Прокурорская проверка как способ противодействия организованной преступности

(Охлопков С. А., Губин С. А.) («Законность», 2013, N 2)

ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАК СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

С. А. ОХЛОПКОВ, С. А. ГУБИН

Охлопков Сергей Алексеевич, прокурор Свердловской области.

Губин Сергей Анатольевич, заместитель прокурора Республики Адыгея.

В статье освещается опыт работы прокуратуры Республики Адыгея в сфере борьбы с организованной преступностью. В частности, приведен пример эффективной прокурорской проверки, результатом которой стало возбуждение уголовного дела по ч. ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ в отношении некоторых лидеров и активных участников организованного преступного сообщества «Южный общак».

Ключевые слова: прокурорская проверка, администрация исправительного учреждения, организованное преступное формирование.

Prosecutor’s supervision is a way to counteract organized groups S. A. Okhlopkov, S. A. Gubin

The article considers the experience the Prosecutor’s Office in Adygeya has gained in the fight against organized crime. In particular, shown was an example of effective prosecutor’s supervision which resulted in bringing a criminal case before a court, under chapters 1, 2 of Article 210 of the Criminal Code. A number of leaders and active members of the organized criminal group «Southern common fund» have been accused in the criminal case.

Key words: prosecutor’s supervision, prison authorities, jail authorities, organized criminal group.

Согласно пункту 1.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорам всех звеньев надлежит уделять особое внимание исполнению законов, направленных на борьбу с организованной преступностью. Пункт 1.4 этого же Приказа предписывает осуществление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями), поручать наиболее квалифицированным прокурорским работникам. При этом необходимо требовать от органов предварительного расследования установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам этой категории. Постановка указанных вопросов во главу угла одного из основных приказов Генерального прокурора РФ в сфере борьбы с преступностью указывает на их особую значимость и, по-видимому, является одной из ответных мер критическим проявлениям деятельности организованных преступных формирований в известных всем событиях в ст. Кущевской Краснодарского края и г. Гусь-Хрустальном Владимирской области. После названных чрезвычайных происшествий в прокуратуре Республики Адыгея, в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ, было проведено внеплановое координационное совещание по вопросам противодействия правоохранительных органов республики организованным преступным формированиям, осуществляющим деятельность на территории Адыгеи <1>. ——————————— <1> В указанное время соавтор статьи С. Охлопков работал в должности прокурора Республики Адыгея.

Один из основных выводов, сделанных на совещании, аналогичен выводу коллег из прокуратуры Забайкальского края — отсутствие системной и наступательной работы сотрудников правоохранительных органов в сфере противодействия организованной преступности <2>. ——————————— <2> См.: Мондохонов А. Противодействие организованной преступности // Законность. 2012. N 6. С. 38 — 40.

Пассивная позиция республиканских МВД и ФСИН в этой сфере продиктовала необходимость не только четкой координации деятельности правоохранительных органов, но и назначения собственной прокурорской проверки, целью которой было инициативное выявление организованных преступных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории республики. Итак, действуя во исполнение решения этого координационного совещания, сотрудник отдела по надзору за следствием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Республики Адыгея, обладающий опытом работы по выявлению и расследованию деятельности межрегионального организованного преступного сообщества «Дальневосточный общак», провел прокурорскую проверку в ФКУ ИК-1 и ИК-2 УФСИН России по Республике Адыгея. Проверкой было установлено, что в исправительных учреждениях республики, как и во многих пенитенциарных учреждениях системы ФСИН России <3>, осужденные подразделяются на категории: «черные» — лица, придерживающиеся «воровских» понятий и традиций, активно распространяющие их среди осужденных; «красные» — лица, в целом соблюдающие режим содержания; «мужики» — как правило, основная масса осужденных, в зависимости от так называемого окраса учреждения («черная» зона либо «красная» зона), придерживающиеся именно этой линии поведения; «опущенные», «обиженные» — лица, подвергнувшиеся различным видам насилия. ——————————— <3> См.: Губин С. Проблемы прокурорского надзора на этапе окончания предварительного расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 115 — 116.

