момента составления накладной и проставления штампа о приемке груза к перевозке и до выдачи его грузополучателю. С этого момента отношения по перевозке считаются оконченными, и на перевозчике не лежит ответственность за груз и дополнительные обязанности. Также не лежит ответственность на перевозчике и до проставления штампа о приемке груза к перевозке. Данные обстоятельства имеют значение при определении лица, ответственного за несохранность груза, его утрату или повреждение, соблюдение обязательного претензионного порядка и сроков предъявления претензии. Другой стороной перевозки груза является отправитель (грузоотправитель). Им является лицо, которое заключило договор перевозки от своего имени либо от имени другого лица. В качестве отправителя может выступать и не собственник груза. Часто отправителем груза является экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени, однако данные обстоятельства не имеют правового значения для прав этих лиц на заключение договора перевозки груза, поскольку распоряжение грузом не происходит, а имеет место лишь перевозка, а не распоряжение груза. В связи с образованием ОАО «ТрансКонтейнер» в контейнерных перевозках сложилась такая система правовых взаимоотношений сторон, при которой клиентом заключается договор на транспортно-экспедиционное обслуживание с ОАО «ТрансКонтейнер», после чего ОАО «ТрансКонтейнер» как экспедитор самостоятельно заключает договор перевозки с ОАО «РЖД». Исходя из ст. 789 ГК РФ, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом носит публичный характер, т. е. заключение данного договора обязательно для перевозчика с любым лицом, которое обратилось для заключения договора перевозки. При отказе либо немотивированном уклонении от заключения договора перевозки клиент вправе его заключить в судебном порядке. Заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосрочных договоров об организации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния грузов, их массы, количества мест и некоторых других договоров, в отношении которых обязанность по заключению не установлена, не является обязательным, поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке <2>. ——————————— <2> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», п. 2.

В настоящее время реформирование железнодорожного транспорта, образование ОАО «РЖД» повлекло разделение функций перевозчика и владельца инфраструктуры. Взаимодействия владельца инфраструктуры и перевозчика регулируются УЖТ РФ и Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703, в соответствии с которыми владелец инфраструктуры и перевозчик заключают публичный договор. Перечень обязательных услуг владельца инфраструктуры и существенные условия договора определены в п. 3, 14 Правил, к которым относятся: предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда; обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок (далее — железнодорожный подвижной состав перевозчика), на железнодорожные пути общего пользования; управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций): согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Отношения по подаче и уборке вагонов, маневровой работе для грузоотправителей, имеющих склады и площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками. Данные договоры в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ и п. 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования также являются публичными. Их заключение обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). Отказ владельца инфраструктуры путей необщего пользования от заключения договора перевозчик вправе обжаловать в судебном порядке. В правоприменительной практике зачастую возникают вопросы о квалификации правоотношений по использованию объектов инфраструктуры, подаче и уборке вагонов, маневровой работе, а также относятся ли данные договоры к правоотношениям по перевозке грузов или являются самостоятельными видами договоров. В 2002 — 2004 гг. в правоприменительной практике Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных округов был выработан единый подход к тому, что отношения по подаче и уборке вагонов и правоотношения, связанные с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта, относятся к договорам перевозки. Такая квалификация имеет большое значение для определения сроков исковой давности, поскольку по договору перевозки устанавливается годичный срок исковой давности и необходимость соблюдения претензионного порядка разрешения спора.

Исполнение заявок на перевозку грузов и ответственность за их неисполнение

Статьей 11 УЖТ РФ предусмотрены порядок и сроки предоставления грузоотправителем заявок на перевозку грузов, сроки рассмотрения их перевозчиком, основания отказа перевозчика в согласовании заявок. Заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозки грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в международном сообщении. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Доказательством выполнения заявки является учетная карточка, которая подписывается грузоотправителем и перевозчиком. За неисполнение заявки и отказ от исполнения заявки ответственность наступает на основании ст. 794 ГК РФ и ст. 12 и 94 УЖТ РФ. В судебной практике имеются случаи, когда клиентом в соответствии с поданной заявкой подается заказ на большее число вагонов, а в момент подачи вагонов выясняется, что часть вагонов клиентом не востребована и не использована, при этом клиент ссылается на различные обстоятельства, например подача другой категории вагонов (вместо полувагонов — универсальных платформ), непригодность вагонов в коммерческом отношении и др. В связи с этим примечателен пример, когда решением Арбитражного суда Архангельской области были удовлетворены требования ОАО «РЖД» о взыскании штрафа за невыполнение принятой заявки ООО «Подюгалес», поскольку вместо поданных под погрузку 80 вагонов было отгружено 53 вагона. Обращаясь в суд кассационной инстанции, заявитель в жалобе ссылался на то, что железной дорогой были поданы под погрузку вместо заказанных полувагонов универсальные платформы, от приемки которых грузополучатель отказался ввиду того, что объем грузоперевозок в универсальных платформах меньше на 30%. Отказывая в жалобе, суд кассационной инстанции указал, что за неиспользование поданных по принятой заявке вагонов установлена ответственность грузоотправителя (ст. 794 ГК РФ, ст. 94 УЖТ РФ). Судом же был установлен факт неиспользования ООО «Подюгалес» 27 вагонов, что подтверждается учетной карточкой, и отказ представителя ответчика от подписания учетной карточки и актов общей формы, которые были составлены по факту неподписания учетной карточки. Утверждения ответчика о том, что железной дорогой вместо полувагонов были поданы универсальные платформы, что послужило основанием для отказа от погрузки, правомерно отклонены, поскольку эти обстоятельства не подтверждены. При возникновении споров в связи с отказом грузоотправителя от выполнения заявки необходимо требовать от грузоотправителя представлять свои возражения в учетной карточке, а при отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки — в обязательном порядке составлять акт общей формы. В соответствии со ст. 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 УЖТ РФ. В зависимости от категории груза, способа отправки (повагонный или поездом), характера сообщения (прямое, смешанное, международное), прохождения отдельных узловых станций могут устанавливаться различные сроки доставки грузов. В настоящее время действуют Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27. Согласно п. 11 Правил в случае наличия соглашения между сторонами об ином сроке об этом делается отметка в графе «Особые заявления и отметки отправителя». При совпадении в одном лице грузоотправителя и владельца железнодорожного пути необщего пользования последний не лишается права на использование предусмотренного ст. 62 УЖТ РФ технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборки вагонов с указанных мест. Высшим Арбитражным Судом РФ было рассмотрено дело <3>, когда ООО «Лукойл-Калининградморнефть», являющееся владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обратилось за взысканием платы за пользование вагонами, списанной с лицевого счета истца в ТехПД (технологический центр по обработке перевозочных документов). Отменяя решение суда, удовлетворившего требования, ФАС СЗАО сослался на нарушение положений ч. 2 ст. 62 УЖТ РФ, согласно которой неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки, предоставляется владельцу пути необщего пользования, только если он обслуживает грузоотправителей, грузополучателей, а в случае совпадения в одном лице владельца пути необщего пользования и грузоотправителя или грузополучателя технологическое время не должно предоставляться. Однако данные выводы суда кассационной инстанции являются ошибочными. ——————————— <3> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2007 г. по делу N 10383/06.