Объяснениями лиц, отбывающих наказание, установлено, что такая система деления осужденных сложилась не случайно, а в результате целенаправленной работы руководителей организованного преступного сообщества «воровской» направленности (далее — «Южный общак»), обладающих в криминальной среде статусом «вор в законе». Так, этими лицами из числа осужденных, имеющих криминальный опыт, назначался «ответственный» за то либо иное исправительное учреждение республики. Он, в свою очередь, при использовании коррумпированных связей с администрацией создавал альтернативную систему управления колонией. Назначались так называемые «ответственные»: за отряды, за вымогательство денег путем организации азартных игр, за комнату свиданий, за распространение наркотиков, за незаконное изготовление бытовых предметов и ювелирных изделий и т. д. Кроме того, активно внедрялась девиантная система «воровских» правил и традиций. Вводились санкции за нарушение этих норм. Как следствие — в приведенных исправительных учреждениях республики на системной основе совершались преступления: вымогательства денежных средств и имущества осужденных (объекты недвижимости, транспортные средства и др.), незаконный оборот наркотических средств, незаконное производство различных предметов (мебель, ножи, ювелирные изделия и т. д.), в том числе с использованием рабского труда, причинение телесных повреждений различной степени тяжести и др. Основная цель — получение прибыли и направление ее в пользу «воров в законе», в так называемый общак. Указанными действиями полностью были нивелированы цели исправления осужденных, установленные УИК РФ, в массовом порядке нарушались их права. Более того, прокурор установил, что деятельность организованного преступного сообщества «Южный общак» распространена не только в пенитенциарных учреждениях. Территория республики и соседних субъектов условно разделена на зоны криминальной ответственности, в каждой из которых «ворами в законе» назначался «ответственный» либо «положенец», осуществляющий руководство криминальными процессами в том либо ином населенном пункте. Лица, совершающие корыстно-насильственные преступления, обязаны часть преступной выручки передавать в пользу руководителей «Южного общака». Например, «ответственным» за организацию криминальных процессов в Республике Адыгея более 17 лет был лидер уголовно-преступной среды Д., который помимо осуществления функций по руководству организованной преступной группой, структурно входящей в организованное преступное сообщество «Южный общак», лично занимался вымогательством денежных средств у предпринимателей. Прибыль, полученную от совершаемых на территории республики преступлений, ежемесячно передавал в кассу преступной организации. Основная цель создания этой разветвленной сетевой структуры далека от «воровских» романтических идеалов прошлых лет и состоит в материальном обогащении лидеров уголовно-преступной среды, обладающих статусом «вор в законе». Совокупностью добытых впоследствии доказательств по делу было установлено, что в «воровской кассе» только наличными деньгами содержалось свыше 4 млн. евро. По поручению прокуратуры республики МВД Республики Адыгея были проведены оперативно-технические мероприятия в отношении некоторых выявленных прокуратурой лидеров уголовно-преступной среды. Представленные результаты оперативно-розыскной деятельности подтверждали выводы прокуроров. Материалы прокурорской проверки с приобщенными к ней результатами оперативно-розыскной деятельности были направлены в СУ СКР по Республике Адыгея в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По результатам рассмотрения представленных материалов следственное управление возбудило уголовное дело в отношении нескольких руководителей и участников организованного преступного сообщества «Южный общак» по ч. ч. 1, 2 ст. 210 УК. В настоящее время расследование по делу продолжается. Его предварительные результаты полностью подтверждают выводы прокурорской проверки о деятельности организованного преступного сообщества на территории Республики Адыгея и в соседних с ней регионах, в том числе в исправительных учреждениях. Отдельно хотелось бы остановиться на методике проведенной работы. Так, при производстве проверки был учтен тот фактор, что в результате деятельности преступной организации в исправительном учреждении, как правило, есть лица, претерпевшие существенные лишения и склонные, а порой напрямую заинтересованные в нейтрализации руководящего звена преступного сообщества. Они зачастую относятся к неформальным категориям «красных» либо «обиженных». С учетом этого необходима качественная организация личного приема осужденных. Опросам нужно подвергать не только инициативно явившихся на прием к прокурору, но и других лиц из числа указанных категорий. При этом рекомендуется провести полный обход помещений штрафного изолятора, комнат строгих условий содержания и иных помещений, где могут быть изолированы эти лица. Необходимо учитывать, что должностные лица администраций исправительных учреждений зачастую потворствуют деятельности преступной организации, а потому не заинтересованы в выявлении и фиксации ее деятельности. Следствием этого может стать незаконная изоляция администрацией отдельных осужденных с целью недопущения их на прием к прокурору. Более того, нередко сотрудники исправительных учреждений ФСИН России вместо организации комплекса оперативно-розыскных и профилактических мероприятий с целью выявления и пресечения деятельности организованных преступных формирований, осуществляющих свою деятельность в местах лишения свободы, проявляют бездействие в этой сфере либо совершают должностные преступления. Например, в 2011 г. прокуратурой Республики Адыгея в Верховный суд республики было направлено несколько уголовных дел в отношении начальника управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея, его заместителя, начальника оперативного отдела, главного бухгалтера и 6 руководителей оперативных подразделений различных подведомственных учреждений, которые, действуя в составе организованной преступной группы, в период с 2005 по 2009 г. похитили 1 млн. 400 тыс. руб., выделенных управлению на оперативные нужды. В 2011 — 2012 гг. они решениями Верховного суда Республики Адыгея признаны виновными и приговорены к различным срокам лишения свободы условно с лишением государственных наград и званий. При всем многообразии преступных сообществ и преступных организаций координирующей и управляющей «надорганизацией» продолжает оставаться сообщество «воров в законе». Высшее положение в его преступной иерархии занимают «воры в законе» — лидеры организованной преступной среды, активные криминальные деятели, доказавшие свою верность преступным идеям, связям, соучастникам и выполняющие широкие организаторские функции в преступной среде <4>. ——————————— <4> См.: Белоцерковский С. Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы ее оптимизации: Монография. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. С. 21.

Сопоставление материалов уголовных дел в отношении организованных преступных сообществ «воровской» направленности «Южный общак» и «Дальневосточный общак» <5> свидетельствует о значительном совпадении, позволяющем сделать вывод об идентичности структурного построения этих преступных организаций и принципов их деятельности, основным из которых является контроль над корыстно-насильственными преступлениями в регионе с целью получения материальной прибыли. ——————————— <5> Соавтор статьи Губин С. в период с 2005 по 2007 г. руководил следственной бригадой, созданной в целях расследования уголовного дела в отношении организованного преступного сообщества «Дальневосточный общак», более 10 лет осуществлявшего свою деятельность на территории всех субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации.

Географическая отдаленность Республики Адыгея и субъектов Дальневосточного федерального округа, в частности г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, где дислоцировалось руководство организованного преступного сообщества «Дальневосточный общак», а также данные, приведенные выше, могут свидетельствовать о распространенности исследуемого негативного социального явления на территории Российской Федерации. Таким образом, необходимо осуществление эффективной борьбы с организованными преступными формированиями. Участие органов прокуратуры в этой борьбе носит многоаспектный характер и, на наш взгляд, является ключевым. Именно органы прокуратуры, обладающие полномочиями по координации деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, полномочиями по надзору за деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, и администраций мест содержания задержанных, заключенных под стражу и исправительных учреждений, а также правом производства собственных прокурорских проверок, способны консолидировать силы всех правоохранительных органов, направленные на обеспечение государственной и общественной безопасности в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Пристатейный библиографический список

1. Белоцерковский С. Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы ее оптимизации: Монография. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. 2. Губин С. А. Проблемы прокурорского надзора на этапе окончания предварительного расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. 3. Мондохонов А. Противодействие организованной преступности // Законность. 2012. N 6.

——————————————————————