Отменяя данное Постановление, Высший Арбитражный Суд РФ указал, что при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца этого пути между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Согласно п. 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС России от 29 сентября 2003 г. N 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей, при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест. Правило ст. 62 УЖТ РФ об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется не на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти владельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями. Поскольку вагоны, предназначенные ветвевладельцу как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом ветвевладельца, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и при уборке вагонов с этих мест, в связи с чем время на выполнение таких операций в силу п. 2 ст. 62 УЖТ РФ не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами. На практике при определении времени задержки вагонов под погрузкой-выгрузкой и размера взыскиваемой платы, при взыскании штрафов, пеней и платежей зачастую возникает вопрос о том, с какого времени вагоны считаются поданными на железнодорожные пути необщего пользования и с какого времени убранными с путей необщего пользования. Для того чтобы избежать взыскания платы за пользование вагонами, клиенты часто ссылаются на то, что вагоны не подавались на путь необщего пользования, что это не пути необщего пользования, что время подачи вагонов на пути необщего пользования следует считать со времени подачи вагонов, контейнеров непосредственно к месту погрузки-выгрузки. В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 7108/04 указал, что, согласно п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути, согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, что является основанием для взыскания штрафа. Доказательствами, подтверждающими задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой наряду с актами общей формы, является памятка приемосдатчика, которая в силу п. 4.3 Правил и на основании ст. 68 АПК РФ приобретает силу обязательного доказательства в данном случае. При этом применение данной памятки приемосдатчика производится в совокупности с книгой регистрации уведомлений, ведомостью подачи-уборки вагонов. Согласно ст. 20, 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомлять грузоотправителей не позднее чем за два часа о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку и выгрузку. Согласно п. 4.3 Правил уведомление регистрируется в книге регистрации уведомлений. Отсутствие данных об уведомлении в такой книге либо отсутствие фамилий, номеров телефонов и данных ответственных лиц может являться основанием для отказа в иске <4>. ——————————— <4> Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2007 г. N 09АП-5923/2007-ГК, от 28 мая 2007 г. N 09АП-5592/2007-ГК.

Кроме того, предъявляя претензии и заявляя исковые требования, необходимо указывать, какие вагоны были задержаны под погрузкой и выгрузкой, номера и индивидуализирующие признаки данных вагонов, в случае отсутствия таких сведений в удовлетворении исковых требований может быть отказано. Согласно ст. 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. В случае указания в перевозочных документах наименования груза, не соответствующего фактически перевозимому грузу, что подтверждается коммерческим актом и является нарушением ст. 25, 27, 98 УЖТ РФ и п. 2.2, 2.17, 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов, грузоотправители уплачивают штраф. Оставляя без изменения решение Арбитражного суда города Москвы о взыскании с грузоотправителя штрафа, Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что, согласно транспортной железнодорожной накладной, в контейнерах находился груз — оборудование для предприятий торговли и общественного питания. Согласно коммерческому акту при комиссионной проверке было установлено, что в контейнере фактически оказался груз — пиво «Арсенальное». Согласно п. 1.2 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и приложений 5, 6 к ним пиво относится к скоропортящимся грузам, требующим в зимний период специального подвижного состава. Ответчиком был оплачен тариф в сумме 15801 руб., тогда как согласно прилагаемому расчету по прейскуранту 10-01 стоимость перевозки вагона ИВ-Термос составляет 147946 руб., в связи с чем исчисленный истцом размер штрафа по транспортной железнодорожной накладной составляет 739730 руб. <5>. ——————————— <5> Постановление ФАС Московского округа от 20 марта 2006 г. N КГ-А40/1577-06.

Правовые основания предъявления исков и сроки исковой давности установлены в ст. 125 и 126 Устава. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае: полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию; неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения 30-дневного срока, установленного ст. 124 Устава; если получен ответ перевозчика на претензию до истечения такого срока. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. ГК РФ и Уставом не предусмотрены порядок и сроки предъявления перевозчиком претензий, возникающих в связи с осуществлением перевозки грузов. Поэтому иски перевозчиков, возникающие в связи с осуществлением перевозки грузов, к которым не приложены документы, подтверждающие предъявление ими претензий грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей необщего назначения, обслуживающим их своим локомотивом, подлежат принятию арбитражными судами и рассмотрению в общем порядке.

——————————————————————